(Воскресенский Дмитрий Григорьевич; 23.10.1873, с. Брусовое Фатежского у. Курской губ.- 3.11.1937, урочище Сандормох близ пос. Медвежья Гора, ныне г. Медвежьегорск, Карелия), сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Курских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе Курских святых), архиеп. Курский и Обоянский. Из семьи священника. Окончил Курское ДУ и в 1894 г. Курскую ДС. В 1894-1895 гг. псаломщик церкви с. Николаевка Путивльского у. Курской губ. В 1895-1897 гг. надзиратель и учитель чистописания и черчения Старооскольского ДУ. 6 янв. 1897 г. еп. Курским и Белгородским Ювеналием (Половцевым) рукоположен во иерея и определен к клиру Спасо-Преображенского собора г. Путивля. В 1901 г., после смерти жены, поступил в С.-Петербургскую ДА, к-рую окончил в 1905 г. со степенью кандидата богословия. Одновременно закончил С.-Петербургский археологический институт. 27 нояб. 1904 г. архиеп. Финляндским и Выборгским Сергием (Страгородским , впосл. Патриарх Московский и всея Руси) пострижен в монашество с именем Дамиан. В 1904-1905 гг. состоял благочинным академического духовенства и одновременно исполнял обязанности священника ц. во имя св. блгв. Александра Невского (Суворовской) при Академии Генерального штаба (вместо свящ. Георгия Шавельского , бывшего на русско-япон. войне). В 1905-1907 гг. в сане иеромонаха преподаватель гомилетики Смоленской ДС, в 1907-1908 гг. смотритель Старооскольского ДУ, в 1908-1911 гг. на той же должности в Обоянском ДУ. В 1911 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской ДС. 12 мая 1918 г. хиротонисан во епископа Переславского (первая архиерейская хиротония, совершенная по благословению Патриарха свт. Тихона), назначен викарием Владимирской епархии. Пребывал в переславль-залесском Даниловом во имя Св. Троицы муж. мон-ре , исполняя там обязанности настоятеля.

24 сент. 1920 г. Владимирским губернским ревтрибуналом «за хранение рукописей контрреволюционного характера» Д. был приговорен к тюремному заключению «на все время гражданской войны». 4 июля 1921 г. предписанием ВЦИК бессрочное заключение заменено на 3 года лишения свободы. Амнистирован и досрочно освобожден 13 янв. 1922 г. Вернулся в переславль-залесский Данилов мон-рь, выразил протест в связи с изъятием церковных ценностей из мон-ря. В июне того же года Д. вслед за Владимирским митр. Сергием (Страгородским) формально признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). По словам Д., он «шел за Сергием в порядке иерархического подчинения и личного доверия к нему» (Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П-6401. Л. 198 об.), соглашаясь с ограничениями, поставленными митр. Сергием условием своего признания ВЦУ. Обращенные к нему распоряжения ВЦУ по церковно-адм. вопросам Д. игнорировал, не скрывал своего мнения, что с программой «Живой церкви» правосл. сознание мириться не может. В церквах Переславля-Залесского и Александрова продолжалось поминовение во время богослужений имени Патриарха Тихона, что вызывало доносы на Д. местных священников-обновленцев. 5 дек. 1922 г. Д. был арестован Владимирским отделом ГПУ по обвинению в «будировании масс на религиозной почве». Виновным себя не признал. В обвинительном заключении был назван «ярым реакционным элементом» и «сторонником Тихона». 23 февр. 1923 г. Комиссией НКВД по адм. высылкам приговорен к 2 годам ссылки, к-рую отбывал в пос. Теджен (ныне город в Туркмении). После отбытия срока вернулся в Переславль-Залесский. В нояб. 1925 г. назначен временно управляющим Владимирской епархией.

22 дек. 1925 г. участвовал в собрании архиереев в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре во главе со Свердловским архиеп. Григорием (Яцковским) и, не зная о принятии Нижегородским митр. Сергием (Страгородским) временного исполнения обязанностей Патриаршего Местоблюстителя, вошел в состав Временного высшего церковного совета (ВВЦС), тем самым невольно стал одним из инициаторов григорианского раскола . 23 янв. 1926 г. Д. посетил в Н. Новгороде митр. Сергия, к-рый ознакомил его с завещательным распоряжением Местоблюстителя Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) о передаче своих полномочий в случае ареста митр. Сергию. В связи с этим Д. призвал членов ВВЦС признать митр. Сергия канонически законным временно исполняющим обязанности Местоблюстителя, чтобы предотвратить раскол среди иерархов Церкви. Однако руководители ВВЦС не отказались от своих претензий на высшую церковную власть, в связи с чем 29 янв. митр. Сергий запретил в служении архиереев, вошедших в состав ВВЦС, в т. ч. и Д. Убедившись в раскольнических действиях архиеп. Григория, 2 февр. Д. покинул ВВЦС, призвав других последовать его примеру. Принеся покаяние, он был вновь принят в лоно РПЦ. В дальнейшем Д. прямо называл «григорианцев», как и обновленцев, раскольничьим движением, поддерживаемым властями для разрушения единства Церкви.

В 1926-1927 гг. временно управлял Владимирской епархией. В 1927 г. возведен в сан архиепископа. С мая 1927 г. архиепископ Полтавский и Переяславский и временно управляющий Днепропетровской епархией. 25 апр. 1928 г. перемещен в Курск правящим архиереем. По словам Д., причиной этого перемещения стали его разногласия с др. украинскими архиереями на состоявшемся в Киеве собрании епископов по вопросу о поминовении имени Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра и возникавших в связи с этим вопросах об автономии Украинской Церкви (Архив УФСБ по Курской обл. Д. П-11015. Т. 1. Л. 496 об.).

В 1929 г. призывался на летнюю сессию Св. Синода. С 1930 г. в связи с проведением коллективизации в епархии усилились репрессии против духовенства. В сельских благочиниях органами ОГПУ систематически арестовывались все благочинные, назначаемые Д. В связи с этим он отказался от новых назначений и предложил сельскому духовенству обращаться непосредственно к архиерею. Ежедневно Д. принимал у себя в среднем ок. 10 священнослужителей и мирян, разбирал их жалобы о притеснениях со стороны властей. Оказывал материальную помощь ссыльному духовенству. 19 апр. 1932 г. награжден крестом на клобук.

В нач. 1930 г. был на короткое время арестован по делу «Плетневской контрреволюционной монархической организации церковников». Вновь арестован 26 июля 1932 г. в связи с волной антиколхозных выступлений в Центральночернозёмной обл. РСФСР. Находился в областной тюрьме в Воронеже. Вместе с Орловским еп. исп. Николаем (Могилёвским , впосл. митр. Алма-Атинский), большой группой священнослужителей, монахов и мирян проходил по делу т. н. «Контрреволюционной церковно-монархической организации «Ревнители Церкви»», был объявлен ее «руководителем». На следствии не скрывал своих убеждений, обоснованно указывал, что «преследование духовенства является органической частью деятельности Соввласти» (Там же. Л. 221 об.).

26 дек. 1932 г. Коллегией ОГПУ СССР приговорен к расстрелу, замененному 10 годами ИТЛ. В том же году отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (с дек. 1933 - Соловецкое отд-ние Беломоро-Балтийского ИТЛ, с нояб. 1936 г.- Соловецкая тюрьма особого назначения). Осенью 1937 г. НКВД принял директиву об уничтожении остававшихся на Соловецких о-вах узников. Д. был доставлен в пос. Медвежья Гора вместе с большой группой заключенных (1-й Соловецкий этап) и расстрелян в лесном урочище Сандормох по приговору Особой тройки при УНКВД по Ленинградской обл. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

Соч.: Недостатки рус. иконописи и средства к их устранению. СПб., 1905; Рус. православие и зап. исповедания в богослужении и обрядах // Смоленские ЕВ. 1914. № 1. С. 3-9; № 2. С. 25-34; № 3. С. 57-68; № 4. С. 95-102; № 5. С. 133-138; № 6. С. 163-169; № 7. С. 193-205; Речь пред благодарств. молебствием 8 июня 1913 г. окончившим курс восп. Смоленской ДС // Смоленские ЕВ. 1913. № 12. С. 621-625; Религиозная революция: [Слова, сказанные в семинарской церкви в неделю 23 по Пятидесятнице] // Смоленские ЕВ. 1917. № 25. С. 161-165; Речь при наречении во еп. Переславского // Владимирские ЕВ. 1918. № 9. С. 64.

Лит.: Мануил . Русские иерархи. 1893-1965. T. 3. С. 15-17; Польский . С. 116; За Христа пострадавшие. С. 361-362; Иоанн (Снычев) . Церк. расколы. С. 26, 29, 37; Резникова И . А . Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 140; Реутов В . Архиеп. Дамиан - сын земли Курской // 2-е Дамиановские чт., посвящ. пам. архиеп. Курского и Обоянского Дамиана (Воскресенского), др. правосл. священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных полит. репрессий: Сб. мат-лов. Курск, 2003. С. 17-22.

А. И. Раздорский

23 октября 1873 года у настоятеля Михайловского храма с. Брусовое Фатежского уезда Курской губернии священника Григория Воскресенского родился сын, названный при крещении Димитрием.

Вся жизнь отца Григория протекала в церковной ограде. Видя пастырскую заботу родителя, Димитрий возгорелся желанием тоже посвятить себя служению Богу и людям и, получив благословение отца, поступил в духовное училище. Окончив в 1894 году Курскую духовную семинарию, он некоторое время служил псаломщиком Спасо-Преображснского собора в Путивле, а затем надзирателем и учителем чистописания и черчения Старооскольского духовного училища.

6 января 1897 года епископом Иувеналием (Половцевым) Димитрий был рукоположен в сан иерея и назначен к церкви села Николаевки Путивльского уезда. Спустя четыре года после смерти
жены Димитрий Воскресенский поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию и одновременно в археологический институт.

В день празднования иконы Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной 27 ноября 1904 года ректором академии епископом Сергием (Страгородским)Димитрий был пострижен в монашество с именем Дамиан в присутствии Преосвященного Антония (Волынского), подарившего ему «Псалтирь следован-ную со своей дарственной надписью.

В годы Русско-японской войны отец Дамиан состоял благочинным академического духовенства и при этом исполнял обязанности священника суворовской церкви Академии Генерального штаба.

По окончании в 1905 году Санкт-Петербургской духовной академии Воскресенский назначается преподавателем Смоленской духовной семинарии. Спустя два года - смотрителем Старооскольского духовного училища, а еще через год - Обоянекого духовного училища.

28 июля 1911 года отец Дамиан был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской духовной семинарии, где его и застал октябрьский переворот.

В июле 1918 года он был хиротонисан во епископа Переяславльского, викария Владимирской епархии. Преосвященный Дамиан участвовал в открытии мощей святителей Иоасафа, Ермогена и Питирима.

Владыка Дамиан не мог оставаться равнодушным к начавшимся с первых дней советской власти гонениям па Церковь Христову, к расправам над священнослужителями, закрытию храмов, осквернению святых мощей. Его активное и открытое выступление в поддержку Патриарха Тихона, защита Русской Православной Церкви не остались незамеченными большевистскими властями. Уже в сентябре 1920 года Владимирский ревтрибунал приговорил владыку Дамиана к лишению свободы сроком на все время гражданской войны за хранение рукописей "контрреволюционного" характера. Хотя специальным предписанием ВЦИК епископ был освобожден из тюрьмы, но ярлык "контрреволюционер" прочно приклеился к нему, и ОГПУ требовался только повод для но-
вого ареста.

И он не заставил себя ждать. Голод стал бедствием для миллионов людей. Патриарх Тйхон обратился с воззванием ко всем православным оказать помощь умирающему населению и благословил церковно-приходские советы и общины «жертвовать на нужды голодающих драгоценные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления. Но в феврале 1922 года ВЦИК узаконил изъятие всех церковных ценностей, в том числе и священных сосудов. Подобное решение духовенство рассматривало не иначе как святотатство и всячески препятствовало этому. Епископ Дамиан, будучи настоятелем Свято-Данилова монастыря,
воспротивился изъятию имущества, как якобы «принадлежащего государству", за что и был арестован Владимирским губотделом ГПУ.

В обвинительном заключении было отмечено, что "...Воскресенский, будучи не согласным с происходящими в церковной жизни событиями и не соглашаясь с проблемами реформ, отвечающими современному советскому строю, вел тайную агитацию среди народных масс, натравливая последних на лиц обновленческого церковного направления... Является человеком социально опасным, а потому в интересах советской власти, означенного Воскресенского... необходимо из пределов Владимирской губернии изолировать, применить в нему административную высылку сроком на три года!. 23 февраля 1923
года епископ Дамиан был выслан в Тур-
кестан на два года.

После ссылки владыка вернулся в Переяславль-Залесский. В 1927 году он был возведен в сан архиепископа Полтавского, а спустя год возглавил Курскую епархию. В 1929 году из ЦК ВКП(б) пришла директива, утверждающая, что религиозные организации остаются единственной легально действующей контрреволюционной силой,имеющей влияние на массы. Начался новый виток гонений на служителей Церкви.

