ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МАЛЯРНЫХ РАБОТ

Побелку потолка, оклейку стев обоями и пленками, окраску дверей и окон относят к малярным работам. Разговор о них начнем с инструментов.

Основной инструмент маляра - кисть (рис. 1). В зависимости от размеров, формы, способа изготовления и материала малярные кисти подразделяются на маховые, ручные и разделочные (трафаретные, филенчатые, флейцы).

Для побелочных работ кисть можно сделать и самому, например из тонкого мочала (рис. 2). Соберите волокна длиной прнмерно 30 см в пучок, сложите их вдвое и туго перевяжяте прочным шпагатом. Затем насадите на торец кисти ручку, а другой конец обрубите топором. Кисть готова.

ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

То ли из-за ремонта, то ли потому, что захотелось сменить поднадоевший интерьер, вы решили передвинуть мебель. Как это сделать без «надрыва» и при этом не поцарапать пол!

Подложите под ножки шкафа полиэтиленовые крышки от банок - они уменьшают трение и подвинуть тяжелый предмет не составит труда.

Подсуньте под ножки передвигаемого предмета толстый шерстяной коврик. Таким способом удобно преодолевать пороги. «Технология» передвижки проста - один человек тянет коврик, другой толкает шкаф. Подложите под ножки тяжелого предмета пакеты из-под молока. Они ведь покрыты парафином и потому прекрасно скользят по полу. А если под рукой не окажется молочных пакетов или крышек от банок - отчаиваться не нужно. Предполагаемую трассу движения тяжелого предмета натрите влажным хозяйственнмм мыпом или покройте ее слоем воска.

Кроме кистей, в арсенале маляра должны быть шпатели, резиновые валики, различные щетки.

Шпатель - это металлическая или деревянная лопаточка с резиновой или стальной пластиной (рис. 3). Используют его для замазывания (разделки) потолочных и других трещин, снятия старой краски и т. д. Промышленность выпускает шпатели с шириной лезвия 40, 85, 105 и 130 мм. Дли ремонтных работ и квартире больше подходит шпатель с металлическим лезвием шириной 85 см.

Шпатель можно сделать и самому из слегка пружинящей стальной пластины, снабдив ее деревянной ручкой. Вместо стали можно использовать фанеру или толстую резину.

Малярные валики многие делают сими, используя готовый резиновый цилиндр, толстую проволоку и деревянный брусок. Надо сказать, что правильно сделать валик нелегко, поэтому постарайтесь все же купить его в магазине (рис. 4).

Неоценимую услугу при ремонте квартиры может оказать вам… пылесос. Им можно перед покраской удалить пыль с потолка, стен. (Если это не сделать, то краска или клей будут плохо держаться на отделанной поверхности.) Пылесосом с помощью пульверизатора увлажняют отслужившие свой век обои, чтооы они легче снимались со стен. Наконец, пылесос используют и как краскопульт (рис. 5 ). В инструкции к пылесосу сказано, как это делается. Напомним лишь основные моменты.

Рис. 1. Малярные кисти

Рис. 2. Самодельная кисть для побелки

Рис. 3. Шпатель

Рис. 4. Малярный валик

Всасывающий шланг переставляют на напорную сторону, вместо фильтра. Затем на емкость с краской (это должна быть банка со стандартной горловиной) надевают крышку с пульверизатором (он входит к комплект пылесоса). Переоборудуя пылесос в краскопульт, проследите: во-первых, чтобы крышка плотно прилегала к горловине и, во-вторых, чтобы трубка от пульверизатора не упиралась и дно банки.

Рис. 5. Пульверизатор для пылесоса

Конечно, при работе с пылесосом-краскопультом нужен навык, но он, как правило, приобретается быстро. Регулируют струю жидкости при окраске, прикрывая большим пальцем отверстие на верхней части распылителя. Пылесос равномерно окрашивает поверхность, поэтому советуем использовать его при побелке потолка: и время сэкономите, и качество работы будет лучше.

Итак, дли каждого вида малярных работ применяют определенные инструменты:

Теперь поговорим о красках. В каких случаях лучше применять масляную краску, а в каких эмалевую? Когда водоэмульсионную поливинилацетатную, а когда акрилатную или перхлорвиниловую (ПХВ)? Где подойдет нитрокраска, а где цветные лаки? Какими красками можно пользоваться для отделки поверхностей только внутренних помещений, а какими - для наружных работ. Попробуем ответить на эти вопросы.

До недавнего времени в ремонтных работах использовались главным образом масляные материалы. Сейчас же широкое распространение получили синтетические краски. Они не только не уступают масляным, но во многом даже превосходят их: создают более равномерное покрытие, быстрее сохнут, легче в работе, дешевле.

Многим нравятся в о д о - э м у л ь с и о н н ы е к р а с к и, которые бывают самых различных цветов - белыми, под слоновую кость, кремовыми, палеными, темно-желтыми, фисташковыми, оранжевыми, розовыми и др. Они обладают хорошей укрывистостью, малым расходом материала (от 120 до 200 г на 1 м 2 поверхности) и дают прочную несмываемую пленку красивого матового отлива. Различают водоэмульсионные краски на основе поливинилацетата (например, ЭВА-27А), полибутадиенстирола (например, Э-КЧ-26А) и полиакрилата (например. Э-AK-111). Заметим, что буква Э указывает на эмульсионную природу краски.

Если нужно окрасить стены, перегородки, оконные переплеты неотапливаемых веранд или хозблоков, лучше всего купить водоэмульсионную краску марки Э-ВА-17 или Э-ВА-129. Другие водоэмульсионные составы, например Э-ВА-224, подходят для внутренней отделки отапливаемых помещений.

Чем же хороши водоэмульсионные краски? Их можно применять дли работы по старым краскам - масляным, эмалевым, эмульсионным. Металлические части окон и дверей перед покраской водоэмульсионным составом необходимо лишь загрунтовать, (два раза проолифить, покрыть масляной краской).

ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Немногие, вероятно, знают, что означают буквы и цифры на банках с красками. Оказывается, все очень просто. Вот, например, как расшифровываются некоторые из них:

МА - краски масляные;

ГФ - краски на глифталевых смолах;

ПФ - эмали на пентафталевых смолах;

НЦ - краски на основе нитроцеллюлозы;

КО - кремнеорганические краски;

МЧ - краски на мочеформальдегидных смолах;

БТ - краски на основе битумов и пеков;

Цифра 1 означает, что краски могут быть использованы для наружных работ, а цифра 2 - только для внутренних. Грунтовки маркируют цифрой 0, а шпаклевки - 00.

Э м а л е в ы е к р а с к и представляют собой пигменты, перетертые с различными лаками. Эмали образуют после высыхание непрозрачную твердую защитную декоративную пленку с различным блеском и фактурой поверхности. Применяют их для окраски поверхностей внутри помещений. Если эти поверхности были ранее окрашены другими красками, то старый слой надо обязательно смыть или счистить. Эмалевые краски выпускают нескольких десятков цветов. Такими красками белого цвета хорошо обрабатывать подоконники, которые приобретают плотную глянцевую поверхность и легко отмываются от грязи.

Эмали подразделяют на масляные, алкидные (глифталевые и пентафталевые), эпоксидные, нитроцеллюлозные и др. Так, эмаль ГФ-230 (глифталевая основа) предназначена для отделки внутренних поверхностей стен, находящихся в помещении изделий из металла и древесины. Для этих же целей служит эмаль ПФ-233 (пентафталевая основа).

ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Для малярных и обойных работ можно использовать обычную одежную щетку, если прикрепить к ней кусок толстого резинового шланга, разрезанного с одной стороны на две части. В такой шланг вставляют длинную палку и работают щеткой, как маховой кистью. Благодаря гибкости шланга щеткой можно белить углы и труднодоступные места, а также разравнивать обои на потолке или наносить клей на стены.

Для отделки «внутренних» деревянных и металлических поверхностей часто используются нитроцеллюлозные эмали. Отличительная их особенность - быстрота высыхания (1–3 часа). Однако эти эмали - легковоспламеняемы и токсичны.

Дли окраски деревянных поверхностей широко используют м а с л я н ы е к р а с к и, то есть суспензии пигментов и наполнителей в олифах. В продажу поступают как густотертые масляные краски, так и масляные краски в готовом для употребления виде. Густотертые краски - это фактически еще не краски, а полуфабрикаты. И применять их без разбавления олифой нельзя.

Отметим, что у масляных красок четвертая группа знаков в шифре обозначает вид олифы, на которой приготовлена краска. Так, надпись «Краска масляная МА-15» означает, что в банке находится масляная краска, предназначенная для наружных работ и приготовленная на комбинированной олифе (о последнем свидетельствуеи цифра 5). Соответственно цифра 1 указывает на натуральную олифу, 2 - олифу оксоль, 3 - глифталевую, 4 - пентафталевую.

Особенность обозначения густотертых красок - в их шифре цифра в третьей группе знаков, указывающих на преимущественное назначение, заменена нулем. Таким образом, надпись «Краска МА-025 синяя» означает, что краска - густотертая для внутренних работ на комбинированной олифе. (Не спутайте густотертую масляную краску с грунтовкой!) Если в масляной краске находится пигмент только одного вида, то вместо слова «краска» указывается название этого пигмента, например «Белила титановые МЛ-25».

Поверхность, подлежащая окрашиванию, обычно имеет вмятины, раковины, царапины и прочие дефекты, которые устраняют и выравнивают с помощью шпатлевок. Шпатлевание не повышает защитных свойств покрытий: слишком толстый и недостаточно эластичный слой шпатлевки подвержен растрескиванию, в результате чего нарушается прочность всего покрытия.

Шпатлевки наносят на хорошо просушенный грунт деревянным, пластмассовым или металлическим шпателем (рис. 33, а-е) (для ровных поверхностей) или куском листовой резины (для криволинейных поверхностей). Шпатлевки можно наносить также краскораспылителем или специальными удочками с насадкой диаметром 6 мм.

Рис. 33. Ручные инструменты:
а-е - шпатели, ж - колодка для шлифовальной шкурки, з - скребки, и - приспособление для шлифования поверхности; 1 - полотно, 2 - накладка, 3 - колпачок, 4 - ручка, 5 - ванночка, 6 - держатель, 7 - колодки, 8 - мягкое основание, 9 - шлифовальная шкурка, 10 - зажимной винт, 11 - фигурный скребок, 12 - cкребок с удлиненной ручкой, 13 - стальные щетки

Для лучшего сцепления шпатлевки с грунтом поверхность оштукатуривают для придания ей шероховатости, а затем удаляют пыль. Последнее обязательно, так как даже тончайший слой пыли резко ухудшает адгезию.

Для более эффективного выравнивания поверхность сначала шпатлюют в наиболее углубленных местах. После просушивания зашпатлеванные участки обрабатывают шкуркой (рис. 33, ж-и), в случае необходимости снова шпатлюют эти участки или всю поверхность.

Шпатлевать поверхность более чем в 3 слоя неэффективно. Толщина каждого слоя шпатлевки не должна превышать 0,5 мм для масляных, лаковых и перхлорвиниловых, 1 мм -для эпоксидных и других подобных шпатлевок.

Нанесение лакокрасочных материалов кистью - один из старейших методов окрашивания, известный многие века. Сейчас этой операцией пользуются при окрашивании малых и сложной конфигурации площадей и поверхностей при высококачественной и альфрейной отделке, для исправления дефектов при ремонте, и т. п.

Кроме того, метод окрашивания кистью имеет ряд преимуществ - он прост, лакокрасочный материал хорошо прилипает к основанию при растушевывании, экономно расходуются материалы. К недостаткам относят высокую трудоемкость (1м 2 за 4-6 мин).

Окрашивающий состав наносят конусом кисти без сильных нажимов, при этом материал ложится широкими полосами, которые затем растушевывают в горизонтальном и вертикальном направлениях. Кисть держат под углом 45-60° к окрашиваемой поверхности.

Рис. 34. Ручные инструменты и приспособления:
а - ванночка для валиков и кистей, б - нож для очистки стекол, в - ролик с грифелем, г - обойные ножницы, д - роликовый нож, е - щетка, ж - малярный валик, з-к - приспособление для очистки и окрашивания труб; 1 - корпус, 2 - ручка, 3 - сетка под валики, 4 - ячейки под кисти, 5 - накладки, 6 - лезвие, 7 - прижимной винт, 8 - зажимной винт грифеля, 9 - грифель, 10 - рейка, 11 - ролик, 12, 15 - подвижная обойма, 13 - прижим, 14 - щетка, 16 - пишущий валик с покрытием, 17 - рабочая часть, 18 - неподвижная обойма, 19 - выталкиватель

Существует большое разнообразие кистей, отличающихся по размеру, массе, форме, материалу и предназначенных для выполнения многих операций. Лучший материал -свиная щетина, обладающая от природы конусообразной формой и раздвоением окончаний волос, что позволяет добиться высокого качества покрытия. Для обычного окрашивания применяют комбинированные кисти из свиной щетины и волоса других животных или растительных волокон, а также из синтетических материалов (нейлона, капрона и т. д.). Последние более износоустойчивы.

Размер кисти соответствует виду работ. Самые большие называют маховыми, их применяют для окрашивания стен, потолков, полов, крыш и т. д. По массе щетины их изготовляют в 200, 300, 400 и 600 г, для чего пучки перевязывают шпагатом и насаживают на заостренный конец рукоятки длиной от 1 до 1,5 м. Сверху на 1/2-2/3 длины пучка рабочую часть также обматывают шпагатом. Оставшаяся свободная щетина имеет различную длину для разных окрашивающих составов: короче - для масляных, эмалевых (с растиркой по поверхности), длиннее - для водных.

По мере истирания кисти витки постепенно снимают. Выбирают маховыми кистями двумя руками.

Кисти меньших размеров для работы одной рукой называют ручниками - круглыми и плоскими. В круглых ручниках щетину приклеивают в выточке на торце рукоятки, а в плоских - зажимают в жестяной или пластмассовой оправе кисти. Размеры ручников обозначают четными номерами от 6 до 30.

При окрашивании по трафарету используют трафаретные кисти, имеющие более короткую и жесткую щетину.

Для выполнения тонких линий применяют обводочные (цировочные) кисти из длинного беличьего волоса.

Рис. 35. Малярные кисти (а-ж) и торцовки (з, и)

Широкие мягкие кисти из длинного барсучьего волоса - флейцы - применяют для сглаживания свежеокрашенной поверхности и удаления мазков и штрихов от кисти. Флейцы изготовляют круглые и плоские. При работе флейц не окунают в краску, а пользуются сухим и держат перпендикулярно к поверхности без нажима.

Щетки-торцовки используют для придания поверхности шероховатости. Изготовляют их из короткой отбеленной щетины, укрепленной на деревянной оправке размером 100 х 200 мм. При работе сухой торцовкой ударяют по свежеокрашенной поверхности.

Для других целей применяют специальные кисти: макловицы, фигурные, филеночные и т. д.

Для успешной работы следует соблюдать определенные правила работы кистями.

В любой новой кисти содержатся пыль и сломанные волоски, поэтому такую кисть следует вымыть в теплой мыльной воде и просушить.

Лучшие результаты дает кисть конусообразной формы, поэтому рационально поработать новой кистью на неответственных операциях по шероховатой поверхности (огрунтовывание), после чего очистить и применять для покровных слоев.

Перед началом работы кисть «разрабатывают» - окунают в окрашивающий состав, отжимают о стенку, поворачивают и т. д. до тех пор, пока пучок волос не будет равномерно смочен на половину длины. Во время работы кисть окунают неглубоко, постукивая по краю рабочей емкости для равномерного распределения краски.

Лакокрасочный материал наносят толстым слоем и затем растушевывают кистью. Большие поверхности удобнее окрашивать по частям, производя заключительную штриховку на всех участках в одном направлении, чтобы сделать незаметными границы смежных участков. Перекрывать слой лакокрасочного материала необходимо до начала высыхания «сырого края» предыдущего участка поверхности, иначе на границе участков слой утолщается и после сушки может сморщиться или будет отличаться по цвету от остальной поверхности.

Такая технология пригодна для большинства окрашивающих составов, но может частично изменяться в отдельных случаях. Так, лакокрасочные материалы для промежуточных слоев быстро теряют текучесть, особенно при повышенных температурах, поэтому наносить их и перекрывать «сырые» края следует умело и быстро. В заключении штриховать эмали, масляные и другие подобные составы необходимо снизу вверх, чтобы уменьшить отекание краски. При окрашивании дерева последние штрихи делают вдоль волокон, при окраске потолков - по направлению к свету.

Окрашивание кистью применяют преимущественно для медленно высыхающих составов.

Намного труднее наносить кистью быстросохнущие материалы с активными летучими растворителями, так как при нанесении повторных слоев или при растушевывании растворяются нижележащие слои и покрытие получается несплошным и неровным. При необходимости первый слой следует наносить только в одном направлении без растушевки, а после просушивания - второй в другом направлении.

