Капитолий хоть и уступает по размерам остальным шести холмам Рима, однако, именно его можно назвать сердцем Вечного города.

По легенде, Ромул решил строить Рим, начиная именно с этой возвышенности. Рем выбрал другой холм - Авентин, но в пылу спора брат убил его и начал строить всё-таки с Капитолия. Позже здесь стояли главные храмы античного Рима, а затем холм стал центром Рима христианского.

И сейчас Капитолий по-прежнему считается самым главным холмом Рима: здесь расположена мэрия города, одна из самых важных церквей Рима, знаменитые Капитолийские Музеи и другие достопримечательности. Отсюда же открывается красивая панорама на Римские Форумы.

Достопримечательности Капитолия: что посмотреть

Лестницы Капитолийского холма

Чтобы осмотреть по очереди все достопримечательности Капитолия, прогулку логичнее всего начать с площади Арачели (Piazza D"Aracoeli), откуда к вершине холма поднимаются две лестницы: та, что справа - Cordonata - построена самим Микеланджело, а та, что слева - Scalinata dell"Ara Coeli - не им, но она не менее знаменита, потому что, как считается, приносит удачу. Правда, только в одном деле - в выигрыше в лотерею.

Слева от этой чудодейственной лестницы заметны скромные развалины. Руины эти могут многое рассказать о том, как жилось в Риме простым смертным. Это инсула - кондоминиум по-древнеримски: жилой дом в 5-6 этажей, комнаты в котором сдавались в аренду. В начале нашей эры Рим был застроен такими вот невзрачными многоэтажками. Их было около 50 000.

По большей части, инсулы служили жильем для малоимущих граждан. Ради экономии строили их из чего попало, к тому же в них часто случались пожары, отчего почти все из инсул древнего Рима до наших дней не дожили. Insula dell’Ara Coeli у подножия Капитолия - исключение. Построена была эта коммуналка во II веке нашей эры, проживало в ней порядка 400 человек.

Храмы Капитолия

Миновав останки античной многоэтажки, лестница Scalinata dell"Ara Coeli выходит к фасаду базилики Санта-Мария-ин-Арачели (Basilica of Santa Maria in Ara Coeli). Место, на котором она построена в IX веке, знаковое: до христианской эпохи здесь стоял храм Юноны Монеты, богини весьма почитаемой у римлян. То, что ее именем стали называть денежные знаки неслучайно: их чеканили при этом храме. А еще, на территории этого храма держали гусей - их приносили в жертву Юноне. Эти гуси и предупредили коменданта Капитолийской крепости о галлах, окруживших ночью холм.

Как выглядел храм Юноны остается только гадать - от него осталась лишь часть фундамента. Зато теперь здесь располагается церковь Санта-Мария-ин-Арачели, в которой есть на что посмотреть: во-первых, великолепные фрески, статуи и мозаики мастеров Средневековья, а во-вторых, надгробия работы Микеланджело. Паломники же посещают эту церковь не столько ради произведений искусства, сколько ради древних христианских святынь: мощей святой Елены и чудотворной иконы Мадонны, которая, по легенде, в XIV столетии защитила Рим от чумы.

Капитолийская площадь и ее дворцы

Справа от церкви находится Капитолийская площадь (Piazza del Campidoglio). Чтобы попасть на нее, нужно спуститься с лестницы и вновь подняться уже по другой - той, что сделал Микеланджело. Интересно, что этот архитектор не построил ни одного из зданий на этой площади, но именно благодаря ему она выглядит так, как выглядит. Дело в том, что папе Павлу III не нравился вид Капитолийской площади, больно уж несолидно она смотрелась. Реконструкцию он доверил Микеланджело. Тот пристроил Дворцу Сенаторов (Palazzo Senatorio) монументальную лестницу, отчего здание стало выглядеть более достойно и стало центром архитектурного ансамбля всей площади.

В рамках проекта реконструкции именитый архитектор также украсил пилястрами фасад другого здания - Дворца Консерваторов (Palazzo dei Conservatori). Сейчас в нем располагается Капитолийский музей, но во времена Микеланджело заседали судьи. Напротив суда было решено построить первый в Риме общественный музей. Архитектор настоял, чтобы он был с таким же фасадом, как и у дворца судей, тогда они выглядели бы симметрично. «Двойник» построили, но уже после смерти мастера. Его назвали Новым Дворцом (Palazzo Nuovo). Как и было запланировано, в этом здании работает музей. В него, как и в Капитолийский музей, непременно стоит зайти, они оба весьма увлекательные.

Статуи Капитолийской площади

Посредине Капитолийской площади возвышается памятник Марку Аврелию. Его создал не Микеланджело, но решил его здесь установить именно он. Хотя по идее не должен был этого делать - Павел III точно не одобрил бы установку статуи языческого императора вблизи христианской церкви. Но случился конфуз: все с чего-то решили, что всадник на коне - это император Константин Великий, которого католики очень уважают, потому что именно он утвердил христианство То, что монумент посвящен не тому императору узнали позже, но решили уже ничего не менять.

Любопытная деталь: та статуя Марка Аврелия, что стоит в центре площади - не оригинальная. Ей заменили настоящую, медную, которая от дождей и голубиного помёта сильно портилась. Оригинал решили сохранить, ведь это единственная конная статуя из бронзы, сохранившаяся с античных времен (изготовлена во II веке н. э.). Хранится она теперь в Капитолийском музее. Аналогичная история у другого памятника - статуи волчицы, выкормившей Ромула и Рема.

Когда-то она украшала собой фасад Дворца Консерваторов, но после реконструкции Микеланджело ее для сохранности перенесли в музей, а на площади поставили клетку с живой волчицей. В наши дни вместо нее - современная копия оригинальной статуи.

Самая древняя часть Капитолия

Вправо и влево от Дворца Сенаторов на Капитолийской площади отходят две улочки. Если пойти направо, по via del Campidoglio, можно выйти к руинам Табулария (Tabularium) - городского архива, построенного в I веке до н.э. Осталось от него немного - часть фасада да подземные галереи. Остальное было сначала разрушено, а потом застроено. Если же от Дворца Сенаторов пойти налево, по via di San Pietro in Carcere, то сначала встретится смотровая площадка с видом на Форум, а затем - Мамертинская тюрьма (Carcere Mamertino).

Это самое древнее из сохранившихся зданий на Капитолийском холме, построено оно еще в IV до н.э. Считается, что в этой темнице перед казнью держали в узах апостолов Петра и Павла. В память об этом в подземелье установлен алтарь. Мамертинская тюрьма - это край Капитолия, за ней уже Форум.

Полезное для туристов

Обойти Капитолий, не вникая в историю его зданий, можно за полчаса. Экскурсия с компетентным гидом пройдет дольше, но будет куда насыщенней - любопытного в этом месте много, каждый камень имеет свою легенду. Гуляют по Капитолийскому холму бесплатно, платить нужно только за посещение музеев. Работают они с 9:30 до 19:30, единый дневной билет в них стоит 15€, а за 16€ можно купить билет на неделю. Это удобно, т.к. охватить всё за один раз трудно. За осмотр Мамертинской тюрьмы просят пожертвование в размере «сколько не жалко», а в базилику Санта-Мария-ин-Арачели вход бесплатный. Открыта она с 8:00 до 19:00, но по утрам в ней идут службы, так что посещать ее лучше после обеда.


Если планируется совместить осмотр Капитолия с Форумом, то лучше начать с последнего - он расположен по пути от станции метро Colosseo. Можно иначе: сначала Капитолий, а затем спуститься к Форуму. Тогда нужно двигаться от площади Арачели (Piazza D"Aracoeli).

В свою первую поездку по Италии, мы старательно посещали все музеи и достопримечательности по путеводителю. Отметились и в музее Капитолия. В целом, я не очень люблю античные скульптуры, но всё равно было интересно, особенно хотелось увидеть оригинал капитолийской волчицы. В музее также есть отдельная пинакотека с картинами Рубенса, Тициана, Караваджо.

К площади Капитолия ведут две лестницы. Крутые мраморные ступени - их сто двадцать четыре, ведущие к церкви Санта-Мария-ин-Арачели, были построены в XIV веке как попытка задобрить Деву Марию во времена эпидемии Черной смерти. Они были доставлены с Квиринальского холма и когда-то вели к храму Солнца. До эпохи Возрождения это были единственные ступени, ведущие на Капитолий. Если подниматься по ним, то сразу понятно, что они были устроены для крепких римских икр. Вскарабкаться по лестнице, ведущей к церкви Санта-Мария-ин-Арачели, тяжелее, чем преодолеть сотни мелких ступенек времен Возрождения. Когда архитекторы создавали площадь на Капитолии, они столкнулись с проблемой - сделать подъем, который был бы достоин уже существовавшего древнего пролета и в то же время не соперничал бы с ним. Итак, они сделали не лестничный марш, а что-то вроде пологого пандуса, он начинается рядом с более древни¬ми ступенями, имеет небольшой уклон и легко и изящно ведет к вершине. Что-то в этом есть от вежливости молодого человека, пропускающего старших вперед.





Первое, что вы увидите на площади, - восседающий на коне Марк Аврелий, за ним стоит Дворец сенаторов. Слева от императора - Капитолийский музей, а справа - Дворец консерваторов; оба здания хранят прекраснейшие сокровища Древнего Рима.

Пара цитат Марка Аврелия:
«Вот путь к совершенству - проживать каждый новый день, как последний, не впадая ни в горячку, ни в спячку и не пытаясь играть роль».
«Если кто причиняет тебе зло, сразу же постарайся посмотреть на все с его точки зрения, независимо от того, плоха она или хороша. Как только ты поймешь его, тебе станет жаль его, ты не будешь больше удивляться его поступку, ни сердиться на него».
«Что бы кто ни говорил и ни делал, мой долг - быть добрым».
По иронии судьбы, он обязан сохранением своей бронзовой конной статуи на улице Рима великолепной ошибке раннего христианского мира: его перепутали с Константином Великим.





Эта совершенная пьяцца была задумана Микеланджело, хотя и завершена его последователями. Это он перенес Марка Аврелия с Латерана, где тот стоял пятьсот лет, и поставил его на постамент, сделанный из колонны храма Кастора и Поллукса; и вот он едет на коне, прототип всех бронзовых всадников, которые с того времени пришпоривают своих коней на улицах и площадях мира.

Полюбовавшись на площадь, идём в музей. Музеи размещаются в трёх дворцах Начнём с Нового Дворца.

Венера Капитолийская (слева) . Кто-то, желая спасти «Венеру» от христиан и боясь, что ее отправят в огонь, как языческую богиню, тщательно замуровал ее в тайнике, где она и провела все Возрождение, выйдя на свет совершенно неповрежденной в XVIII веке. Это одна из самых красивых статуй Венеры, хотя и очевидно, что в Древнем Риме не ценили тонкую талию - это достижение Средних веков с их корсетами.





Изготовление мраморных и бронзовых императоров, ве¬роятно, было прибыльным бизнесом в Риме. Лики императоров рассылались государством по городам и весям Империи, подобно тому как фотографии царствующего монарха рассылаются сейчас в британские посольства. Вероятно, ожидали верности, даже от жителей отдалённых мест.

Капитолийская волчица- бронзоваяскульптура, датируемая V веком до н.э. и ещё с античности хранившаяся в Риме. Изображает волчицу, вскармливающую молоком двоихмладенцев - Ромула и Рема, легендарных основателей города. В 2006 году Анна Мария Карруба, специалистка по металлургии, реставрировавшая Капитолийскую волчицу, обнародовала свои выводы: по её мнению, скульптуру самой волчицы (не младенцев) не могли сделать раньше VIII-X веков. Дело в том, что в античности не умели отливать большие статуи целиком: их делали по частям, а потом сваривали. Волчица же была изготовлена сразу и целиком. Исследования металла, опубликованные в итальянской газете La Repubblica, указывают на XIII век как на наиболее вероятную дату появления статуи.
При этом документально зафиксировано было авторство скульптур младенцев Ромула и Рема, очевидно выполненных в другой манере. Их добавил к скульптуре Антонио дель Поллайоло в XV веке.

Статуя Марка Аврелия

Медуза Бернини





Кентавры Фуриетти

Потолки музея





В целом, музей не очень большой, около 2-3 часов там провести достаточно





При написании отчёта использована информация в том числе из книги Генри Мортона "Прогулки по Риму".

Более полная версия рассказа

Название : Piazza del Campidoglio (it), Piazza del Campidoglio in Rome (en)

Другие названия : Капитолий в Риме / Капитолийская площадь / Площадь дель Кампиодолио

Местонахождение : Рим (Италия)

Создание : с 1538 г.

Стиль : Барокко

Архитектор(ы) : Микеланджело Буонарроти


Архитектура Капитолия

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

В 1546 году семидесятилетний Микеланджело приступает к перестройке римского Капитолия, который за время Средневековья пришел в запустение и частично разрушился. Необходимо было его архитектурно оформить, и, как говорит Вазари , «придать соответствующий его назначению вид». Замысел Микеланджело в отношении Капитолия был претворен полностью в жизнь уже после смерти зодчего.

Римский Капитолий представляет особый интерес, так как является единственным архитектурным произведением с преобладающей открытой пространственной организацией. Сооружение характеризуется подчеркнутой центральной композицией, ясностью и последовательностью в общем архитектурно-плановом оформлении. Центром ансамбля служит в данном случае так называемый палаццо Сенатори, для которого зодчий спроектировал травертиновый фасад. На примыкающую к зданию площадку ведет двусторонняя лестница, которая вместе с башенкой, находящейся на здании, еще более подчеркивает центральную ось композиции. Слева и справа на открывающейся площади построены два одинаковых фасада - вернее, облечен новым фасадом существовавший палаццо Консерватори, и симметрично ему по другую сторону площади художник замыслил точно такой же палаццо (Находящийся напротив палаццо Консерватори палаццо Нуово (Капитолийский музей) был построен Джироламо Райнальди при папе Иннокентии X (1644-1655). Ранее, в 1598 г., Райнальди обновил палаццо Сенатори с некоторыми отступлениями от проекта Микеланджело. Мартином Лунги в 1579 г. перестроена старая башня). Оба здания - с лоджиями в первом этаже. Для входа на площадку служит широкая пологая лестница.

В центре площади поставлена античная бронзовая конная статуя Марка Аврелия, по обеим сторонам центральной лестницы помещены большие конные статуи. Лестницу дворца Сенатори украшает скульптура на мифологические сюжеты.

При сравнении палаццо Консерватори с более ранними произведениями Микеланджело (например, с фасадом церкви Сан-Лоренцо) заметен резкий сдвиг в сторону монументальности. В Сан-Лоренцо пропорции легки, изящны. В основу архитектурного приема положено стремление передать движение. Все элементы направлены ввысь, а равновесие достигается их напряжением. В палаццо Консерватори под тяжестью верхнего этажа тонкие колонки как бы прижимаются к широким пилястрам, проходящим по всей высоте здания. Массивность антаблемента, отягощенного балюстрадой, сковывает пилястры, как бы не дает им возможности проскочить вверх. Пилястры в достаточной мере нагружены. Зато в декоративных мотивах мастер дает полную свободу мягким округлым формам. Надоконные дугообразные фронтон-чики достигли своего предельного развития, причем необычайно выпуклый рельеф еще более усиливается тенями. С этой же точки зрения обращают на себя внимание ионические капители, примененные во дворце Консерватори. Капители утрированы, волюты их сильно загнуты, формы мягки и сочны.

    Источники:

  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва
  • А.Э. Бринкман “Площадь и Монумент как проблема художественной формы” – Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, Москва, 1935

Капитолийский холм — историческое и значимое место. Две знаменитые лестницы, Капитолийская площадь с дворцами, фонтаном и памятниками, почитаемая базилика Санта-Мария-ин-Арачели – все это находится здесь. Ну и, конечно, отличные виды на Форум и окрестности.

В античные времена (IV в. до н.э.), здесь стоял Капитолийский храм, в честь трех главных древнеримских богов: Юпитера, Юноны и Минервы. Его еще называли просто — Капитолий. В нем заседал сенат и проходили народные собрания. Падение Римской империи привело к разорению и упадку Капитолийского храма. Многие сооружения на холме были разграблены или сожжены, другие - перестраивались. В V веке тут даже пасли коз.

Благодаря визиту испанского короля Карла V, Капитолийский холм в 1536 году был перестроен по указу Папы Павла III. Разработать новый проект поручили Микеланджело Буонарроти. До конца осуществить задуманное мастер не успел. Дело продолжили его ученики. В 1654 году площадь приобрела окончательный вид, который сохранился до наших дней.

Достопримечательности Капитолийского холма

Лестницы

Сегодня подняться на холм можно по 3 лестницам. Широкая Кордоната (Cordonata) располагается в центре и ведет к Капитолийской площади. Снизу ее «охраняют» мраморные египетские львы, а вверху — 2-е большие статуи сыновей Зевса, Поллукса и Кастора. На середине маршрута сбоку от балюстрады стоит бронзовая фигура на кирпичном постаменте в плаще с капюшоном, закрывающим лицо, с посохом. Это статуя народного трибуна Кола ди Риенцо. Вдоль балюстрады установлены статуи императора Константина и его сына, скульптуры с фонтана «Трофеи Марио» и верстовые столбы с Аппиевой дороги.

Крутая лестница слева (если смотреть снизу) от центральной из 124 ступенек была создана по проекту Лоренцо Симоне ди Андреоццо в XIV веке. Она ведёт к храму Санта-Мария ин Арачели. С этим маршрутом связано удивительное поверье – считается, что если пройти его полностью на коленях и подняться таким образом до самой церкви – непременно выиграешь в лотерею.

А если отойти немного правее от Кордонаты, то увидите неприметную пологую лестницу. Ей пользуются местные жители.

Наверху простирается В центре высится мощный монумент Марка Аврелия – работа неизвестного скульптора, которую относят ко II веку н.э. В XVI веке по указанию Папы эту конную статую установили на площади, вопреки воле Микеланджело, который не предусматривал её в своём архитектурном ансамбле.

Возле дворца установлена легендарная Lupa Capitolina – Капитолийская волчица (копия скульптуры, оригинал помещен в ). Во дворце Сенаторов располагается мэрия Рима.

По двум сторонам площади мы видим одинаковые величественные фасады. Это дворцы и , в которых размещаются Капитолийские музеи.

Дворец Кафарелли

Дворец Кафарелли (Palazzo Caffarelli) (XVI века) занимает самое высокое место на Капитолии. Сегодня он относится к Капитолийским музеям, и в нем размещены экспозиция монет, старинные фрески и коллекция Сантарелли. Построен дворец на месте храма Юпитера Капитолийского. Когда-то здесь хранились все ценности мира, добытые римскими легионерами. Военные трофеи приносили в дар Юпитеру Величайшему. Сюда на золотой колеснице приезжали полководцы. К культовой статуе Юпитера они возлагали золотые венки. Во внутреннем дворе нынешнего здания, в павильоне за стеклом, видна кирпичная кладка – это всё, что осталось от великого строения. Внизу, на площадке (вход туристам туда, к сожалению, запрещён), видны фрагменты колонн, несколько скульптур и остатки рельефов, некогда украшавших Капитолийский храм.

главная страница

Ансамбль Капитолия (1537-1539)

"Римский народ возымел намерение, с соизволения этого папы, придать ту или иную красивую, полезную и удобную форму Капитолию и снабдить его ордерами, подъемами, пандусами и лестницами и обрамив его, для украшения этого места, древними статуями, которые там имелись. По поводу этого обратились за советом к Микеланджело, сделавшего для них красивейший и очень богатый проект: на нем, с той стороны, где заседают сенаторы, а именно выходящей на восток, он поместил травертиновый фасад и подъем с лестницами, которые поднимаются с двух сторон, встречаясь на площадке, откуда ведет вход прямо в залу названного дворца, и которые он снабдил богатыми заворотами, сплошь уставленными разнообразными балюстрадами, служащими перилами и парапетами. А спереди для обогащения этого фасада он поместил две древние лежащие мраморные реки на соответствующих основаниях, одна из них Тибр, другая же Нил, в девять локтей каждая; произведения эти редкостные; а между ними, в большой нише, должен находиться Юпитер. Далее, на южной стороне, той, где дворец Консерваторов, он, чтобы выправить его, задумал богатый и разнообразный фасад с лоджией внизу, заполненный колоннами и нишами для множества древних статуй, а кругом ее украшают разные по формам двери и окна, часть которых уже сделана; насупротив же этого фасада должен быть под Арачели такой же, выходящий на север; а впереди, с западной стороны, подъем в виде бастиона, который будет пандусом с оградой или парапетом с балясинами, там и будет расположен главный вход с ордером и пьедесталами, на которых будут расставлены благородные статуи, которыми ныне так богат Капитолий. Посредине площади на цоколе овальной формы поставлен весьма знаменитый бронзовый конь со статуей Марка Аврелия, перенесенный по приказу того же папы Павла с Латеранской площади, куда его поставил Сикст IV. Все это сооружение получается ныне таким красивым, что достойно быть названным в числе достойных произведений, созданных Микеланджело..." Вазари.

Грандиозным архитектурным проектом Микеланджело, по заказу папы Павла III, стал завершенный только в XVII в. ансамбль Капитолия в Риме - духовный и светский центр «вечного города», который был заложен в 1536г, сейчас местопребывание Римского муниципалитета. Ансамбль Капитолия связал новый Рим с расположенными по другую сторону Капитолийского холма грандиозными руинами древнего Римского форума. В 1537-1539 годах Микеланджело составил план реконструкции зданий, расположенных на Капитолийском холме - в самом сердце Рима. План Микеланджело не был полностью реализован до конца 1550-х годов. Практически работа велась с 1540 по 1580 гг. Завершал ее архитектор Дакомо делла Порта по проекту Микеланджело. Сегодня площадь Капитолия - одна из самых гармоничных и целостных в своем ансамбле площадей Рима. На Капитолии Микеланджело впервые продемонстрировал глубокое понимание законов оптического восприятия архитектуры, создав площадь, раскрытую к пространствам города.

Согласно проекту Микеланджело площадь Капитолия обрела трапециевидный план , ее обрамлением с трех сторон стали фасады зданий:
- средневековый дворец Сенаторов (ратушу), - главенствует над площадью. Высящаяся над ним башня стала вертикальной осью площади. Дворец был практически закончен при жизни Микеланджело. Колонны вытянуты на два яруса, пилястры подняты на цокольный этаж, между ними по два наличника
- величественный дворец Консерваторов (Палаццо деи Консерватори, в его дворе хранится обломки стопы огромной статуи Константина) и Новый дворец (палаццо Нуово, первый римский музей, открытый для публики) с одинаковыми фасадами, объединенными мощным ритмом пилястров. Открытые галереи нижних и мощные пилястры верхних этажей во дворцах Консерваторов подчеркивают протяженность и величие этих сооружений. Микеланджело спроектировал новый фасад, гармонирующий с остальными зданиями, расположившимися на площади, одновременно сохранив традиционную римскую монументальность, их достраивали архитекторы Томмазо Кавальери, Просперо Боккадополи и Джироламо Рийнальди.

Разместив под косыми углами дворец Консерваторов и Капитолийский музей. Микеланджело словно бы исправил перспективное сокращение дворцов и площади, воспринимающейся ровным прямоугольником. В этот прямоугольник вписан овал, с декоративными лепестками динамичного узора, которые при сокращении в перспективе дают впечатление круга. В центре его возвышается античная бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия (эта статуя, созданная между 161-180 гг. неизвестным архитектором, сохранилась во времена уничтожения языческих идолов благодаря тому, что ее приняли за изображение Константина, была установлена в 1538 г., сейчас она заменена копией, оригинал хранится в Капитолийском музее). Возможно, что постамент статуи не случайно овальной формы, а по замыслу Микеланджело повторяет овальную форму площади.

К открытой стороне площади ведет широкая лестница Кордоната , спускающаяся к жилым кварталам города, у основания которой установлены два древнеегипетских мраморных льва. Завершается лестница величественными статуями Диоскуров, Кастора и Полидевка, появшиеся позже - в 1583 году, они обнаружены при раскопках в театре Помпея. Рядом, вдоль балюстрады, расположены Трофеи Марио, статуи Константина и Константина II и два верстовых столба с Аппиевой дороги. Комплекс Капитолия был обильно украшен древними надписями и скульптурами, символика которых утверждала мощь древнего Рима, одушевленную христианством. Скульптурные аллегории рек были поставлены на площади в 1549 г.

"Перестроенная им площадь Капитолия с водруженной в центре ее древней конной статуей Марка Аврелия кажется скованной боковыми дворцами с их большим объединяющим два этажа ордером" М. Алпатов.

"Площадь Микеланджело остается чужеродной плану города Рима и его обыденной жизни: это прекрасное, но абстрактное произведение искусства, великолепная трактовка прославленного Акрополя, возвышающегося посреди современного города" П.Лаведан. Венгерский искусствовед К.Тольнай, анализируя площадь Капитолия, отмечал, что "эта композиция имеет не только архитектурно-художественное, но и внутреннее, идейное значение. Капитолий должен был восприниматься как "Глава мира" (Caput mundi). Выпуклый овал площади является не простым участком обыкновенной почвы, а частью земной коры" . Многие искусствоведы долгое время не соглашались с такой трактовкой ансамбля Капитолия.

В настоящее время, когда творчество Микеланджело, как и вообще искусство Возрождения, подверглось более тщательному и всестороннему изучению, можно сказать, что догадка венгерского искусствоведа была правильной. Так, например, благодаря исследованиям последнего времени, стало известно, что Альберти по заказу папы Николая V нанес с довольно большой точностью наиболее характерные точки топографии Рима на радиальную систему лучей, исходивших из Капитолия, который трактовался им, как и в эпоху античности, как Umbiculus urbus (т.е. пуп земли). По всей вероятности, Микеланджело пытался создать аллегорию бескрайней Римской империи с центром на Капитолийском холме и противопоставлял ее созданной им небольшой замкнутой трапециевидной площади перед зданием ратуши. Вся площадь Капитолия была наполнена символами и аллегориями, содержание которых составляло свою "сюжетную композицию" площади. Большинство исследователей пришло к заключению, что Микеланджело, как никакой другой художник эпохи Возрождения, мастерски владел сюжетной композицией даже в масштабе городских ансамблей и тем самым предвосхитил барочное искусство последующего столетия.