В июне-июле 1932 года по западным районам Центрально черноземной области прокатилась волна массовых антиколхозных выступлений под лозунгами: "Отдайте землю и волю и крестьян-
скую власть", "Советская власть нас ограбила, нам нужна власть без колхозов","Долой колхозы, долой советскую власть
- власть бандитов, давайте царя". По данным ОПТУ, в них участвовало до 63 тысяч человек. Следствие пришло к выводу;
что "контрреволюционные массовые выступления" явились результатом "подготовительной деятельности контрреволюционной церковно-монархической организации "Ревнители Церкви",

Возглавляемой архиепископом Дамианом". Вместе с владыкой были арестованы 3 епископа, 127 священников и диаконов, 106 монахов и монахинь.

На следствии архиепископ Дамиан говорил: "...своей задачей во время управления Курской епархией ставил объединение в первую очередь вокруг священнослужителей, подчиненных мне, и
вокруг отдельных верующих мирян,групп граждан, которые являлись бы глубоко верующими и способными защищать интересы Церкви; представляли бы из себя ячейки ревнителей Церкви для борьбы со всякими посягательствами на Церковь и для проповеди православия.

Поэтому я в своих индивидуальных беседах с некоторыми священнослужителями и верующими неоднократно подчеркивал, что в ячейках "Ревнителей Церкви" должны лежать следующие обязанности. Во-первых, привлечь в их состав действительно глубоко верующих православных, во-вторых, не допускать никаких нападок на Церковь, в-третьих, прославлять имя Божие молит-
вою и примером доброй жизни и, в-четвертых, быть наиболее усердным посетителем храмов и вербовать других к то-
му же".

Коллегия ОГПУ 26 декабря 1932 года приговорила архиепископа Дамиана (Воскресенского) к расстрелу, заменив приговор заключением в Соловецкий концлагерь сроком на 10 лет. Судя
по архивным документам, и на Соловках опальный архиепископ не смирился с попытками властей подчинить себе Русскую Православную Церковь. Его слова о том, что "сейчас у нас в России наблюдается полное бесправие, которого нигде никогда не было, но в конце концов Истина Божия должна восторжествовать", высказанные в кругу братьев по несчастью, оказались пророческими.

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года причислил к сонму святых новомучеников Российских архиепископа Дамиана (Воскресенского).

Ар-хи-епи-скоп Кур-ский Да-ми-ан , в ми-ру Дмит-рий Гри-горь-е-вич Вос-кре-сен-ский, ро-дил-ся в с. Бру-со-вое Фа-теж-ско-го уез-да Кур-ской гу-бер-нии 23 ок-тяб-ря 1873 го-да в се-мье свя-щен-ни-ка. Он окон-чил Кур-ское ду-хов-ное учи-ли-ще, за-тем ду-хов-ную се-ми-на-рию в 1894 г., по-сле че-го слу-жил пса-лом-щи-ком в г. Пу-тив-ле, а за-тем на-сто-я-те-лем церк-ви в с. Ни-ко-ла-ев-ке Пу-тивль-ско-го уез-да. Здесь у него ро-ди-лись один за дру-гим два сы-на: Ми-ха-ил и Ан-дри-ан. Но вско-ре он по-те-рял су-пру-гу, Мо-лит-вы вер-ну-ли о. Дмит-рию си-лы, и он по-сту-пил на уче-бу в Санкт-Пе-тер-бург-скую Ду-хов-ную ака-де-мию, од-новре-мен-но учил-ся и в Ар-хео-ло-ги-че-ском ин-сти-ту-те.
27 но-яб-ря 1904 го-да, в день празд-но-ва-ния ико-ны Кур-ской Ко-рен-ной "Зна-ме-ние", он был по-стри-жен в мо-на-ше-ство с име-нем Да-ми-ан. В 1905 г. за-вер-шил уче-бу в Ака-де-мии и вско-ре вер-нул-ся в Кур-скую гу-бер-нию, став смот-ри-те-лем Ста-ро-ос-коль-ско-го, а за-тем Обо-ян-ско-го ду-хов-ных учи-лищ. С 1911 го-да - рек-тор Смо-лен-ской ду-хов-ной се-ми-на-рии, воз-ве-ден в сан ар-хи-манд-ри-та.
В июле 1918 го-да ар-хи-манд-рит Да-ми-ан был хи-ро-то-ни-сан во епи-ско-па Пе-ре-я-с-лав-ско-го. Это бы-ла пер-вая ар-хи-ерей-ская хи-ро-то-ния по бла-го-сло-ве-нию Пат-ри-ар-ха Ти-хо-на. Вла-ды-ка Да-ми-ан не смог быть рав-но-душ-ным к на-чав-шим-ся с пер-вых дней со-вет-ской вла-сти го-не-ни-ям на Цер-ковь, рас-пра-вам над свя-щен-но-слу-жи-те-ля-ми, за-кры-тию хра-мов, осквер-не-нию св. мо-щей. Он от-кры-то вы-сту-пал в под-держ-ку Пат-ри-ар-ха Ти-хо-на и Ма-те-ри-Церк-ви. Это не оста-лось не за-ме-чен-ным вла-стя-ми. В сен-тяб-ре Вла-ди-мир-ский рев-три-бу-нал при-го-во-рил его к ли-ше-нию сво-бо-ды на все вре-мя граж-дан-ской вой-ны за хра-не-ние "контр-ре-во-лю-ци-он-ной ли-те-ра-ту-ры и ру-ко-пи-сей...".
Вско-ре он был аре-сто-ван за со-про-тив-ле-ние изъ-я-тию цер-ков-но-го иму-ще-ства, а 23 фев-ра-ля 1923 го-да был вы-слан на 2 го-да в Тур-ке-стан.
Вер-нув-шись из ссыл-ки, по-сле-до-ва-тель-но за-ни-мал Вла-ди-мир-скую, Пол-тав-скую и Кур-скую ар-хи-ерей-ские ка-фед-ры. Бу-дучи Кур-ским Прео-свя-щен-ным, вла-ды-ка Да-ми-ан был воз-ве-дён в сан ар-хи-епи-ско-па.
В Цен-траль-но-Чер-но-зем-ной об-ла-сти вла-ды-ка Да-ми-ан ор-га-ни-зо-вал раз-ветв-лен-ную сеть об-ще-ствен-но-ре-ли-ги-оз-ной ор-га-ни-за-ции "Рев-ни-те-ли Церк-ви", ко-то-рая ве-ла борь-бу с на-си-ли-ем со-вет-ской вла-сти про-тив Церк-ви. Мно-гие свя-щен-ни-ки при-ня-ли уча-стие в де-я-тель-но-сти этой ор-га-ни-за-ции, в ко-то-рой на-счи-ты-ва-лось бо-лее 250 че-ло-век.
26 де-каб-ря 1932 го-да ар-хи-епи-скоп Да-ми-ан был су-дим вме-сте с груп-пой сво-их при-вер-жен-цев и при-го-во-рен к рас-стре-лу, за-ме-нен-но-му ссыл-кой на 10 лет в Со-лов-ки. От-ту-да он уже не вер-нул-ся, а 3 но-яб-ря І937 го-да был рас-стре-лян.
В 1998 г. про-шла кон-фе-рен-ция, впо-след-ствии пе-ре-шед-шая в Да-ми-а-нов-ские чте-ния. В 2000 го-ду на Юби-лей-ном Ар-хи-ерей-ском Со-бо-ре Пра-во-слав-ной Церк-ви ар-хи-епи-скоп Кур-ский Да-ми-ан был при-чис-лен к ли-ку свя-тых.

Юби-лей-ный Ар-хи-ерей-ский Со-бор Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви, со-сто-яв-ший-ся в се-ре-дине ав-гу-ста 2000 го-да в Москве, при-чис-лил к ли-ку свя-тых 1154 но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских, по-движ-ни-ков ве-ры и бла-го-че-стия. Все они по-имен-но бы-ли из-вест-ны, хо-тя ми-ру не яв-ле-ны, но ве-до-мы Бо-гу. Сре-ди про-слав-лен-ных Со-бо-ром но-во-му-че-ни-ков есть и слу-жи-те-ли Кур-ской епар-хии - ар-хи-епи-скоп Да-ми-ан (Вос-кре-сен-ский), епи-скоп Рыль-ский Иоанн (Па-шин), ар-хи-епи-скоп Онуф-рий (Га-га-люк), ар-хи-епи-скоп Кур-ский (впо-след-ствии Ря-зан-ский) Иуве-на-лий (Мас-лов-ский), ар-хи-епи-скоп Пав-лин (Кро-шеч-кин), Они под-вер-га-лись же-сто-чай-шим го-не-ни-ям со сто-ро-ны без-бож-ной вла-сти, но от Хри-ста, от ве-ры пра-во-слав-ной не от-рек-лись. В 1937-1938 го-дах они бы-ли рас-стре-ля-ны.

Молитвы

Тропарь священномученику Дамиану, архиепископу Курскому и Обоянскому

От ю́ности Христа́ возлюби́л еси́, святи́телю Дамиа́не, к тебе́, я́ко ско́рому моли́твеннику и помо́щнику, ми́лостиво припа́даем и усе́рдно мо́лим: защити́ зе́млю Ру́сскую и спаси́ души́ на́ша.

Перевод: С юности Христа возлюбил ты, святитель Дамиан, к тебе как к быстрому помощнику и молитвеннику смиренно обращаемся и усердно молим: защити землю Русскую и спаси души наши.

Кондак священномученику Дамиану, архиепископу Курскому и Обоянскому

Святи́тельскую благода́тию обле́кся еси́, Це́рковь святу́ю, я́ко Неве́сту Христо́ву, страданьями доблесне укрепля́л еси́. Моли́ о на́с Христа́ Бо́га, святи́телю Дамиа́не. Велича́ем тя́, святи́телю о́тче Дамиа́не, и чти́м святы́е страда́ния твоя́, я́же за Христа́ претерпе́л еси́.

Перевод: Святительской благодатью облекся ты, Церковь святую, как Невесту Христову, в мученичестве доблестно укреплял ты. Моли о нас Христа Бога, святитель Дамиан. Прославляем тебя, святитель отче Дамиан, и почитаем святые страдания твои, которые ты претерпел за Христа.

Святы́й новому́чениче, святи́телю Христо́в Дамиа́не! Ди́вный па́стырю и доблестный во́ине Христо́в! Ты́ все́ю душе́ю от ю́ности за́поведи Бо́жии возлюби́л еси́. Те́м же Госпо́дь яви́ тя́ прее́мника Апо́столом Свои́м. И во дни́ гоне́ния лю́таго на ве́ру Правосла́вную, я́ко и́стинный па́стырь, яви́лся еси́, кре́стный пу́ть с па́ствою свое́ю проше́д и та́ко вене́ц му́ченический восприя́л еси́, обре́тший благода́ть, моли́теся за ны́. И ны́не, о, хода́таю на́ш пред престо́лом Царя́ Сла́вы, испроси́ у Него́ ве́ру оте́ческую утверди́ти, Це́рковь Святу́ю от ересе́й и раско́лов огради́ти, ве́рных укрепи́ти, заблу́ждших обрати́ти, боля́щия исцели́ти, многострада́льное Оте́чество на́ше умири́ти и от враго́в сохрани́ти ненаве́тно. И моли́твами твои́ми изба́вимся от вся́кия беды́ и напа́сти, и та́ко на земли́ благоче́стно пожи́вше, жи́зни ве́чныя на Небеси́ сподо́бимся, иде́же вку́пе со все́ми Святы́ми просла́вим в Тро́ице сла́вимаго Бо́га Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист священномученику Дамиану, архиепископу Курскому

Кондак 1

Духа Святаго носителю избранный, исповедниче Церкви Православный, адаманте твердейший, похвальная вопием ти, святый священномучениче Дамиане с сонмом новомучеников - Ревнителей Церкви, кровию своею всю Россию освятивших, приносим похвалы своя. И, взирая на благие страдания твоя, зовем ти: Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Икос 1

Ангелы и Боголюбивые людие Христу приносят благодарение, от рода священническаго для пастырскаго служения тя избравшего, святителю Богомудре Дамиане. Во дни гонений лютых, яко страж верный и пастырь добрый, паству Курскую не оставил, но душу свою за спасение ея положил. О сем похвальная вопием ти:

Радуйся, рода иерейскаго Богоугодной молитвы рождение; радуйся, земли Курения благоуханное цветение. Радуйся, Духа Святаго сосуде избранный. Радуйся, воплощение доброты и богомудрия; Радуйся, Святой Руси Божие предначертание. Радуйся, веры нерушимое основание. Радуйся, пламенный ревнителю апостольских преданий. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 2

Провидев щедролюбивый Господь, яко верным чада Православный Церкви многими соблазнами обуреваемы быти, Ангела - Провозвестника Евангельския истины, глашатая неустрашима в земле нашей воздвиже тя Господь, пастыря добра, яко душу свою за овцы полагающа. Мы же, благодаряще Бога, пастыря верна и стража прилежна даровавшего нам, зовем Ему: Аллилуйя.

Икос 2

От юности твоея, Богомудре Дамиане, орлу уподобился еси, к высоте небесней возлете, да постигнеши Богословскую премудрость в свете истиннаго благочестия просветившеея. Мы же, наставляеми тобою, поклонимся Богу, во Троице Святей славимому, вопия ти похвалы сия: Радуйся, паству Христову паче благ мира сего возлюбивый; Радуйся, делателю винограда Христова избранный. Радуйся, твоими молитвами гнев Божий утоляется. Радуйся, святителем Владимирские земли поставленный. Радуйся, нашего упования не посрамляющий; Радуйся, разума Апостольския Церкви хранителю. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 3

Сила Вышняго яве показа тя, священнопроповедниче Дамиане, в трудах крестоношення суща, егда всеоружием Божией благодати козни тьмочисленных враг Православный веры разрушал еси, Богу поя: Аллилуйя.

Икос 3

Имея веру несомненную и помысл чист, вся красная мира сего презрел еси, Дамиане Богоблаженне. И в чине святительстем Господеви послужил еси. Тем же благостию украшенный, аки звезда путеводная светиши всем, вопиющим ти: Радуйся, Единаго Христа всем сердцем возлюбивый; Радуйся, дарованный талант приумноживый. Радуйся, яко угождал еси Богу всяческим служением; Радуйся, правды и истины всегда искавый; Радуйся, истину дерзновенно вещавый. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 4

Бурю страстей внутрь имея, помышлениями суетными обуреваеми, не возможем, Дамиане всемудре, величия мученичества твоего проповедати, обаче твоими молитвами ко Господу в правоверии и благочестии укрепляемы, воспеваем Ему: Аллилуйя.

Икос 4

Слышавше и видевша людие православныя равноангельское стояние твое, на страже апостольской чистоты веры и единства Церкви Христовой, достоблаженне Дамиане, веру непорочно соблюдше и Имя Христово прославивше. Мы же, видя величие подвига твоего, зовем к тебе прилежно: Радуйся, Христа возлюбивый, с ним же за мир сораспеншийся; Радуйся, теплотою Божественной любви души наша согревающий; Радуйся, стада Христова пастырь верный; Радуйся, молитвенник за народ наш неутомимый. Радуйся, обуреваемых тихое пристанище; Радуйся, заблудших благостный наставник. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 5

Боготечную звезду яви тя Господь, досточудне отче наш Дамиане; зане паству твою добре осиял еси светом Евангельской истины, правы стези указуя к Царствию Христову и научая присно взывати к Богу: Аллилуйя.

Икос 5

Видевше гонители здочестивые, яка твердо упование твое на Господа и любовь к Нему, злобою дышащие людие страдания измышляху; ссылкой изнурения веру твою попрати и тя посмеянием диаволу явити. Ты же вся козни бесовские попрал еси. О сем мы приносим тебе похвалы таковыя: Радуйся, у кормила правления епархией твердо стоялый; Радуйся, свет Христов верным возсиявый. Радуйся, яка тобою ревности по Бозе исполняемся. Радуйся, нужды духовно окрадуемых предваряли; Радуйся, народу православному похваление. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 6

Проповедник благочестия явился еси, делателю непостыдный и право правящий слово Истины, священномучениче Дамиане, яко добрый воин Христов ограждая паству свою в годину искушений и соблазнов и подвизаясь взывати истинному Богу: Аллилуйя.

Икос 6

Возсиял еси во граде Полтаве» яко звезда лучезарная, блистанием твоим озаряя души верных и разгоняя тьму нечестия, ныне плодами сеяния насыщавши вся, мы же с любовию взываем к ти сице: Радуйся, на престол святительский промыслом Божиим восшедый; Радуйся, крестный путь с паствой своей прошедый; Радуйся, яко овец заблудших и обреченных на заклание не оставил еси. Радуйся, даже едину овцу заблудшую отыскавый. Радуйся, для народа русского сокровище драгоценное - Церковь сохранивый; Радуйся, от распрей церковных много скорбевый. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 7

Желая невозбранно пастырем добрым быти, Богоносне отче Дамиане, на пользу чад своих, да вси взыщут истиннаго Бога. Мы же, уповая на преславное ходатайство твое, со дерзновением воспеваем; Аллилуйя.

Икос 7

Перваго и дивнаго святителя по патриаршему благословению Церкви Российския вемы тя, святителю Дамиане, понеже во исповедании не устрашился еси человеческих прельщений и святоотеческия заветы соблюл еси. Сего ради и крепость духовную подаде ти Глава Церкви - Христос; мы же, недостойнии, приносим ти сицевая; Радуйся, самоотвержение всецело показавши; Радуйся, спасение многих взыскавый. Радуйся, промысла Божия о людех провозвестниче; Радуйся, дивное нравов очищение. Радуйся, послушание патриаршему Местоблюстителю явивый; Радуйся, сокровищ Православной веры усердный хранителю. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 8

Странное и преславное чудо есть маловерным и малодушным зрети тя, святителю Дамиане, како во дни гонений на Курскую кафедру пришел еси, Православную веру утвердил еси, мудростию словес своих научил еси стадо твое Богоугодно воспевати: Аллилуйя.

Икос 8

Весь исполнь любве Христовы, паству свою не оставил еси, молитвы Всевышнему о нас возсылая; мы же, чтуще светлую память твою, благодарственное пение приносим ти: Радуйся, обилием любви твоея мир удививый; Радуйся, славу предоброго и преблагаго пастыря снискавый; Радуйся, апостольских преданий ревнителю; Радуйся, вокруг себя верных собравши; Радуйся, верность Царю святому Николаю сохранивый; Радуйся, архиереев соседних епархий объединивый; Радуйся, яке Божественнаго священства правило был еси; Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 9

Вси людие паствы курския, видевше тя, архипастыря своего, обличившего опустошителей храмов Божиих, яко пророк Илия лжепророков Иезавелиных, ты же любовию к людям исполнен сый, слезныя молитвы Богу вознося, взывал Ему: Аллилуйя.

Икос 9

Ветии многовещанныя не возмогут по достоянию изрещи пречуднаго прославления памяти твоея, священномучениче Дамиане; мы же, к покаянию тобою подвигаемии, благосердию твоему подражати хотяще, песньми похвальными тя ублажаем сице: Радуйся, добрый наставниче и мудрый правителю; Радуйся, колеблющихся в вере твердый оградителю. Радуйся, яко тобою Святое Православие ревностно охраняется; Радуйся, во мраце нечестия правую веру утверждали; Радуйся, славу Царю Небесному мужественно снискавши; Радуйся, гнев Божий на милость к нам, грешным, преложивый, Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 10

Спасти хотя Церковь Русскую, преславне отче наш Дамиане, ревнителей веры отеческой совокупил еси, богоборческим козням противился еси. Мы же, почитающе всечестныя страдания твоя, вопием прославльшему тя Богу; Аллилуйя.

Икос 10

Матерь Божия, Стена необоримая, Небеси и земли, Владычице пречистая, град Курск ограждающая, строителя тайн Божии и стража верна Церкви Сына своего и Бога нашего избрав тя, отче Дамиане; ныне же ты у престола Царя Славы на Небесех со всеми святыми и Ангелами Небесными, молишься о нас. Мы же, радостию исполненнии, вопием ти: Радуйся, Покровом Пречистыя Богородицы осеняемый. Радуйся, Эдема Небесного сопричастниче. Радуйся, Ангелам собеседниче, святым соучастниче. Радуйся, в невечернии дни Райских блаженств наслаждаешися. Радуйся, изможденных горестями житейскими укрепляющий. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 11

Пение умиленное приносим ти, священномучениче Христов, сияеши бо ныне на небеси, яко верен Святитель правдою одеялся ecи и в рай сладости вкушаеши; о песнословящих Тя Христа прилежно моли, вопиющих Ему: Аллилуйя.

Икос 11

Светозарного светильника, елея молитвы чистыя преисполнена, и пламенем веры светло сияюща, воздвиже тя Господь, священномучениче Дамиане, Богохранимей земле Курския. Мы же, видем тя в Троическом Свете пребывающего и Отечеству нашему мира и благоденствия просящего, с упованием веры, зовем ти: Радуйся, на земле преподобного Феодосия родившийся, Радуйся, святителя Иоасафа славный преемниче, Радуйся, Иоанна Затворника достойный продолжателю, Радуйся, преподобного Серафима во образ себе избравший, Радуйся, преподобного Исаакия в пример вменивший, Радуйся, святому Онуфрию путь уготовлявший. Радуйся, Собора Курских святых преславное украшение. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 12

Благодати Святаго Духа испроси народам православным, преблагий пастырю стада Христова Дамиане пречудный. Ты же, молитвенниче всеусердный, ублажи Пречистую Матерь и всех Святых, во еже спастися нам. Силою благодати укрепит и нас, немощных, да твоими молитвами всякия козни победим, вопием Всеблагому Богу нашему: Аллилуйя.

Икос 12

Поюще много страда льны я подвиги твоя, святителю Христов Дамиане, и ублажаем мученическую кончину твою, ибо тобою в Троице славимый Бог наш славно прославися. Сего ради приносим ти похваления сицевыя: Радуйся, труд крестоношения Богоугодно подъявый; Радуйся, сосуде Духа Святаго исполненный; Радуйся, вечное приемый от Бога благословение; Радуйся, за веру и благочестие заточения и смерть приявый; Радуйся, славы Божией велий ревнителю; Радуйся, паствы твоея присное радование. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 13

О, преславный исповедниче Христов Дамиане! Прийми от нас, любящих тя чад твоих, приносимое тебе малое моление наше и теплым ходатайством твоим ко Господу огради Церковь Православную и Боголюбивый народ наш, от междоусобиц братских, расколов и еретических смятений, да в покаянии сокрушенном избавимся праведнаго гнева Божия, бед и грядущия вечныя муки и сподобимся с гобою, яко чада со отцем, во веки воспевати Богу; Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва священномученику Дамиану, архиепископу Курскому и Обоянскому

Святый новомучениче, святителю Христов Дамиане! Дивный пастырю и доблестный воине Христов! Ты всею душею от юности заповеди Божии возлюбил еси. Тем же Господь яви тя преемника Апостолом Своим. И во дни гонения лютого на веру Православную, яко истинный пастырь, явился еси, крестный путь с паствою своею прошед и тако венец мученический восприял еси, обретший благодать, молитеся за ны. И ныне, о ходатаю наш пред престолом Царя Славы, испроси у Него веру отеческую утвердити, Церковь Святую от ересей и расколов оградити, верных укрепити, заблудших обратити, болящия исцелити, многострадальное Отечество наше умирити и от врагов сохранити ненаветно. И молитвами твоими избавимся от всякия беды и напасти, и тако на земли благочестно поживше, жизни вечныя на Небеси сподобимся, идеже вкупе со всеми Святыми прославим в Троице славимаго Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, во веки веков. Аминь.

Фатежского уезда Курской губернии священника Григория Воскресенского родился сын, названный при крещении Димитри­ем.

Вся жизнь отца Григория протекала в церковной ограде. Видя пастырские труды родителя, Димитрий Григорьевич возгорелся желанием тоже посвятить себя служению Богу и людям и, получив благословение отца, поступил в духовное училище. Окончив в 1894 году Курскую ду­ховную семинарию, определен псаломщиком к церкви села Николаевка Путивльского уезда Курской губернии. С 1895 года служил надзирателем и учителем чистописания и черчения Старооскольского духовного училища .

«… Всего только с голодного 1918 года восстановилась здесь епископская кафедра, упраздненная пред тем более ста лет тому назад. Благодарение Богу! Назначением сюда епископа Дамиана Переславль был очень счастлив.

За его приветливый взгляд, правдивую, добрую и неустрашимую душу, обходительность, доступность и ласковость, уменье служить и проповедовать слово, - и станом своим он был представительный, - его скоро здесь полюбили. Но не посчастливилось только житье ему здесь. Первый раз он был арестован и посажен во Владимирскую тюрьму на год с лишним, заподозренный будто бы в политике, по произносимым в храме проповедям. Из Владимира тогда приходили трогательные картины рассказов, как его часто по улице города в арестантских опорках сопровождали под винтовками красноармейцы. Другой раз он был сослан на два года в город Теджен в Туркестане, благодаря нажиму «живой церкви». Всего он значился епископом Переславским девять лет. Ныне в начале лета, к сожалению переславцев, он был отозван на новое место службы в город Полтаву в архиепископском сане. Проводы его были очень чувствительны: многие при прощании с ним и при речах духовенства плакали; плакал немало и он, уезжая. В числе первых, как сослуживцу по собору, мне пришлось тогда сказать ему прощальное слово, перед молебном, за последней его Литургией. Храм был полон молящимися; пришло почти и все духовенство, как никогда. И так как это мое слово понравилось тогда очень многим (десятки слушателей после ко мне подходили и благодарили меня за высказанную в нем правду) и как оно, таким образом, является как бы выразителем настроения многих, то я полностью и помещаю его здесь. Итак, начинаю его передачу:

«Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, горячо любимый наш архипастырь!

Высказывая воодушевляющие нас чувства радости и пожелание, по поводу Вашего возвышения в служебной архипастырской деятельности, да подаст Вам Господь Бог крепость душевных и телесных сил послужить еще многие годы во благо и славу Святой Церкви, - мы вместе с тем не можем не высказать и другого нашего чувства, которое управляет нами в данное время. Это чувство печали и скорби, что Вы оставляете нас, что приходится теперь Вам сказать последнее слово «прости», чтобы в мире друг с другом нам с Вами на всю жизнь разойтись… Владыко! Тяжело нам с этим мириться!

Посмотрите, дорогой отец наш, собралось нас немало и пастырей церкви, и наших пасомых! Что это побудило нас? Любовь наша к Вам!

Вспоминаются мне первые годы Вашего вступления на здешнюю Переславскую кафедру. Тогда я еще не был Вам сослуживцем здесь по собору. Но мне тогда еще Бог привел иметь частое общение с Вами, когда, помните, многие приходы и целые улицы, чуть ли не весь город, приглашали Вас для служения в храмы и когда прихожане тех храмов брали святые иконы по своим домам, помнится, - из собора, из мужских монастырей, от нас - от Николы, от князя Андрея, и от других храмов, в которых Вы служили в тот день. Вот когда еще, Владыко, зародилась к Вам любовь переславцев! Когда же Вы пожили с нами, она в нас возросла: теперь переславцы провожают Вас с большим сожалением, со слезами…

Говорят, что любовь порождает любовь. Так случилось и с нами. За все эти годы пребывания с нами многие ль скажут, спрошу я, что он был Вами унижен, обижен или наказан? Своим приветливым словом, отзывчивостью души, доступностью и близостью к нам Вы больше и больше с годами, живя среди нас, привлекали и приумножали численный состав верующей паствы - Ваших почитателей.

Усердной службой своей и почти всякий раз, простым и понятным для всех словом назидания в этом святом храме и где только приходилось служить, Вы сумели в остывавших было в эти годы сердцах многих снова возгреть и любовь, и усердие к Божию храму. Многолюдство собрания верующих в храме Божием я больше всего считаю, вот здесь, по крайней мере, в соборе, плодом Ваших трудов и пастырских наставлений.

Да, дорогой наш архипастырь и любящий отец, справедливость требует сказать Вам, что недаром протекла Ваша жизнь среди нас. Своим примером стойкости в вере, своим твердым исповеданием Единой Святой и Апостольской Церкви и, наконец, своими страданиями, которые выпали на Вашу долю, Вы многих слабых, колебавшихся духом, укрепили и своим добрым и любящим сердцем приблизили к себе сердца многих.

Во всякое время, бывало, мы шли к Вам, как к родному отцу, не боясь, легко и свободно, и каждый из нас встречал в Вас радушный прием и живое участие. Вы своей лаской и добротой не обходили даже и малых детей… Есть одна, хорошо известная всем, дорогая картина, изображающая благословение Спасителем детей, - она часто изображается и на стенах храмов. И вот эта картина мне часто, бывало, когда я служил вместе с Вами, приходила на ум, когда видел я, как со всех сторон окружали Вас в алтаре почти такие же дети. Не шли бы они к Вам с такой радостью, лаской, с такой детски открытой душой, если бы они не чувствовали и не видели в Вашем сердце согревающих душу тепла, ласки, добра. И вот так со всеми нами Вы жили все время в мире, любви и согласии. И я думаю, что не погрешу, если скажу, что Вы не могли сделать кому-либо сознательное зло: в Вашем добром сердце не могло ужиться оно, подобно тому, как не может течь из одного и того же источника чистая и мутная вода.

Примите же, дорогой наш архипастырь и добрый отец, искреннее уверение в том, что мы все с любовью и неудержимою скорбию провожаем Вас от себя. Знайте, что Ваша жизнь, служба Ваша была плодоносна для нас! Вы не оставляете по себе темного следа между нами и укора своей памяти. При Вас никому не было тесно и с переходом Вашим не станет просторней и свободней, как это нередко бывает. Все мы, верующие, чувствуем утрату и лишение в Вас, как в своем добром, любящем отце и архипастыре.

А теперь последнее слово, Владыко: простите нас, в чем мы погрешили пред Вами и, быть может, когда оскорбили. Там, вдали, на чужой нам стороне, не забывайте нас в своих святых молитвах пред Богом…

Простите же и благословите навсегда любящую Вас переславскую верную и преданную Вам паству!»

Пополню еще свой рассказ о епископе Дамиане, что сейчас вспомнил.

Он и третий раз был арестован, значась Переславским епископом, но только уже домашним арестом, который был у него в Москве шесть месяцев. В этот раз он был выпровожен из города Александрова, куда он временно переселился пожить для удобства управления всей Владимирской епархией, которая ему была вверена. Вместо ссылки куда-нибудь далеко, ему, по просьбе его, дозволено было (в почетной ссылке) жить в Москве, без права выезда куда-либо во Владимирскую губернию. А перед тем выбытием его из Переславля в Александров вот что еще было связано, я хочу рассказать, с именем епископа Дамиана.

В одно время запьянствовали человек пять-шесть, соборные певчие. Имевшиеся деньги в карманах давно уже пропиты, хмель же в их отуманенных головах все еще бродит. «Ребята! Пойдем к архиерею просить себе денег на водку», - предлагает один. «Идем, идем, конечно!» - ему отвечают. И вот вступают в оградку собора, где в сторожке жил Дамиан. Видят, владыка сидит возле квартиры, гуляет. Честь-честью подошли гуляки под благословение и сели с ним рядом, обращаясь сначала на «Вы». На обращенную просьбу пьяных визитеров, владыка дал два рубля им на водку. Один из них тотчас же тогда и побежал покупать, а остальные свободно сидят и гуторят с архиереем разные речи во что кто горазд. Здесь они с ним уже сблизились на «ты». И говорят ему так: «Ты вот что, архиерей! Не уходи от нас в Александров. Тебе с нами не плохо, нигде не найти тебе лучшего. У нас так хорошо, а там жить будет хуже». В это время прибежал человек с водкой. «Вот ты, архиерей, пока здесь посиди, а мы вон там за храмом у стенки за твое здоровье и выпьем; потом мы тебе песни споем, а ты нас послушай!»

И вот после сего выпили и пели. Архиерей же в это время продолжал сидеть на своем месте и слушал… «

В 1927 году владыка Дамиан был возведен в сан архиепископа Полтавского, а спустя год воз­главил Курскую епархию. В 1929 году из ЦК ВКП(б) пришла дирек­тива, утверждающая, что религиозные организации остаются един­ственной легально действующей контрреволюционной силой, име­ющей влияние на массы. Начался новый виток гонений на служителей Церкви.

В июне-июле 1932 года по западным районам Центрально-Черно­земной области прокатилась волна массовых антиколхозных выс­туплений под лозунгами: «Отдайте землю и волю и крестьянскую власть», «Советская власть нас ограбила, нам нужна власть без кол­хозов», «Долой колхозы, долой советскую власть — власть банди­тов, давайте царя». По данным ОГПУ, в них участвовало до 63 тысяч человек. Следствие пришло к выводу, что «контрреволюционные массовые выступления» явились результатом «подготовительной деятельности контрреволюционной церковно-монархической орга­низации «Ревнители Церкви», возглавляемой архиепископом Дамианом». Вместе с владыкой было арестовано 3 епископа, 127 свя­щенников и диаконов, 106 монахов и монахинь.

Коллегия ОГПУ 26 декабря 1932 года приговорила архиепископа Дамиана (Воскресенского) к расстрелу, заменив приговор заклю­чением в Соловецкий концлагерь сроком на 10 лет. Судя по архи­вным документам, и на Соловках опальный архиепископ не сми­рился с попытками властей подчинить себе Русскую Православную Церковь. Его слова о том, что «сейчас у нас в России наблюдается полное бесправие, которого нигде никогда не было, но в конце концов истина Божия должна восторжествовать », высказанные в кругу братьев, оказались пророческими.

В 1937 году владыка Дамиан арестован в лагере и заключен в тюрьму. Осужден УНКВД СССР по Ленинградской области: приговорен к расстрелу и казнен 3 ноября 1937 года в возрасте шестидесяти четырех лет, похоронен в Левашовской пустоши Ленинградской области .

Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года причислил к сонму новомучеников и исповедников Российских архиепископа Курского Дамиана (Воскресенского).

Ярославский мартиролог «Все мы Христовы» страницы 295-297

(Укр.), в Соборах Курских и Полтавских (Укр.) святых

В миру Воскресенский Дмитрий Григорьевич, родился 23 октября года в с. Брусовое Фатежского уезда Курской губернии в семье священника. Родственник протоиерея Михаила Салохина .

В г. призывался на летнюю сессию Св. Синода.

С г. в связи с проведением коллективизации в епархии усилились репрессии против духовенства. В сельских благочиниях органами ОГПУ систематически арестовывались все благочинные, назначаемые архиеп. Дамианом. В связи с этим он отказался от новых назначений и предложил сельскому духовенству обращаться непосредственно к архиерею. Ежедневно владыка принимал у себя в среднем около 10 священнослужителей и мирян, разбирал их жалобы о притеснениях со стороны властей. Оказывал материальную помощь ссыльному духовенству.

9 февраля г. был на короткое время арестован по делу «Плетневской контрреволюционной монархической организации церковников».

Вновь арестован 26 июля г. в связи с волной антиколхозных выступлений в Центральночернозёмной обл. РСФСР. Находился в областной тюрьме в Воронеже . Вместе с Орловским еп. Николаем (Могилёвским) , большой группой священнослужителей, монахов и мирян проходил по делу т. н. «Контрреволюционной церковно-монархической организации «Ревнители Церкви»», был объявлен ее «руководителем». На следствии не скрывал своих убеждений, обоснованно указывал, что «преследование духовенства является органической частью деятельности Соввласти» .

26 декабря г. Коллегией ОГПУ СССР приговорен к расстрелу, замененному 10 годами ИТЛ. В том же году отправлен в Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе года для общецерковного почитания.

Молитвословия

Тропарь, глас 4:

От юности Христа возлюбил оси, святителю Дамиане, к тебе, яко скорому молитвеннику и помощнику, милостиво припадаем и усердно молим: защити землю Российскую и спаси души наша.

Кондак, глас 3:

Святительскую благодатию облекся еси, Церковь святую, яко Невесту Христову, страданьями доблесне укреплял еси. Моли о нас Христа Бога, святителю Дамиане. Величаем тя, святителю отче Дамиане, и чтим святые страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Молитва

Святый новомучениче, святителю Христов Дамиане! Дивный пастырю и доблестный воине Христов! Ты всею душею от юности заповеди Божий возлюбил еси. Тем же Господь яви тя преемника Апостолом Своим. И во дни гонения лютого на веру Православную, яко истинный пастырь, явился еси, крестный путь с паствою своею прошєд и тако венец мученический восприял еси, обретший благодать, молитеся за ны. И ныне, о ходатаю наш пред престолом Царя Славы, испроси у Него веру отеческую утвердити, Церковь Святую от ересей и расколов оградити, верных укрепити, заблудших обратити, болящия исцелити, многострадальное Отечество наше умирити и от врагов сохранити ненаветно. И молитвами твоими избавимся от всякия беды и напасти, и тако на земли благочєстно поживше, жизни вечныя на Небеси сподобимся, идеже вкупе со всеми Святыми прославим в Троице славимаго Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, во веки веков. Аминь.

Награды

  • крест на клобук (19 апреля 1932)

Труды

  • Недостатки рус. иконописи и средства к их устранению. СПб., 1905;
  • Рус. православие и зап. исповедания в богослужении и обрядах // Смоленские ЕВ. 1914. № 1. С. 3-9; № 2. С. 25-34; № 3. С. 57-68; № 4. С. 95-102; № 5. С. 133-138; № 6. С. 163-169; № 7. С. 193-205;
  • Речь пред благодарств. молебствием 8 июня 1913 г. окончившим курс восп. Смоленской ДС // Смоленские ЕВ. 1913. № 12. С. 621-625;
  • Религиозная революция: [Слова, сказанные в семинарской церкви в неделю 23 по Пятидесятнице] // Смоленские ЕВ. 1917. № 25. С. 161-165;
  • Речь при наречении во еп. Переславского // Владимирские ЕВ. 1918. № 9. С. 64.

Использованные материалы

  • А. И. Раздорский. Дамиан (Воскресенский) . Православная энциклопедия, т. 13, с. 707-708
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
  • http://pravoslavie.poltava.ua/sacred/texts/divine_poltava_sa...25/ - молитвословия

Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П-6401. Л. 198 об.

Архив УФСБ по Курской обл. Д. П-11015. Т. 1. Л. 496 об.

Архив УФСБ по Курской обл. Д. П-11015. Т. 1. Л. 221 об.