По окончании работы лакокрасочный материал отжимают с кисти шпателем или скребком, кисть обтирают, промывают в растворителе и сушат, вращая на воздухе.

Следует избегать появления на кисти грибков и насекомых, поэтому ее в сухом виде следует хранить завернутой в промасленную бумагу или целлофан.

Кисти из беличьего, барсучьего и хорькового волоса отмывают от краски теплой водой с мылом.

Наиболее эффективным ручным инструментом для нанесения большинства окрашивающих составов, особенно водных и водоразбавляемых, являются малярные валики (рис. 36) различных конструкций. Сущность метода окрашивания ими заключается в том, что лакокрасочный материал предварительно равномерно заполняет поры поролоновой обшивки или пространство между волосом стриженой овчины, а при прокатывании по поверхности изделия переносит на нее окрашивающий состав и частично растушевывает его.

Рис. 36. Накатное устройство с набором валиков:
1 - накатный валик, 2, 6 - зажимные винты, 3 - питающий валик, 4 - ось, 5 - разъемная скоба, 7 - ручка

Этот метод по сравнению с кистевым более производителен, но имеет ограничение, так как может быть применен только для плоских поверхностей, хотя в ряде организаций разработаны специальные фигурные валики для окрашивания труб, радиаторов отопления и т. д.

При окрашивании плоских поверхностей валик передвигают вверх-вниз (стены, двери и т. п.) или вперед-назад (потолки, полы), пока не израсходуется краска на валике. Одновременно маляр перемещается по фронту работ, а затем обратно и сухим валиком растушевывает окрашенную поверхность. Валик заполняют краской, частично погружая его в ванночку с краской, и прокатывают по накладной сетке для равномерного ее распределения и стекания излишней краски обратно в ванночку. Имеются конструкции с принудительной подачей краски непосредственно в корпус валика или через промежуточный валик.

При накатке рисунков или трафарета применяют разновидность малярного валика со сменными резиновыми насадками.

В зависимости от назначения длина валика может быть различной.

План конспекта урока

Раздел 1 «Выполнение подготовительных работы при производстве малярных работ»

Тема урока №2: Ручные инструменты, приспособления для малярных работ.

Тип занятия: комбинированный.

Цель урока:

Научить различать виды и назначения инструментов и приспособлений, и правилам ухода за ними.

Развивать мышление, познавательную активность и самостоятельность, внимания, память, умения сравнивать.

Воспитывать интерес к профессии, ответственность при выполнении практической работы, аккуратности.

Учебно-материальное оснащение:

Презентация урока с применением компьютера и проектора.

Ход урока

слайды (см. презентацию)

    Организационная часть (2мин)

    Проверка присутствия обучающихся.

    Назначение дежурных.

    Подготовка конспектов, посменных принадлежностей.

    Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач.

Слайд 1

Тема урока: «Ручные инструменты и приспособления для малярных работ.

Цель урока: Изучить виды и назначения инструментов и приспособлений для

проведения малярных работ

II. Актуализация опорных знаний (3мин)

Проверка теоретических знаний по изученной теме: «Понятие СНиП его роль, принцип и применения.

Активизировать внимание обучающихся по вопросам (письменной форме)

Слайд 2

Вопросы для актуализации ранее усвоенных знаний.

Вопрос №1: Назовите нормативный документ, который определяет качество выполнения малярных работ? (СНиП)

Вопрос №2 : Какова роль СНиПа? (Нормы и правела выполнение работ)

Вопрос №3: Значение СНиПа? ( определяет вид работы)

Вопрос №4: Прочитайте наименование документа «СНиП III –В.21-73*»?

(СНиП- тип; III - часть; В.21- глава; 73 – год; *-пересмотрен).

III. Изучение нового материала: (25мин)

Слайд 3

Квалификация инструментов и приспособлений для малярных работ.

Слайд 4

Стоит заметить, что инструментов и приспособлений для выполнения малярных работ требуется совсем небольшое количество и все они очень просты. Однако каждый из них имеет свою область применения.

Основные инструменты:

    Шпатель;

    Кисти;

    Валики;


Слайд 5

Кисти

Применяются для выполнения различных видов малярных работ грунтования и окрашивания . Выпускаются кисти разных размеров и формы согласно ГОСТу. Кисти бывают маховые, побелочные, макловицы, ручники, флейцы и торцовки.

Слайд 6

Кисть маховая .

Маховые кисти применяются для работы с клеевыми и казеиновыми составами Для окрашивания поверхностей большой площади. Их особенностью является полая ручка, которую можно насаживать на удлиняющую рукоятку.

Чтобы определить качество кисти, нужно согнуть и отпустить ее щетину. Волос при этом должен немедленно вернуться в первоначальное положение.

Слайд 7

Побелочная кисть. Для побелочных работ используются побелочные кисти.

Слайд 8

Кисть-Макловица. Вместо побелочной кисти можно использовать макловицу. Служит для больших окраски намазывания обоев клеем. Ручка кисти может быть съемной или наглухо крепиться в середине колодки.

Слайд 9

Кисть - ручник. Кисть - ручник. Применяется для небольших поверхностей. Чтобы кисть «брала» максимальное количество краски, в ее внутренней части оставляется пустота. Если щетина ручника крепится с помощью металлической оправы,

такая кисть пригодна для работы с краской любого вида, а с клееной щетиной для работы с известковыми составами использовать не рекомендуется.

Слайд 10

Кисть-Флейц - применяются для окрашивания поверхностей и удаления мазков, штрихов от ручников при масленой окраске.

Слайд 11

Кисть филенка. Филеночные кисти бывают круглые и плоские. Их применяют для вытягивания филенок или окрашивания труднодоступных участков. Служит для отводки тонких полос.

Слайд 12

Трафаретная кисточка . Имеет круглую форму, она плотная, из короткой светлой щетины, ровно подрезанной на одну длину. Такая конструкция необходима, чтобы краска не подтекала под края трафарета. Трафаретные кисти получили свое название в зависимости от основного назначения (нанесения ровного красочного слоя через трафарет).


Слайд 13

Кисть – торцовка. С помощью торцовки можно добиться того, чтобы поверхность получилась шероховатой, поэтому щетина должна быть жесткой.


Слайд 14

Радиаторные малярные кисть. Применяется для малярных работ трудно доступных поверхностях как отопительные радиаторы.

У ч и т е л ь. Что ещё нужно маляру для выполнения покрасочных работ? Ну, конечно, валики!

Слайд 15

Валики –служат для окраски больших плоских поверхностей. Помимо того, что они удобны, их также можно похвалить за относительную быстроту выполнения различных задач по покраске.

Слайд 16

Меховой валик. Благодаря натуральному меху, валики равномерно наносят краску на поверхность, а также они на много долговечнее, нежели искусственные. Такие инструменты делятся, в зависимости от длины ворса. Чем длиннее ворс, тем качественнее будет прокраска шероховатых и неровных поверхностей. Эти валики идеальны для нанесения эмалей и масляных красок. Стоит также помнить о том, что перед работой с таким инструментом, его желательно заранее намочить, для того чтобы уменьшить жесткость ворса.

Слайд 17

Поролоновый валик. Используют в процессе работы с лаками, грунтовками, нанесения клея на обои. За счет структуры поролона, в процессе покраски образуются воздушные пузырьки, которые лопаясь, создают неровную. поверхность

Слайд 18

Валик велюровый. Используют при нанесении эмульсий и масляных красок. С его помощью можно равномерно окрасить любую поверхность, без частого окунания в краску.

Слайд 19

Фактурный валик с рисунком такие валики могут быть с самыми разнообразными фактурами, к примеру, в виде дырочек, узоров и так далее. Они идеальны для создания разнообразных декоративных эффектов, чаще всего используются с текстурными отделочными материалами.

Слайд 20

Резиновый валик . Для сглаживания швов обоев. 40мм конус

Слайд 21

Краскопульты выпускаются ручные и электрические. Наиболее простыми в эксплуатации считаются ручные распылители, а электрические, хотя и немного сложнее в использовании, однако действуют гораздо эффективнее. Производительность краскопульта значительно выше, чем у кистей и валиков. С помощью этого приспособления можно наносить на поверхность клеевую и известковую краску, а для густых лакокрасочных материалов применяются специальные пистолеты-краскораспылители.

Слайд 22

Шпатели – используются для подготовки поверхности к малярным работам, для нанесения шпатлевки и ее выравнивания на различных поверхностях. Эти инструменты для малярных работ, различают шпатели в зависимости от того, из какого материала они изготовлены: металлические, резиновые или деревянные.

Слайд 23

Металлический шпателя. И спользуются для работ - шпатлевания. Рабочая часть инструмента лезвие, изготавливается из упругой стали и должна быть ровной и тщательно отшлифованной.

Слайд 24

Деревянный шпатель. Используют для шпатлевания деревянных поверхностей. Шпатели этого вида изготавливаются из твердых пород древесины - березы, бука, клена.


Слайд 25

Резиновый шпатель. Используются для заделки швов и выравнивания замазки. У резинового шпателя отсутствует ручка, чаще всего инструмент изготавливается в виде трапеции с утолщением, с одной стороны.

Слайд 26

Угловой шпатель - одна из разновидностей малярного шпателя. Угловым шпателем выравнивают внешние и внутренние угловые зоны. Его использование дает четкую и ровную линию угла. Угол равномерно насыщается шпаклевкой и заодно прошпаклевываются обе поверхности рядом с углом. Лезвие углового шпателя должно быть толще и жестче обычного. Большой угловой шпатель легче применяется в штукатурке, маленький –в шпаклёвке.

Слайд 27

Шпатель для разглаживания любых видов обои, кроме жидких.

Слайд 28

Нержавеющая или торцовая гладилка-применяется для нанесения жидких обои

Слайд 29

Скребок малярный для очистки поверхностей

Слайд 30

Тёрка для закрепления шлифовальной сетки.

Слайд 31

Отвес- для проверки вертикальности поверхности

Слайд 32

Приспособления для ручного инструмента.

Слайд 33

Уход за кистями и валиками

1. Прежде чем приступать к окрашиванию, следует уделить немного внимания подготовке кистей, валиков к работе. Если кисть, валик новые, нужно погрузить в воду и вымачивать в течение часа.

2. При работе не нажимать сильно на кисть

3. При не больших перерывах в работе кисть и валики оставляются в краске

4. После работы кисти опускают в различные жидкости только на длину щетины.

Слайд 34

На пример:

При использовании водных красок-воду

После масленой краски-в олифу, воду, скипидар и керосин

После эмали или лакав растворитель, который подходит для данного лакокрасочного материала.

IV Закрепление изученного материала (10мин)

Слайд 35

.

Как называется тема сегодняшнего урока?

Слайд 36

Какие виды кистей применяют для окрашивания больших площадей?

а)кисти-ручники;

б)кисти-маховые;

в)кисти-макловицы;

г)кисти-флейцы.

Слайд 37

Ответ: Для окраски больших площадей применяются кисти маховые


Слайд 38

Вопросы для первичного закрепления знаний .

Для чего применяют кисти-флейцы?

а) для предания поверхности шероховатого вида;

б) для окрашивания больших поверхностей;

в) для устранения штрихов и полос, оставленных кистями при масляной окраске.

Слайд 39

Ответ:

в) для устранения штрихов и полос, оставленных кистями при масляной окраске.

Слайд 40

Вопросы для первичного закрепления знаний.

Какие кисти применяют для вытягивания узких полос?

Слайд 41

Ответ: Для вытягивания узких полос применяется филёночная кисть.

Слайд 42

Вопросы для первичного закрепления знаний.

Как называется кисть, для применение радиаторов?

Слайд 43

Вопросы для первичного закрепления знаний.

Как называется инструмент?

Слайд 44

Вопросы для первичного закрепления знаний.

Как называется инструмент?

Слайд 45

После работы с масленой краской кисть опускают…

После работы с эмалевой краской кисть или валик опускают…

При использования водных красок кисть или валик отпускают…

Слайд 46

Спасибо за внимания!

Подведение итогов урока. (5мин)

Сегодня на уроке мы выучили ручные инструменты, приспособления и инструмент для подготовки поверхности для малярных работ.

На уроке работали и получают оценки... ФИО студентов

Задание на дом (Найти в ГОСТе любой малярный инструмент и указать его размер стандарт).

К атегория: Малярные работы

Инструменты, инвентарь и приспособления

Для выполнения малярных работ нужен различный инструмент, инвентарь и приспособления. Правильный подбор инструмента и уход за ним не только повышают производительность труда, но и сильно увеличивают срок службы инструмента.

При выполнении малярных работ вручную нужны кисти. Они бывают разными по размеру, форме и назначению. Изготовляют кисти из щетины, щетины с волосом и одного волоса. Кисти из одного волоса более дешевые, но менее качественные.

Маховые кисти. В них волос укреплен в металлическую обойму с ручкой. Бывают кисти в виде пучка волос, который требует вязки и насаживания на ручку, обычно длинную, называемую штырьком (рис. 1).

Маховые кисти большого размера применяются для окрашивания больших поверхностей, малые - малых.

Кроме маховых кистей для окрашивания больших поверхностей применяют побелочные кисти и макловицы.

Рис. 1. Вязка кисти: 1 - петля; 2 - надевание петли на кисть; 3 - обмотка шпагатом; 4 - закрепление длинного конца; 5 - готовая кисть

Побелочные кисти бывают шириной 200 мм, с короткой ручкой. Они напоминают собой как бы широкий и толстый флейц. Работают ими так же, как и маховыми кистями. При креплении побелочной кисти на длинную ручку лучше всего применять кистедержатель.

Макловицы имеют длину от 15 до 18,5 см, ширину - 8 и 8,5 см. Ручка макловицы крепится в середине колодки наглухо или на винтах. Макловицу можно крепить на длинной ручке. Для хранения макловицы на кромках ведра желательно укрепить на них держатель.

На рис. 2 показаны побелочная кисть и макло-вица.

Ручники -небольшие по размеру круглые кисти, волос которых (обычно щетина) закреплен в кольце или в тонком металлическом патроне. Диаметр кистей-ручников бывает разный.

Флейцы - плоские кисти, изготовленные из высококачественной щетины, вставленной в металлическую обойму, укрепленную на короткой деревянной ручке. Их применяют в основном для сглаживания свеженанесенной краски после окрашивания кистями. Ширина флейцев бывает от 30 до 150 мм.

Филеночные кисти изготовляют из жесткой щетины, закрепленной в металлическом патроне-оправе. Диаметр кистей от 5 до 20 мм. Применяются они для окраски мелких мест и вытягивания филенок (узких полос). Филеночные кисти бывают круглые и плоские.

Шеперки бывают плоские и пальчиковые. Ширина их от 50 до 150 мм. Они тоньше, чем флейцы. Применяются для окраски таких мест, где нельзя работать флейцем, а также для расхлестки (разделки) поверхностей при окрашивании их под ценные породы дерева и декоративные камни.

Рис. 2. Побелочная кисть и макловица

Работа кистями производится различно. Новые кисти следует слегка обработать, или, как принято говорить, подровнять. Если кисти из щетины, то их надо только смочить в воде и поработать на какой-либо грубой поверхности 20-30 минут. Отдельные волоски сотрутся, и кисть будет лучше наносить краску.

Если кисть из волоса, то ее можно слегка обжечь на огне, чем достигается удаление отдельно выступающих волосков.

После каждого дня работы кисти моют, полностью удаляя с них краску, и подвешивают волосом вниз для просушки, предварительно придав кистям форму факела. Чем лучше моется кисть, тем долговечнее срок ее службы.

При работе любой кистью краску следует набирать в таком количестве, чтобы она не стекала с кисти. Излишки краски отжимают о край посуды. Краску рекомендуется периодически перемешивать.

Работая маховой кистью, ее надо периодически вращать в руках, что равномернее изнашивает волос. Сначала кисть приставляют к поверхности и делают на нее нажим небольшой силы. По мере расходования краски сила нажима увеличивается.

Кистью следует класть ровные штрихи краски, нормальной толщины. При избытке- краска течет, при недостатке- остаются незакрашенные места. Чтобы краска не стекала по штырьку на руки, на расстоянии 30-50 см от кисти штырек перевязывают тряпкой.

Работая кистью, следует правильно наносить штрихи. При всех случаях штрихи краски надо перекрещивать под прямым углом.

Окрашивая стены, штрихи краски следует сперва наносить горизонтально, а затем вертикально, тщательно растушевывая краску, без пропусков и грубых полос. Лучше всего работать вдвоем: один наносит горизонтальные штрихи краски, другой - вертикальные (рис. 3).

Рис. 3. Окрашивание стен маховыми кистями: 1 - нанесение горизонтальных штрихов; 2 - нанесение вертикальных штрихов

Когда краска малоукрывиста, работу приходится переделывать, т. е. окрашивать в третий раз. Для этого краску приготовляют более густой, чем она была, и вторично наносят ее на поверхность, растушевывая вертикальными штрихами.

Если окрашивание предусмотрено за три раза, то краску сначала наносят вертикальными штрихами, затем горизонтальными и в третий раз опять вертикальными.

Потолки окрашивают с учетом падения света и направляют последние штрихи по направлению световых лучей.

Ручниками работают таким же образом. Следует помнить, что чем тоньше наносится слой краски, тем выше качество отделки и ровнее ложится краска.

Флейцевание и торцевание выполняют для того, чтобы разровнять ранее нанесенные слои краски кистями. При работе флейцем следы краски, оставленные кистью, уничтожаются. Флейцуют по свеженанесенной краске. Флейц должен только слегка касаться своим концом окрашенной поверхности, разравнивая грубо нанесенные следы краски. Флейц в процессе работы вытирают от краски.

При работе торцовкой нанесенная кистью свежая краска разравнивается и на поверхности остается фактура, напоминающая собой шагрень (мелкие бугорочки). Торцовкой наносят равномерные несильные торцующие удары, но так, чтобы она всем своим волосом касалась поверхности. Наносить удары по одному месту несколько раз не рекомендуется.

На рис. 4 показано окрашивание поверхностей разными кистями.

Рис. 4. Окрашивание разными кистями: 1 - ручниками; 2 - флейцевание; 3 - торцевание; 4 - окрашивание цобелоч-ными кистями «кисть в кисть»

Взамен кистей широко применяют валики. Они производительнее кистей и придают нанесенной окраске как бы фактуру крупного шагреня. Диаметр валиков может быть от 40 до 70 мм, длина- от 100 до 250 мм. Изготовляют валики из меха и поролона.

Меховой валик (рис. 5) состоит из рукоятки со стержнем и осью, на которой крепится валик. На оси имеется шайба и гайка. Валик может быть деревянный, но лучше полый дюралевый. К деревянному валику крепят металлические втулки. На валик надевают сшитый меховой чулок из цигейки или овчины с шерстью не длиннее 15-20 мм. Можно применять ворсистую ткань. Так как валик набирает много краски, то ее отжимают о сетку, которая устанавливается наклонно в ванночке. Вместо сетки можно использовать лист стали с отверстиями диаметром не более 10 мм. Для этой цели можно применять конусообразное ведро.

Поролоновый валик (рис. 6) изготовляется из поролона путем высверливания его специальной фрезой. Фреза делается в виде цилиндра нужного диаметра со стенками толщиной не более 1 мм. Длина фрезы-цилиндра 130-150 мм. На одном конце устраивают зубчики, как у пилы. Другой конец закрывают донышком (крышкой), к которому приварен хвостовик. За последний фреза крепится в патроне сверлильного станка. Внутри фрезы на резьбе ставится полая трубка диаметром 10 мм, равная длине фрезы. Один конец трубки имеет резьбу, другой остро заточен. Закрепив фрезу в патроне и поставив сверлильный станок на высокие обороты, из массива поролона можно высверливать валики с отверстием в середине. Чтобы уменьшить трение, фрезу с наружной и внутренней сторон рекомендуется смазывать машинным маслом.

В отверстие валика вставляется трубка, которая надевается на ось с гайкой и шайбой.

Станок в виде ножниц из двух спаренных валиков удобен для окрашивания отдельных стоек ограждений лестничных клеток, балконов и др. Это повышает производительность труда по сравнению с работой кистью.

Окрашивание валиками производится так. Для работы применяется ванночка или ведро с установленными в них отжимными сетками, которые нужны для того, чтобы отжимать о них излишки краски, набираемой валиками, обжав излишки краски, валик приставляют к поверхности стены или потолка и ведут его в нужном направлении на стенах сверху вниз, а на потолках -по направлению световых лучей.

Рис. 5. Меховой валик

Рис. 6. Поролоновый валик

Практика показала, что валиками лучше всего сначала наносить на стенах горизонтальные штрихи краски, затем вертикальные. От перекрещивания краска ложится более ровными слоями. Сначала валиком проводят первую полосу, затем рядом с ней вторую, но так, чтобы кромки краски перекрывались не менее чем на 4-5 см. Это необходимо для того, чтобы в местах стыков не было пропусков.

Иногда краску наносят кистями, но прокатывают по ней валиками, разравнивая ее и получая тем самым ровную окраску. До начала работы валиками рекомендуется произвести пробную работу. Валиками можно окрасить в день до 300 м2. При правильном режиме работы одним валиком можно окрасить до 4-5 тыс. м2.

На рис. 7 показано окрашивание валиком.

Чтобы отделить панель от верха стены, по линии стыка двух красок проводят филенку, т. е. узкую полоску, цвет колера которой подбирается под цвет панели. Иногда вместо одной филенки проводят две-три. Ширина филенок бывает разной. Узкие -от 5 до 10 мм, средние-от 12 до 18 мм, широкие - от 20 до 30 мм.

Филенки можно выполнять клеевыми, масляными и другими окрасочными составами.

Филенки отводят филеночными и пальчиковыми кистями, простыми и разъемными, или специальными приборами. Вытягивание производят по линейке, одна сторона которой имеет фаску. Линейку приставляют фаской к стене, но так, чтобы сторона с фаской была вверху.

Линейку берут длиной от 100 до 150 см. Так как по одной линейке невозможно провести точную ровную линию, то приходится предварительно пробивать линию намеленным шнуром, приставлять к этой линии линейку и вытягивать филенку.

Для отбивки линии берут тонкий крепкий шнур, намеливают мелом или какой-либо другой сухой краской (лучше всего охрой), приставляют в нужном месте, туго натягивают, затем шнур отводят от поверхности стены или потолка на 10-15 см и отпускают. Ударяясь о поверхность, шнур оставляет на ней следы краски в виде тонкой линии.

Рис. 7. Окрашивание валиком: 1 - набирание краски; 2 - окрашивание

Приставив линейку к отбитой шнуром линии, филеночную кисть смачивают в колере, приставляют к линейке и при совершенно одинаковом нажиме проводят филенку.

Рис. 8. Вытягивание филенок

Филенку можно отводить по трафарету или пальчиковой кистью, но лучше делать это специальным прибором.

Краску для работы наливают в баночку, которую закрепляют на поясе.

Для клеевых окрасочных составов краску для филенки берут обычную клеевую или же приготовляют из мела и пигмента.

На рис. 8 показано вытягивание филенок.



- Инструменты, инвентарь и приспособления

Инструменты для малярных работ.
Кисти.
Бываю нескольких разновидностей, каждая из которых имеет свое название. Использование той или иной разновидности кисти зависит от вида выполняемых работ.
Маховые кисти – применяются при окрашивании больших поверхностей стен и потолков. Выпускаются маховые кисти в основном больших размеров (диаметром 60-65 мм). Длина волоса маховой кисти около 100мм, сам волос может дополнительно укрепляться металлическим кольцом. Работать кистью с таким длинным волосом не очень удобно, поэтому для удобства в работе прибегают к укорачиванию длины волоса путем его обвязывания (обмотки) прочным шпагатом толщиной 2-3 мм. Ширина обмотки должна быть не менее 50мм.

Ручники – это небольшие по размеру кисти, (диаметром 26-54мм) с короткой ручкой, применяемые при окраске небольших поверхностей клеевой и масляной красками. Ручники предварительно обвязывают шпагатом, который в ходе работы постепенно разматывают, по мере износа волоса, тем самым, увеличивая его длину. Обвязку ручников выполняют таким образом, чтобы длина оставшегося волоса была не более 40 мм для крупных ручников и 25-30 мм для мелких.

Флейцы – широкие плоские кисти, шириной 25-100мм, применяемые для разравнивания неровностей красочных и лаковых покрытий после выполнения работ маховой кистью или ручником. Зачастую флейцы применяют непосредственно для окрашивания.

Побелочные кисти – служат для отделки поверхностей клеевыми и казеиновыми красками. Внешне побелочная кисть напоминает флейц, имеет ширину 200мм, толщину 45-65мм, длину волоса до 100мм. Использование побелочных кистей позволяет добиться более чистого окрашивания поверхности, чем при использовании маховых кистей. Кроме того, побелочные кисти в 2 раза производительнее маховых.

Макловица – состоит из колодки со щетиной и ручки, прикрепленной к середине колодки (на винтах или наглухо). Колодки могут быть круглой и прямоугольной формы. Длина щетины этой кисти до 100мм. Макловицы, как и побелочные кисти, рекомендуется применять на клеевых и казеиновых окрасках. Также как и маховые кисти макловицы применяются при окрашивании больших поверхностей.

Торцовка – прямоугольная кисть из твердой хребтовой щетины. Применяется для обработки свежеокрашенной поверхности. Торцовкой наносят равномерные удары, сглаживая неровности краски, нанесенной кистью. Обычно торцеванию подлежат поверхности, окрашенные клеевой и масляной краской. Торцовка должна оставаться сухой и чистой, поэтому в процессе работы ее необходимо как можно чаще вытирать.

Филеночные кисти - предназначены для вытягивания узких полос, называемых филенками, окраски небольших поверхностей, а также труднодоступных мест, куда не проходит ручник. Филеночные кисти могут быть круглыми и плоскими. Изготавливают их из белой жесткой щетины, закрепленной в металлической оправе диаметром 6-18мм. В случае необходимости филеночные кисти, как и ручники можно обвязывать.

Валики – часто используются при проведении малярных работ вместо кисти. С их помощью можно получить фактурную поверхность “ под шагрень”.

Валики бывают меховыми и поролоновыми. Для окрашивания поверхностей масляными и эмалевыми составами используют меховые валики, для окрашивания водоэмульсионными составами – поролоновые валики. Изготавливают валики диаметром от 40 до 70 мм и длиной от 100 до 300мм. Для работы валиком необходим станок, состоящий из рукоятки, стержня и оси. Валик надевается на ось станка и фиксируется на ней при помощи шайбы и гайки.

Шпатели – применяются при производстве малярных работ для нанесения и разравнивания (сглаживания) слоя шпаклевки на подготавливаемых под окраску поверхностях, а также для выполнения работ по очистке этих поверхностей. Шпатели могут быть металлическими и деревянными, могут иметь разнообразную форму и несколько отличаться друг от друга по своей конструкции.

Металлический шпатель состоит из лезвия, вырезанного из упругой тонкой стали (0,5-1 мм), хвостовика прикрепленного к лезвию, и ручки, насаженной на хвостовик.

Для изготовления деревянных шпателей используют сухую древесину твердых пород. Чтобы предотвратить коробление, деревянные шпатели дополнительно пропитывают горячей олифой, а после проведения шпаклевочных работ хранят, вставляя в расщелину между двумя досками, сбитыми под углом.

Шпатели с широкими лезвиями используют при шпаклевании больших поверхностей, с узкими лезвиями при шпаклевании брусков, дверей, переплетов и т.п. Шпатели с зубчиками на конце лезвия используются при нанесении на поверхности мастик и клеев.

Во время работы желательно иметь под рукой несколько разных шпателей. В некоторых случаях вместо металлических шпателей используют полоски жесткой резины с ровно обрезанными краями. Для того чтобы такими полосками было удобно пользоваться, их зажимают в деревянную или металлическую ручку.