Цель: формирование устойчивых жизненных навыков при работе в сети Интернет

Задачи:

Образовательные:

ознакомить студентов с вредными последствиями зависимости от социальных сетей, донести представление о компьютере, интернет – зависимость;информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;

Развивающие : формировать положительное отношение к таким качествам характера, как самостоятельность, любознательность;

Развивать навыки участия в дискуссии;

Воспитательные:

побуждать студентов к самовыражению, саморазвитию,.

Ход классного часа:

Теоретическая часть с применением презентации:

Ты парень или девушка и тебе от 14 до 27. Ты нехотя встаешь утром, но ты не идешь умываться или варить себе кофе. Первое что ты делаешь – включаешь компьютер или ноутбук. И первая страница, которую ты загружаешь – Вконтакте, Одноклассники, Фейсбук...

Все из присутствующих зарегистрированы ВКонтакте (не так ли?), а наши родители - в Одноклассниках или в Моем Мире. Сегодня практические не осталось людей, которые не знают, что такое социальная сеть.

Да, человек существо общественное и всегда пытается найти себе подобных, чтобы разделить с ними радость и горе, чтобы ощутить некую общность с себе подобными и нужно заметить, что это прекрасно удается. В социальных сетях организовываются группы по интересам, которые включают в себя людей разного возраста с различными мировоззрениями. Что ещё надо для счастья? И все это в общем-то неплохо само по себе, вопрос в другом – какую же опасность несут в себе социальные сети?

Человеку нужна не только общественность, не только возможность почувствовать себя частью общества. Ведь человек в первую очередь индивидуум, личность. Настоящая личность желает, чтобы ее идеи увидели, настоящая личность хочет быть лидером, но, увы, очень часто в социальных сетях это сделать, практически, невозможно.



Социальные сети навязывают неверный выбор приоритетов и задач. Для большинства людей заглянуть на свою страничку превращается в ежедневный обряд, как машина он несколько десятков раз в день заходит на страницу и надеяться увидеть хоть какие-то изменения. Другие пытаются зафрендить как можно больше так называемых «друзей. Согласитесь, ведь это абсолютно глупое занятие. Однако большинство из нас готовы это делать каждый день.

Общеизвестный факт, что конфиденциальность полностью отсутствует в социальных сетях. И как бы ты не старался спрятать информацию, свои личные данные, стену, список друзей, все равно найдется тот, кто рано или поздно посягнет на твою страничку и под твоим именем начнет надоедать спамом остальным. Не одна тысяча людей пострадала от этого. Кроме того это место утечки твоих фотографий, музыки и частного видео, а как откликнется эта беда, это уже другой вопрос. В лучшем случае эта информация будет использована для создания фейковых страниц (подделок).

Безмерное увлечение социальными сетями способно сильно здоровью из-за сокращения общения с реальными людьми. Посмотрите на себя со стороны – ведь большинству из вас легче написать сообщение другу в контакте «вличку» или на стене, чем позвонить ему и получить на вопрос «как дела?» не стандартное – «нормально», а действительно ответ на этот вопрос. Что же получается, что у многих по 200-300 человек в списке так называемых «друзей», но по сути нам все равно как у них дела и что у них происходит в жизни. Пора задуматься.

Определите для себя, что для вас важнее: ваша реальная жизнь, которая проходит здесь и сейчас, либо жизнь в социальной сети, которая никогда не остановится, вне зависимости от того, есть вы в ней или нет. Может быть стоит попробовать хоть неделю не появляться на своей страничке. У многих это вызовет улыбку – как, целую неделю без контакта или одноклассников? Да, официально нет такой болезни – «зависимость от социальных сетей». Равно как нет лечения от нее. Но факт остается фактом.

Стремительное развитие Интернет - технологий, способствовало тому, что эти технологии плотно вошли, практически во все стороны нашей жизни. Причем, у Интернета есть, как и положительные стороны, так и отрицательные и неизвестно еще, каких больше. Что же касается социальных Интернет- сетей типа ОДНОКЛАССНИКИ или ВКОНТАКТЕ , то никто, регистрируясь с благими намерениями на подобных сайтах, не мог и знать, как трудно будет выпутаться из их сетей.

Создатели подобных сайтов, перед тем, как запустить свои детища в работу, делали упор на обычном человеческом чувстве ностальгии по прошлому. С одной стороны, никакого вреда в этом нет. Ведь человек общается с теми людьми, кто занимал определенное место в его жизни в прошлые годы. Такими людьми являются, например, бывшие одноклассники и первая любовь, родственники и просто друзья детства и т.д.
Но это было сначала. С тех пор прошло немало времени. А современные специалисты в области психологии начинают уже бить тревогу . Дело в том, что если в жизни отношения между людьми не сложились, но они продолжают общаться при помощи подобного рода сайтов, значит между ними стоит незримая стена. Да, собственно говоря, и зачем затаскивать в свою настоящую жизнь тех людей, с которыми человек общался в прошлом. Жить - то ведь надо настоящим.

Кроме того, психологами подмечено, что регистрация в таких сайтах типа, ВКОНТАКТЕ , которые, вроде бы, не являются специализированными сайтами знакомств, на поверку, такими и оказываются. Вне всякого сомнения, не каждый человек сможет зарегистрироваться на сайтах знакомств с целью создания новых отношений. Причиной этому несколько. Это и моральная сторона вопроса и этическая и т.д. А вот на ОДНОКЛАССНИКАХ регистрируются не с целью новых знакомств, а с целью найти старые и все. Но это так кажется на первый взгляд. Практически все, без исключения социальные сети до краев заполнены флиртом. А статистика упрямо говорит о том, что подобные сайты все чаще становятся причинами разлада в семье.

Но не только семейными разводами и скандалами опасны социальные сети. В последнее время, большая часть крупных фирм и организаций использует такие сети, вернее информацию, выложенную в них, для наведения справок о возможном партнере или своем работнике. Причем, казалось бы, невинная информация о человеке, может стать причиной его увольнения с работы или расторжение контрактов.

Частые «зависания» в социальных сетях приводят к тому, что внутренняя дисциплина человека начинает ухудшаться , он все реже следит за собой. Да и зачем, как кажется ему? Ведь на главной фотографии сайта он идеально выглядит. К тому же, слишком частое использование ICQ или подобных сайтов, неизбежно приводит к тому, что человек полностью теряет контроль за лексикой и грамматикой и с каждым разом в жизни ему все труднее излагать свои мысли.

Между тем, некоторые психологи считают, что общение в социальных сетях это не так уж и плохо. Ведь человек общается, по большому счету с друзьями детства, а это уже приносит свои положительные плоды в виде светлой энергетики такого общения. Тем не менее, всему есть определенная мера, и, «зависая» в сети, надо уметь вовремя вырваться из ее цепких лап.

Справочная информация.

По последним данным, в России:

средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 10 лет (в 2009 году - 11 лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет;

30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа в неделю!).

Ежедневная детская аудитория Рунета:

46% (13-14 лет),

54% (15-16 лет);

  • сетевые игры;
  • просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ;
  • обмен файлами;
  • использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов;
  • ведение блогов и пр.
  • 4% детей сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией
  • 40% получают непосредственные предложения о встречах "в реале".

Защитите себя в Интернете.

  • Думайте о том, с кем разговариваете.
  • Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы “Условия использования” или “Политика защиты конфиденциальной информации”, чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.
  • Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.

Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.

Думай о других пользователях.

  • Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
  • При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.
  • Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их родителей.
  • Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.
  • Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными кодами и т.д.) является противозаконным.
  • Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.

Помните! Неразрешенное использование материала может привести к административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия

Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является непригодной для несовершеннолетних.

Также он заявил, что для распространения вредных «экстремистских настроений» настроений используется интернет.

«Пользоваться интернетом, безусловно, очень удобно, и неудивительно, что социальные сети так популярны. К сожалению, эта популярность зачастую играет на руку экстремистски настроенным гражданам», – сказал Чайка.


Плюсы виртуального общения:

В социальных сетях зарегистрировано огромное количество человек, с их помощью, зная только имя и фамилию можно найти друга детства, бывшую одноклассницу и других людей, с которыми по каким-либо причинам прекратилось общение.
Интернет объединяет все страны, с помощью социальных сетей ты можешь общаться с друзьями в режиме реального времени, просматривать фото и видеозаписи, даже если вы находитесь в разных городах или странах.
Существует множество групп (клубов по интересам), где ты можешь пообщаться на интересующие тебя темы, просмотреть фото и видео, найти единомышленников. Кроме того, по одному клику мыши, ты можешь увидеть список людей, которые любят те же книги/фильмы, что и ты.
Ты всегда можешь посмотреть список мероприятий, которые готовятся в твоём городе, и никогда не забудешь о дне рождении подруги – в этом тебе помогут напоминания.
Социальные сети объединяют множество людей, там ты можешь найти новых друзей и знакомых.

Минусы виртуального общения:

Ты не можешь видеть человека, с которым общаешься, не слышишь его голоса. Психологи утверждают, что общаясь виртуально, ты не получаешь такого же удовольствия, как от реального общения.

Общение затягивает, и тебе сложно оторваться, из-за чего зайдя на 5 минут, ты остаешься на 2 часа.
Заполняя свою анкету, ты оставляешь свои личные данные (адрес, место учёбы, телефон) этой информацией могут воспользоваться злоумышленники.
Создавая альбомы с фотографиями, и выставляя их не всеобщее обозрение, существует опасность, что твоими фотографиями кто-то воспользуется. Возможно возникновение фейков, обработка в фотошопе, высмеивание твоей внешности и фото и т.п.
Распространён взлом страниц в социальных сетях. Обычно по двум причинам: распространение спама или для изменения твоей анкеты (обычно – как причинение неприятностей).
Возможно возникновение зависимости от социальной сети. Такую зависимость психологи называют наиболее сложной из всех интернет-зависимостей по той причине, что отказать от общения сложнее всего.

Социальные сети могут привести к…ожирению! Это произойти из-за еды перед компьютером. Пища поглощается наспех, обычно это «быстрая еда», из-за неподвижного сидения еда плохо перерабатывается, и появляются лишние килограммы.

Интернет и компьютер прочно вошли в жизнь практически каждого человека. Очень многие уже не представляют свою жизнь без этого достижения техники. Возможности интернета безграничны. Давайте попробуем разобраться добро это или зло.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Зареченская средняя общеобразовательная школа»

Собинского района Владимирской области»

Классный час

« Интернет-зависимость».

Подготовила:

Мосалева О.А. классный руководитель 6 класса

2013 год

Цель:

  • Формирование навыков здорового образа жизни (профилактика

зависимого поведения) через демонстрацию преимуществ живого общения.

Задачи:

  • формирование представлений о понятиях «зависимость»,«информационная зависимость», «интернет-зависимость», «компьютерная зависимость»,

Причин возникновения;

  • развитие коммуникативных навыков и навыков участия в дискуссии;
  • вовлечение всех учащихся класса в игровое взаимодействие и формирование

Игровой культуры учащихся: умение работать сообща в командах, согласовывать

Свои действия;

  • создание положительной эмоциональной атмосферы в классе.

Оборудование:

  • Мультимедийное устройство и ноутбук

● Папка с заданиями по количеству подгрупп

Ход классного часа.

1.Организационный момент.

2. Мотивационная часть.

Загадки.

1. Сетевая паутина

Оплела весь белый свет,

Не пройти детишкам мимо.

Что же это? (Интернет)

  1. Что за чудо агрегат

Может делать все подряд

И хорошим другом стать. (компьютер)

Выскакивает из-за двери ученица : «Компьютер где? Дайте поиграть.»

Учитель: « Катя. Что с тобой?»

Ученица: « Я не могу жить без компьютера. Дайте поиграть.»

Учитель : Интернет и компьютер прочно вошли в жизнь практически каждого человека. Очень многие уже не представляют свою жизнь без этого достижения техники. Возможности интернета безграничны. Давайте попробуем разобраться добро это или зло.

  1. Командная игра.

Одна команда из предложенных карточек выбирает достоинства компьютера и интернета, другая недостатки.

  • Растет технически грамотным.
  • Чувствует себя увереннее с любой техникой.
  • Развивает логическое мышление.
  • Увеличивает скорость реакции, принятие решения.
  • Учится концентрировать внимание.
  • Учится визуально воспринимать объекты.
  • Получает возможность общаться с друзьями, живущими далеко.
  • Имеет возможность получить любую нужную ему информацию.
  • Ухудшение зрения.
  • Электромагнитное излучение.
  • Появление дерматитов различной сложности.
  • Развитие сколиоза. Возникновение психологических проблем.
  • повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы;
  • содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;
  • обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой;
  • способствует развитию гиподинамии;
  1. Физминутка.
  2. Экспресс тестирование.
  • Скажите, пожалуйста, вы выходите в Интернет?
  • Поднимите руки, кто хотя бы один раз играл в Он-лайн игры?
  • Говорите ли вы с друзьями об играх, кодах, уровнях и т. д.?
  • Приходилось ли вам обманывать близких, говоря, что вы писали реферат или искали информацию, в то время когда вы просто играли или общались?
  • Случалось ли вам забывать о времени во время игры за компьютером ?
  • Были ли у вас случаи, когда вы рисковали получить проблемы в учебе или в личной жизни из-за Интернета?
  • Случалось ли вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в Сети?
  • Используете ли вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?
  1. « Интернет- зависимость.»

Зависимость от Интернета –

«новая болезнь нашего времени или выдуманная угроза?

На Западе утверждают, что каждый пятый пользователь Интернета в той или иной мере страдает компьютерной зависимостью. И в России уже многие подвержены этой мании. Люди теряют чувство реальности, уходят в виртуальный мир. Самыми незащищенными, как всегда, оказались дети и подростки. Появился даже такой термин - «компьютерный синдром». _

  • Одного 14-летнего школьника из Румынии увезла из Интернет-кафе «Скорая помощь». Мальчик просидел в этом кафе 9 дней он был просто одержим компьютерной игрой, он не отходил от него, перестал ходить в школу. Он лгал, перестал мыться и похудел на 10 кг.
  • в Екатеринбурге погиб от инсульта 12 летний ребенок после 12-часовой игры на компьютере. Врачи говорят, что каждую неделю к ним поступает минимум по одному подростку, попавшему в зависимость от компьютерных игр. Мне страшно за наших детей(руку приложить к сердцу)

Учитель. Чувствуете ли вы, что вас тоже затягивает в компьютерную трясину? Видите ли вы, как ваши друзья все больше и больше уходят от вас в виртуальный мир? (Дети высказываются.)

Причины компьютерной зависимости.(найти в предложенном текте)

Недостаток общения.
Когда человек (обычно это подросток) не может найти себе друзей по интересам. Если он слишком замкнут или боится, что его неправильно поймут. Он делает неправильный вывод и начинает активно искать друзей в интернете.

Отсутствие хобби.
Если у человека есть любимое хобби, или он занимается спортом. У него просто не будет свободного времени, которое он мог бы уделить интернету.

Неудачливость.
Когда человека повсюду встречают неудачи: плохая работа, ссоры с друзьями, проблемы с родителями. Он будет пытаться хоть как-то реализовать себя. И найдёт этот способ в компьютерных играх.

Что же делать? (высказывание учеников)

7. Заключительное слово

Учитель: Сегодня мы говорили об Интернет - зависимости, и мы не стремились решить эту проблему, во что бы то не стало. Но обсуждая ее, мы научились слышать, и слушать друг друга. В ходе обсуждения мы учились живому общению – именно тому, чего никакой, компьютер дать не в силах .

Свеча: Наше живое общение, как огонек, передавало не только свет наших мыслей, но и тепло наших сердец. Сейчас, осторожно передавая этот трепетный огонек из рук в руки, и глядя в глаза, давайте скажем друг-другу комплименты и пожелания.

Как приятно живое общение от сердца к сердцу! Как волнительно оно! Помните об этом.

8.Рефлексия.

Уходя из кабинета положите мне в конверт фигуру того цвета какое у вас настроение.


Цель:

1) Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютере, интернет - зависимости;

2) Формировать положительное отношение к живому общению.

Ход классного часа.

Сегодня мы затронем насущную тему для всех подростков.

Поднимите руки, у кого есть дома компьютер?

Поднимите руки, у кого он подключен и Интернет?

Докажите, что компьютер друг? (ответы учащихся)

Испытываете ли вы удовольствие от работы за компьютером?

Злитесь ли вы на тех, кто отвлекает вас от компьютера?

Сегодня мы коснемся очень важной проблемы: проблемы компьютерной зависимости ребенка (подростка).

Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:

Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.

Недостаток внимания со стороны родителей.

Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.

Склонность к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.

Желание быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

Отсутствие увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.

Опасности компьютерной зависимости

1.Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения.

2.На первых порах компьютер может компенсировать дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе.

3.В процессе игр, или нахождения в интернете человек теряет контроль за временем.

4.Подросток может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм.

5.Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру.

6.Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов.

7.Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу.

8.Могут наблюдаться проблемы с осанкой, появляться головные боли.

9.Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

10.Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги.

11.Часто подросток может пренебрегать своим внешним видом и личной гигиеной. Могут возникать депрессии, при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.

Типы игр, и их опасность, начиная с самой высокой.

Специалисты отмечают, что различные виды компьютерных игр могут по-разному влиять на ребенка. Самыми опасными считаются ролевые игры с видом «из глаз» компьютерного героя. Не менее опасны игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Стратегические игры, «руководительские» менее опасны, но могут здорово втянуть ребенка. Далее следуют неролевые игры: аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, азартные игры.

Ситуация.

Паша был хорошим учеником. И за это родители купили ему компьютер. Теперь Паше уже 25, а он ни с девушками не общается, ни в клубы не ходит, и друзей не видит. Только сидит в очках перед своим новым другом и, не отрываясь, лихорадочно барабанит пальцами по клавиатуре.

Результат.

Такие случаи компьютерной зависимости - далеко не единичны. Молодые люди перестали знакомиться на улицах, у них есть Интернет, они не гуляют во дворе - ведь компьютерные игры намного интересней, не читают книг, потому что полезной и интересной информации в Сети, по их мнению, можно найти гораздо больше. Что говорить, компьютерная зависимость, поражающая и взрослых людей, на подростков оказывает еще большее воздействие.

Когда стоит задуматься?

Психологи разработали список тревожных симптомов:

Навязчивое желание проверить свою электронную почту;

Постоянное ожидание следующего выхода в сеть;

Пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и информационная перегрузка (то есть непреодолимая тяга поиска информации в Сети или веб-серфинг);

Нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером;

Раздражение при вынужденном отвлечении;

Неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;

Расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;

Забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;

Пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

Злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;

Готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;

Ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;

Обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Если перечисленные пункты вам знакомы, тогда, пожалуй, настала пора подумать о глубине проблемы и о способах ее решения.

Разделы: Классное руководство , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Актуальность темы компьютерной безопасности, выбранной для проведения открытого классного часа, трудно переоценить. Почти 30 лет прошло с момента создания всемирной сети Интернета. В конце декабря 2015 года мир отметил 25-летие создания первого сайта. Было это в 1990 году. Преимущества Интернета неоспоримы: это и глобальное общение, и безграничное информационное поле, и возможность использования различных технологий. Но уже через 10 лет в мире стали отмечать международный день без Интернета в последнее воскресенье января. А ещё через 4 года – Всемирный день безопасного Интернета – во второй вторник февраля. Так чем же опасен Интернет?

Работа за компьютером требует от пользователя сосредоточения внимания для проведения последовательных операций, в это время он изолируется от окружающего мира. Научный центр здоровья детей РАМН проводил анкетирование школьников и их родителей. По данным этого исследования 40% учащихся пользуются компьютером для выполнения домашнего задания, 36% - для виртуального общения, а 70% детей используют его для игр. В РФ более 3 миллионов несовершеннолетних детей имеет доступ к Интернету и доступ этот по большей части не контролируется родителями. Около половины школьников проводят в Интернете более 2 часов в день. Современный уровень развития цифровых технологий создаёт иллюзию погружения пользователя в виртуальную реальность. В виртуальной игре ребёнок может творить чудеса, быть сильным и могущественным, легко начинать всё сначала. Всё это повышает его самооценку.

Компьютерная зависимость - это болезненное пристрастие к проведению длительного времени за компьютером. Этим навязчивым состоянием в мире страдает примерно 10% пользователей компьютерами.

Компьютерная зависимость чаще всего поражает детей и подростков. В зоне риска находятся дети, испытывающие дефицит общения с родителями, психологические и материальные трудности, скрытую неудовлетворённость собой и окружающим миром, имеющие конфликт с родителями, учителями или сверстниками.

Механизм формирования компьютерной зависимости такой же, как при формировании любой другой зависимости. Для него характерны следующие черты:

  • Поведение, направленное на приобретение объекта зависимости
  • Снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости
  • Потеря интереса к социальной стороне жизни
  • Потеря интереса к своему внешнему виду (неопрятная одежда, безразличие к соблюдению личной гигиены)
  • Появление абстинентного синдрома

Наиболее распространенными психическими признаками компьютерной зависимости являются «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером, невыполнение обещаний данных самому себе или другим относительно уменьшения времени, проведенного за компьютером, утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду, оправдание собственного поведения и пристрастия, пренебрежение к учёбе и домашним обязанностям и др.

Нескончаемый поток информации в Интернете негативно сказывается на нашем мозге - нарушаются память, процессы мышления, речь, особенно у детей. Если 15 лет назад на заре эры персональных компьютеров и смартфонов задержка речевого развития отмечалась лишь у 4% детей, то в 2015 году таких детей было уже от 40 до 60%.

Особо следует остановиться на гаджетах. Во время пользования компьютером, интернетом и различными гаджетами дети могут попасть в настоящую беду. Например, наушники. Они портят слух, но опасность кроется не только в этом. