Которую Павел адресовал общине христиан Галатии, которую он учредил во время миссионерского путешествия.

Галатия – малоазийская область, первоначально заселенная греками, но затем ассимилированную галлами (кельтскими племенами). В 26 г. Галатия стала римской провинцией. Это была процветающая провинция, поэтому данные земли привлекали евреев — переселенцев из Иудеи.

Читать Послание к Галатам.

На сайте Вы можете прочесть или послушать Послание Павла к Галатам по главам.

Всего в послании 6 глав:

По обсуждаемым темам данное послание схоже с .

Композиционно Послание Апостола Павла к Галатам можно разделить на:

  • Предисловие. Приветствие и вступление Павла. Автор намечает основные темы послания.
  • Защитительная часть. Апостол защищает свое Апостольское достоинство от нападок лжеучителей.

Павел отвечает на следующие обвинения в свой адрес:

  • Павел никогда не видел Иисуса Христа.
  • Павел научился Евангельскому учению от других апостолов.
  • Павел составил собственное учение о ненужности закона Моисеева.
  • При встрече с другими Апостолами Павел намеренно не показывает свои разногласия с апостольскими учениями.
  • Вероучительная часть. Рассуждения Павла о Ветхом и Новом Заветах, о Моисеевом Законе.
  • Нравоучительная часть. Раскрытие основ христианской морали.
  • Заключение. Дальнейшие наставления. Апостольское благословение.

Авторство, время и место написания Послания к Галатам.

В том, что авторство принадлежит святому апостолу Павлу, практически никогда и ни у кого не вызывало сомнений, в отличие от времени написания. Одни исследователи считаю, что Послание к Галатам — самое первое послание Павла и написано оно в Антиохии около 48 года. Другие уверены, что Послание написано не ранее 56 года, когда апостол находился в Эфесе. Мы разделяем данную точку зрения, так как в тесте Послания есть указания на первое и второе посещение Павлом Галатии. Послание к Галатам, в отличии от, скажем, Послания к Римлянам , было написано Павлом собственноручно.

Нет сомнений и в том, что сам Апостол Павел положил основание христианским общинам в городах Галатии. Об этом можно прочесть в Деяниях Апостолов , а также в тексте Послания к Галатам. Из текста следует, что Павел провел в Галатии больше времени, чем изначально планировал, ввиду некоего «недуга плоти». Долгое пребывание в Галатии позволило Павлу склонить большое количество местных жителей к вере во Христа.

Послание к Галатам: толкование

Послание к Галатам направленно против того, что принято называть «иудеохристианством», которое призывало к соблюдению Моисеева закона в целом и в частности к исполнению различных обрядов ветхозаветной иудейской религии (обрезание и пр.). Автор в своем послании пытается донести идею, что новообращенные верующие из кругов язычников и верующие иудеи равны в глазах Бога. Автор говорит, что истинное спасение определяется лишь верой.

Оппоненты Павла считали его прочтение религии в корне неверным и объясняли его стремление «отмахнуться» от ветхозаветных основ лишь попытками снискать любовь среди новообращенных язычников. Многие Галаты переняли идеи иудейсвующих еретиков. В Послании Апостол Павел убеждает Галатов в их заблуждении, обличая совратителей.

В богословском плане Послание к Галатам важно как утверждение любви к ближнему и разделение плодов плоти и духа.

В автобиографической части произведения Павел защищается от нападок лжеучителей в том, что он получил свои знания Евангельского учения не от Иисуса, а от других Апостолов. Павел рассказывает о том, что во все тайны христианского учения он был посвящен Самим Господом в многократных явлениях. Говорит он также о том, что на Апостольском соборе в Иерусалиме было постановлено о необязательности соблюдения обрядов Моисеева закона для христиан, и о том, что Павлово благовестие получило на соборе одобрение старейших Апостолов. Апостолы признали, что Павлу вверено благовествование для необрезанных, как Петру - для обрезанных.

04.01.2013

Эта работа была написана Э. Ваггонером в ответ на книгу Д. Батлера "Закон в послании к Галатам" в продолжение дискуссии о законе в послании Галатам. Тут автор даёт более широкое толкование наиболее принципиальным моментам. Например, он рассматривает такие термины, как "Детоводитель", "под Законом", "до пришествии Семени", "добавлен", "стихии мира" и пр. Эта работа Ваггонера или, как он сам говорит, письмо, открывает малоизвестные факты становления адвентистского богословия.

Критическая статья
Э. Д. Ваггонер
Окленд, штат Калифорния, 1888 год.

Пояснительная записка

Это письмо было написано в вышеуказанном году, но по определенным причинам мне посчиталось целесообразным уничтожить его. Основной из причин был страх того, что мои действия в этом вопросе могут показаться слишком поспешными. Я также желал посоветоваться с теми, кто обладает большим опытом в этом деле. Отсрочка продолжительностью в два года предоставила мне достаточное количество времени для того, чтобы снова и снова тщательно пересмотреть данный вопрос, дабы он не носил характер разгоряченной полемики. Спустя столь много времени я по-прежнему полагаю, что лучшего всего изложить этот вопрос в той форме, в которой он был записан первоначально, т.е. в форме письма. Само собой разумеется, что это письмо не претендует на то, чтобы быть толкованием на послание к Галатам; для этого понадобится написать книгу многократно больших размеров. В этой работе я всего лишь пытаюсь исправить некоторые из ошибочных взглядов и надеюсь, что это поможет читателю стать более подготовленным к изучению послания к Галатам, а также извлечь из этого гораздо больше пользы, нежели ранее.

Следует отметить, что эта маленькая книга не издается массовым тиражом. Она предназначена для тех, в чьи руки попала брошюра пресвитера Батлера, посвященная посланию Галатам, а также для тех, чей разум давно обеспокоен этой темой. Автор, как никто другой, переживает о том, чтобы его книга, предназначенная для широкого круга читателей, не вызвала противоречивых мнений.
Единственное желание Е.Д.В. заключается в том, чтобы сгладить разногласия и привести Божью семью в единство веры такой, какой она есть во Христе Иисусе, а также приблизить то время, когда Божьи слуги придут к единству взглядов.

Окленд, штат Калифорния, 10 февраля 1887 года.
Пресвитеру Д. И. Батлеру, Баттл Крик, штат Мичиган
Дорогой брат, на протяжении длительного времени я размышлял на тему закона, которая изложена в послании к Галатам. На последней встрече Генеральной конференции ей была уделена определенная доля внимания и, несомненно, что с того времени многие братья размышляли о ней более, чем прежде. Я очень сожалею о том, что в ходе конференции мы были настолько заняты, что нам не удалось побеседовать на эту тему. Следует отметить, что на заседаниях теологического комитета этому вопросу было уделено ограниченное количество времени, а то немногое, что было сказано при тех обстоятельствах, было не достаточно для удовлетворения интереса всех участвовавших в дискуссии сторон. Знаю, что вы всегда весьма заняты, да и у меня самого нет времени, которое можно было бы тратить попусту; однако этот вопрос чрезвычайно важен и привлекает к себе столь много внимания, что теперь мы не можем обойти его стороной. Вы помните мое высказывание о том, что в вашей брошюре есть несколько пунктов, которые, по моему мнению, указывают на то, что ранее вы неверно поняли мою точку зрения. Поэтому, я желаю отметить некоторые из них. Прежде, чем мы погрузимся в детали, я хочу сказать, во-первых, что, как я и уверял вас в ходе личной беды в Баттл Крике, в этом вопросе я не имею против вас ни малейших личных чувств. То, что я опубликовал в «Знамениях» было написано с единственной целью – сделать нечто доброе, раскрыть суть важной библейской темы. Я не писал в полемическом стиле, более того, я старался избежать всего спорного и дискуссионного. В ходе составления этой темы, а также других тем, я ставил своей целью писать так, чтобы ни в ком не вызывать воинственных чувств и представлять простую библейскую истину таким образом, чтобы возражения отпадали прежде, чем человек вознамериться выдвинуть их. Во-вторых, рассматривая некоторые из мыслей, содержащихся в вашей брошюре, я не мог надлежащим образом раскрыть свою позицию. Для того чтобы сделать это мне следует рассмотреть послание Галатам не ссылаясь на то, что было сказано другими авторами на эту тему ранее. В моих статьях в «Знамениях» я упомянул всего несколько пунктов, которые, казалось бы, противоречат закону и часто цитируются в подтверждении упразднения закона, но на самом деле они являются самыми сильными аргументами в пользу вечности закона.

Я также желаю сказать, что, на мой взгляд, была проявлена великая несправедливость в том, что вы в вашей брошюре вы ссылались на пособие по изучению библейских уроков из серии «Наставник». Если бы это была просто несправедливость по отношению ко мне, то это было бы делом незначительным. Но тень сомнения была брошена на все пособие, что значительно ослабит влияние этой важной темы на умы людей, и это при том, что все тексты, упомянутые в этом уроке, были применены в соответствии с той точкой зрения, которой придерживаются авторы, по крайней мере, из среды нашего народа, ранее писавшие на эту же тему. Каждая точка зрения, высказанная в тех уроках, находится в совершенной гармонии с работами, опубликованными в нашем народе, и может быть использована как надежный источник. Это было доказано перед лицом комитета. И до появления вашей брошюры, мне не было известно ни об одном ином взгляде на любой из текстов, опубликованном в нашем народе, кроме того, который изложен в тех уроках. В таком случае я искренне полагаю, что было бы справедливо требовать столь же открытого исправления мнения опубликованного в вашей брошюре.

Что касается уместности публикации этого вопроса в «Знамениях», то мне нечего сказать по этому поводу. Я, как и ранее, охотно приму все, что цензура посчитает надлежащим для печати. Но я хочу сказать, что ничто из того, что было сказано или опубликовано, никоим образом не пошатнуло моей уверенности в правдивости того, что я написал в «Знамениях». Я рад, что занимаю такую позицию и сегодня стою на ней еще тверже, чем вчера. Я также искренне протестую против обвинений в том, что будто бы я использовал «Знамения», и в меньшей степени «Наставник», как средство нечестного обретения преимущества над кем бы то ни было из представителей нашего народа. Далее приводятся цитаты, которые свидетельствую о том, что я не принадлежу к той группе людей, которые отошли от принятого в нашем народе мерила.

Послание к Галатам

Введение

Значение послания

Послание к Галатам непосредственно обращено к одной из наиболее фундаментальных богословских проблем, с которой сталкивались самые первые христиане: как повлияло Евангелие Иисуса Христа на разделение между иудеями и язычниками? Первые христиане были из иудеев, и они с самого начала полагали, что особое назначение еврейского народа и связанные с этим ритуальные обряды должны быть непременно сохранены в христианстве. Когда Благая весть охватила значительное число язычников, эти предпосылки подверглись переосмыслению, и потребовался значительный период времени для размышлений, перестройки и борьбы, чтобы понять замысел Бога относительно иудеев и язычников.

Нет более важного свидетельства, которое помогло бы столь ясно раскрыть эти проблемы, чем послание Павла к церквам в Галатии. Христиане в этой провинции стали объектом ревностного миссионерского внимания со стороны ряда «иудей–ствующих», которые были убеждены, что Евангелие не отменило предписаний еврейского ритуального закона, и поэтому христиане из язычников должны исполнять их, становясь иудеями, чтобы получить обетования Бога Аврааму. (Первоначально греч. слово со значением «обращать в иудаизм» использовалось для описания восприятия язычниками обычаев иудейской религии.) Под воздействием доводов иудействующих, галаты, которым Павел возвестил евангельскую весть, начали соблюдать иудейские обычаи. Апостол осознавал, что такой поворот событий подрывал самые основы Евангелия благодати. Письмо Павла к ним выявляет его глубокую озабоченность всем происходящим.

По мере того как Павел развивает свои доводы, анализируя учение иудействующих, он постепенно затрагивает целый ряд фундаментальных проблем: природа авторитета апостола, оправдание по вере, обетование Аврааму, усыновление (сыновство), роль закона Моисея, свобода, работа Святого Духа и освящение. Неудивительно поэтому, что Послание к Галатам сыграло важную роль в истории Церкви, причем наиболее ярко это проявилось во времена Реформации, в XVI в., когда Мартин Лютер опирался на него в своей борьбе против доктрины католической церкви о спасении. Хотя фокус противоречий между Павлом и его оппонентами - «должны ли язычники подвергаться обрезанию?» - казалось бы, представлял не столь важный интерес для поколений христиан, живших после I в., эта центральная тема лежит в самой сердцевине наших отношений с Богом. Если смотреть поверхностно, учение иудействующих привлекало внимание лишь к исполнению предписаний церемониального закона, но в более глубоком смысле - зависимость от «плоти», а не от Духа - могло выражаться и многими другими способами.

Некоторые современные богословы утверждают, что так называемый протестантский подход к Посланию к Галатам неверен по своей сути. Однако хотя Мартин Лютер и другие реформаторы могли упустить какие–то нюансы, они не ошиблись в своем понимании ответов Бога на насущные проблемы того времени, которые даны в этом послании. Чему бы еще не учило нас послание, одно несомненно: в нем ясно и твердо говорится, что наша праведность перед Богом может быть обусловлена лишь действием благодати, полученной через веру в Христа. Наше оправдание не может быть достигнуто ни через религиозные ритуалы церкви, ни человеческими усилиями. И, напротив, «праведный верою жив будет» (3:11).

Из книги Христос автора Морозов Николай Александрович

Послание к галатам. Прежде всего, кто были галаты?Это греческое название кельтов или галлов вообще.Почему же теологи помещают их в Малую Азию? Я считаю это за недоразумение.«Возвещаю вам, братцы, - говорит им автор, - что Евангелие, которое я благовествовал вам, не есть

Из книги Апостол. Часть 1 автора (Таушев) Аверкий

Послание к Галатам Сведения о стране, называемой Галатией Галатией называлась малоазийская область, находившаяся почти в середине Малой Азии и окруженная с севера Вифинией, Пафлагонией и Понтом, а с юга Фригией, Ликаонией и Каппадокией. Страна эта первоначально была

автора Безобразов Кассиан

Из книги Христос и первое христианское Поколение автора Кассиан Епископ

Из книги Творения. Том 4 автора Сирин Ефрем

Послание к Галатам Галаты были слушателями Павла не для того, чтобы наблюдать исполнение закона, упраздненного страстью Креста, - но для того, чтобы веровать в Самую Троицу и проповедовать новое Евангелие. Но вот пришли некие из самих Евреев, которые желали не того, чтобы

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

Послание к Галатам Введение Значение послания Послание к Галатам непосредственно обращено к одной из наиболее фундаментальных богословских проблем, с которой сталкивались самые первые христиане: как повлияло Евангелие Иисуса Христа на разделение между иудеями и

Из книги Новый завет автора Мельник Игорь

Послание к галатам. «Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом…»Скачка разгоралась. Павла решили лишить апостольского звания и отлучить от иерусалимской церкви. Он не сдавался, не собирался даже. Как всегда, принял вызов и пошёл на

Из книги Христос и церковь в Новом Завете автора Сорокин Александр

§ 20. Послание к Галатам Послание к Галатам также относится к числу бесспорно аутентичных, наиболее характерных посланий ап. Павла с ярко выраженными, даже незабываемыми особенностями. По объему оно среднее, скорее тяготеет в большим посланиям, так что в каноне Нового

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ГАЛАТАМ ПОСЛАНИЕ - см. Павла святого апостола

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Из книги Новый Завет автора Религиоведение Автор неизвестен -

Послание к Галатам Глава 1 1 павел, апостол ни от человек, ни человеком, но Иисус Христом и Богом Отцем воскресившим его из мертвых, 2 и иже со мною вся братия, Церквам галатийским: 3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4 давшаго себе по гресех наших,Послание к Галатам Глава 1 1 павел, апостол ни от человек, ни человеком, но Иисус Христом и Богом Отцем воскресившим его из мертвых,2 и иже со мною вся братия, Церквам галатийским:3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,4 давшаго себе по гресех наших,

Из книги Истины Нового Завета автора Михалицын Павел Евгеньевич

Послание к Галатам В послании к Галатам Апостола Павла описывается любопытная ситуация, возникшая в Антиохии: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками;

Из книги Сфабрикованный Иисус автора Эванс Крейг

Послание к Галатам 1:13 1511:18 225,2301:23 1512–3 2372:1 2252:2 2252:3 2252:6–10 2252:9 2242:10 2392:11–14 2352:16 2373:5–7 2375:11 1516:12

Введение.

Несмотря на то, что Послание к Галатам является одним из относительно коротких посланий Павла, оно считается одним из самых значительных по своему смыслу и той роли, которую оно сыграло. Поскольку как в Послании к Римлянам, так и в Послании к Галатам изложено учение об оправдании по вере, некоторые богословы рассматривают Послание к Римлянам как написанное в развитие Послания к Галатам и называют это последнее "кратким посланием к Римлянам".

Как и во 2 Послании к Коринфянам, Павел красноречиво защищает здесь свое апостольство и вкратце излагает все то, чему учил. В частности, в Послании к Галатам ясно и недвусмысленно говорится об оправдании верою, и именно на этом основании строится защита христианской свободы от любой формы законничества. Разделение между христианством и иудаизмом произошло уже на ранней стадии существования Церкви, и Послание к Галатам несомненно помогло прояснить характер этого раскола.

А столетия спустя, оно сыграло такую важную роль в движении Реформации, что было названо "краеугольным камнем протестантской Реформации". И это потому, что реформаторы в первую очередь и более всего говорили о спасении по благодати только через веру; именно это было главной темой их проповедей. Лютер придавал Посланию к Галатам особенно большое значение и называл его своим постоянным спутником, близким ему не менее жены. Он часто проповедовал на тему этой книги, а его "Комментарии на Послание к Галатам" были весьма популярны среди обычного люда.

И сегодня воздействие на умы этого небольшого послания продолжается. Его вполне можно назвать "Великой Хартией христианской свободы", возвещающей современному поколению, что спасение от наказания за грех и от силы греха не делами достигается, а дается по милости Божией, через веру во Христа.

Автор.

Автор письма дважды называет себя Павлом: при приветствии (1:1) и по ходу письма (5:2). Большая часть первых двух глав носит автобиографический характер и хорошо согласуется с описанием жизни и служения Павла в книге Деяний Апостолов. С богословской точки зрения послание полностью соответствует тому, о чем учил Павел и в других своих посланиях, таких как например Послание к Римлянам.

Кому адресовано.

Послание к Галатам было написано "церквам Галатийским" (1:2). Скорее всего это были южные районы Галатии, включавшие города Антиохию, Иконию, Листру и Дервию, т. е. города, где апостол побывал прежде, во время своего первого миссионерского путешествия (Деян. 13-14).

Место и время написания.

Послание было написано из Антиохии Сирийской примерно в 48 году, незадолго перед Иерусалимским собором (Деян. 15 гл.). Павел и Варнава возвратились в Антиохию по окончании первого миссионерского путешествия. Там их посетил апостол Петр, пришедший из Иерусалима, имел с ними общение; там же он перестал вкушать пищу вместе с христианами из язычников и был публично обличен Павлом за свое неподобающее поведение.

Между тем, в южно-галатийские церкви проникли лжеучители законнического толка, которые отрицали апостольский авторитет Павла и учили, что обрезание необходимо для спасения. Быстро и решительно отреагировав на поведение Петра и на опасность соскальзывания галатийских верующих на позиции законничества, Павел и написал это строгое послание - прежде, чем отправиться на собор в Иерусалиме.

Цель написания.

Иудаисты, проникшие в галатийские церкви, не только дискредитировали Павла, но и проповедовали лже-евангелие. Так Павел столкнулся с необходимостью отстоять и апостольство свое и учение, чему и посвящает две первые главы Послания. В этом автобиографическом разделе он убедительно показывает, что и то и другое явилось результатом откровения, полученного им от воскресшего Христа.

В главах 3 и 4 апостол отстаивал истинность доктрины о благодати, то есть об оправдании только по вере. В заключение, чтобы показать, что христианская свобода не санкционирует вседозволенности, в главах 5 и 6 апостол учит, что христиане должны жить силою Духа Святого, и что когда они так поступают, в жизни их являют себя не дела плоти, а плоды Духа Святого.

Послание к Галатам было написано для оказания помощи в опасной ситуации. Цель его состояла в том, чтобы удержать первых христиан от возвращения к Моисееву закону, чтобы вернуть их в сферу действия благодати и веры. В нем звучит проникнутое убежденностью и сильным чувством утверждение, что спасение дается не делами, а верою, и сегодня это положение столь же актуально и верно, как тогда, когда было сформулировано впервые.

План книги:

I. Вступление (1:1-10)

А. Приветствие (1:1-5)

Б. Обличение (1:6-10)

II. Автобиографическая часть: зашита Павлом его апостольства (1:11 - 2:21)

А. Он был независим от других апостолов (1:11-24)

1. Благовествование Павла явилось результатом откровения (1:11-12)

2. События, предшествовавшие обращению Павла (1:13-14)

3. События во время его обращения (1:15-16а)

4. События после обращения (1:16б-24)

Б. Признание Павла как апостола (2:1-10)

В. Обличение Павлом признанного главы апостолов (2:11-21)

III. Доктринальная часть: утверждение оправдания по вере (главы 3-4)

А. Защита доктрины (глава 3)

1. На основании опыта самих галат (3:1-5)

2. На примере Авраама (3:6-9)

3. На основании конечного действия закона (3:10-12)

4. На основании сделанного Христом (3:13-14)

5. Исходя из постоянства фактора веры (3:15-18)

6. Исходя из цели закона (3:19-25)

7. На основании нынешнего положения верующих (3:26-29)

Б. Подтверждение доктрины на примерах (глава 4)

1. На примере пребывания под законом (4:1-7)

2. Личная просьба (4:8-20)

а. Призыв не обращаться к законничеству (4:8-11)

б. Просьба не забывать об их прежнем отношении к нему (4:12-16)

в. Призыв помнить об отношении Павла к ним (4:17-20)

3. Подтверждение на примерах из Библии (4:21-31)

а. Исторические факты (4:21-23)

б. Объяснение иносказания (4:24-27)

в. Применение этого иносказания к ним лично (4:28-31)

IV. Практическая часть: защита христианской свободы (5:1 - 6:10)

А. Жизнь не под законом (5:1-12)

1. Обращение к закону несовместимо с действием благодати (5:1-2)

2. Обращение к закону делает человека должником (5:3)

3. Обращение к закону приводит к отпадению от благодати (5:4-6)

4. Обращение к закону мешает духовному росту (5:7-10)

5. Обращение к закону прекращает действие Креста (5:11-12)

Б. Жизнь не по принципу вседозволенности (5:13-15)

В. Жизнь по Духу (5:16-26)

1. Обещание победы над грехом (5:16-18)

2. Что препятствует победе над грехом (5:19-21)

3. Что дает силу для победы над грехом (5:22-23)

4. Что обеспечивает победу над грехом (5:24-26)

Г. Жизнь служения (6:1-10)

1. Отношение к согрешившему христианину (6:1)

2. Отношение к христианину, несущему бремя (6:2-5)

3. Отношение к пасторам-учителям (6:6-9)

4. Отношение ко всем людям (6:10)

V. Заключение (6:11-18)

А. Автограф Павла (6:11)

Б. О противниках Павла (6:12-13)

В. Чем "хвалится" Павел (6:14-16)

Г. Павлова благословение (6:17-18)

1 Полнота спасения

Общепринято называть Евангелиями четыре книги, содержащиеся в Библии. Однако, на основании 1Кор.15:1-8 видим, что Евангелие есть описание божественности, смерти и воскресения Христа, во взаимосвязи с нашим примирением и спасением. «Чему Евангелие учит, и что оно являет мне - так это Божественное деяние, дарованное мне исключительно по благодати. Ни человеческий разум, ни его мудрость, ни даже Закон Божий не учат этому» - утверждает Лютер . Евангелие - это благая, радостная весть, провозглашающая Божью победу, возвещающая о том, что сделал Бог для нашего спасения. Поэтому в Новом (да и в Ветхом) Завете мы встречаем Евангелие не только в историческом выражении - как повествования Матфея, Марка, Луки и Иоанна, но и в доксологиях (славословиях), увещеваниях, догматических рассуждениях и постановлениях. В блестящем изложении Лютера, Евангелие приобретает такой вид: «Это учение - самое радостное и утешительное из всех. Оно говорит, что мы имеем неописуемую и неизмеримую милость и любовь Божию. Когда милостивый Отец увидел, что Закон угнетает нас, что мы находимся под клятвою и никак не можем освободиться, Он послал Своего Сына в мир, взвалил все грехи людей на Него и сказал Ему: «Стань отступником Петром, преследователем, богохульником и насильником Павлом, прелюбодеем Давидом, грешником, съевшим яблоко в Раю, разбойником на кресте. Прими сущность всех людей, на которой лежат все грехи. И знай, что Тебе придётся заплатить за них.» Потом приходит Закон и говорит: «Я вижу, что он грешник, взявший на Себя грехи всех людей. Я не вижу на Нём других грехов, кроме этих. Пусть Он умрёт на кресте. И вот Закон нападает на Него и убивает. Когда это совершилось, весь мир очистился и освободился от грехов, а значит от смерти и всякого зла. Но после отмены греха и смерти одним человеком, Бог не хочет видеть в мире ничего, кроме очищения и праведности. И если обнаруживаются остатки греха, Бог, всё так же ради Христа, сияющего Солнца, не заметит их» [ Лекции по Посланию к Галатамс. 324-325].

В Послании к Галатам Павел неоднократно показывает действия Бога по спасению верующих завершёнными и совершенными: (1:4) «Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» - избавление от настоящего лукавого века, по-видимому, является достижением праведности - избавление как от осуждения с миром, так и от лукавого влияния князя мира сего. Это происходит только благодаря смерти Христа за наши грехи. Текст 2:16-20 показывает сферы действия Бога и человека: Бог оправдывает не по делам или принадлежности к какому бы то ни было обществу, а по вере в Иисуса Христа (2:16). В 3:2 говорится, что через веру галаты получили (прошедшее время) Духа. «Христос искупил нас от клятвы закона» (3:13); «мы уже не под руководством детоводителя» (3:25); «все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (3:26-27); «семя Авраамово и по обетованию наследники» (3:29). Глава четвёртая говорит об усыновлении, четвёртая и пятая - о свободе. Это и есть Евангелие - провозглашение того, что сделал для нас Бог, а не того, что мы можем сделать для Него; возвещение не наших обязанностей и долгов, а нашего богатства, царственного и священнического положения во Христе, освобождение от всех долгов.

2 Обличение отступников

В 1:6-9 Павел показывает, что действия галат явились отступлением от того Евангелия, которое он проповедовал. Но это Евангелие - единственное (1:7), оно имеет Божественное происхождение. И потому, отступление от этого Евангелия есть оскорбление Христа. Слова, обращённые к лжеучителям весьма суровы. Они названы лжебратьями, их поступки - лицемерием. Вскрываются их тайные замыслы: желание превратить благовествование Христово (1:7), «Ревнуют нечисто. . . желают отлучить» (от Христа) (4:17). Они «желают хвалиться по плоти» и не желают «быть гонимыми за крест Христов» (6:12). Тон всего Послания не оставляет сомнений в важности темы. Обсуждаются вопросы, от которых зависит обретение или потеря спасения. «Вот я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Ещё свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (5:2-4). Действительно, если человек пытается как-то помочь Богу в деле спасения - значит проявляет тем самым неверие и непокорность, начисто отсекающие его от Бога. «Проблема, которую мы обсуждаем, — говорит Лютер, — является серьёзной и жизненно важной. Она включает в себя смерть Сына Божия, который по заповеди Отца стал плотью, был распят, и умер за грехи мира сего. Отказ от веры в этот постулат приводит к выводу, что смерть Сына Божия была бесполезной и напрасной. А тогда весть о том, что Христос является Спасителем мира - всего лишь какая-то небылица. Тогда вообще Бог - лжец, ибо Он не исполнил Своих обетований. Поэтому наше упрямство в данном вопросе является благочестивым и святым делом, ибо так мы пытаемся удержать свободу, которую имеем во Иисусе Христе, и стремимся сохранить истину благовествования. Если мы утрачиваем это - мы теряем Бога, Христа, все обетования, веру, праведность и вечную жизнь» [ Лекции по Посланию к Галатам , с. 105]. «Ибо, — поясняет он это в своей работе «О рабстве воли», — коль скоро человек убеждён, что он хоть что-нибудь может сделать для своего спасения, он пребывает в самоуверенности и не отчаивается в себе полностью, не смиряется перед Богом, но воображает, что существует какое-то место, время, доброе дело, и надеется или, по крайней мере, желает с их помощью обрести спасение» . Лютер доказывает, что претензии на самоспасение есть поставление себя на место Бога: «И в наши дни мы говорим просто и твёрдо, что всякий, кто ищет праведности вне веры, через дела, отвергает Бога, и делает себя богом. Вот что он думает: «Если исполню это дело, я буду праведен. Я буду победителем греха, смерти, дьявола, гнева Божия и ада. И тогда я обрету вечную жизнь». Итак, что же это, спрашиваю я вас, если не самонадеянное присвоение той работы, которая принадлежит одному лишь Богу и не провозглашение себя «богом» . . . каждый лицемер является одновременно «материалом» и «исполнителем» (несмотря на то, что это противоречит философии, ибо предмет не может совершать деяния над собою)» [ Лекции по Посланию к Галатам, с. 298-300].

3 Христианская жизнь в Послании к Галатам

Вопрос «внешних», процитированный в Послании к Римлянам, естественно возникает при изучении Евангелия плотским умом, и, наверняка, множество раз задавался Павлу: «Если же наша неправда открывает правду Божию, то. . . не делать ли нам зло? . . . Оставаться ли в грехе, чтобы умножилась благодать?» (Рим. 3:5-8; 6:1). Действительно, по человеческой плотской природе, нас интересует только спасение. Божьи интересы нам чужды. И если Бог предлагает нам спасение бесплатно, то почему бы не воспользоваться этим даром? Но получится тогда, что Бог поощряет грех, и притом, даже такой, который осуждает человеческое мнение, прощая убийц, блудников, и т.п. И, развивая эту мысль, мы приходим к тому, что «если Бог прославляется прощением грешников, то мы можем преуспевать в грехе, давая возможность Богу прославляться большим прощением!» Такова железная логика людей, знакомящихся с христианским учением умом, не на собственном опыте. Они думают, что имеют право отвергнуть христианство по моральным соображениям - как поощряющее аморальность и безответственность. Или, по крайней мере, отделить высоко моральную этику Иисуса от этики свободы и благодати апостола Павла. В Послании к Галатам Павел не просто опровергает обвинения в аномействе, он даёт урок христианской этики, отличной от этики Закона и превосходящей её.

Прежде чем анализировать христианскую этику в Послании к Галатам, необходимо подчеркнуть, что праведная жизнь христиан в этом мире является существенной составляющей Евангелия: спасение людей теряет смысл без изменения их характера (а, следовательно, и жизни) — вечная жизнь грешника превратится в ад даже в райских кущах. И, потому, Бог не просто прощает грешника, но возвращает его к Себе в физическом, нравственном и духовном смыслах.

Прежде всего, как и в Послании к Римлянам, Павел показывает печальное состояние всякого неверующего в Христа, будь то иудей или язычник: «Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира» (4:3). И они узнают на опыте, что человек оправдывается не делами закона, а только верой в Иисуса Христа (2:16). Уверовав, как иудеи, так и язычники получают усыновление и свободу (4 гл.). Но свобода такова, что в ней надо устоять, не подвергаясь игу рабства (5:1). Это иго приходит с двух сторон: До сих пор мы говорили о рабстве закона. Теперь, в главах 5 и 6, Павел рассказывает о рабстве греха, от которого освободил нас Христос, и мы должны жить так, чтобы не возвращаться в это рабство вновь. Христианская свобода исключает возможность жить на поводу у плоти (5:13), в то время как жизнь иногда превращается в настоящую битву между плотью и духом (5:17). Однако, чем более христианин поступает по духу, тем более свободным от вожделений плоти он становится (5:16; 6:8).

Какой же должна быть жизнь по духу? Павел изображает её на примерах поведения в различных ситуациях, и даёт два списка: «дела плоти» и «плод духа». Многие христиане, возможно, хотели бы «встать на рельсы», имея подробный и надёжный список дел, которые они не должны, и которые они должны делать. Но Новый Завет не даёт нам таких списков! Единственная заповедь Нового Завета - любовь (Ин. 13:34; 14:23; 15:12). Любовь к Богу и человеку (Мф. 22:36-40; 1Ин. 4:20-21). Такая любовь побуждает нас к праведным действиям по отношению к Богу и к людям, воистину «любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10). «Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя»» (Гал. 5:14). «Смысл этики Христа не в усвоении отдельных норм и правил, а в постижении духа любви и добра. . . Истинный христианин со дня своего возрождения внутренне подзаконен только Христу и Его закону любви» . Таким образом, мы имеем дело лишь с одной заповедью, совершенной, но действенной лишь в возрождённой жизни. Все новозаветные поучения и заповеди являются лишь иллюстрациями заповеди любви. Христиане, по вере в Христа получили Духа Святого (Гал. 3:2; 4:6), облечены во Христа (Гал. 2:20; 3:27), и имея обновлённый ум (Рим. 12:2) могут познавать волю Божию и подходить к её исполнению творчески, свободно. Русский философ С.Н. Трубецкой писал: «Существо, определяющееся к действию не частными причинами, но идеальною полнотою было бы совершенно свободно» . Именно такую возможность мы имеем в новозаветном христианстве. Для желающих точно знать, что такое хорошо и что такое плохо, Павел приводит два списка (5:19-25), предваряя первый из них словами: «дела плоти известны» (5:19) как бы спрашивая тем самым галат: «вы что же, не можете сами отличить одно от другого, дурного от доброго, плотского от духовного?» Суть новозаветной этики состоит в переходе «из одного лагеря в другой», кода грешников, бывших Своих врагов, Бог провозглашает: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19). Это - возрождение, или то, что в Послании к Галатам апостол Павел назвал: «новой тварью» — «во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал. 6:15). В таком состоянии люди живут уже новыми целями и стремлениями, которые соответствуют Божиим. В покаянии они «распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Хотя верующие и не избавлены от искушений и духовной борьбы, а иногда переживают и падения, Бог имеет различные инструменты для того, чтобы помогать упавшим и исправлять их пути (Гал. 6:1-5).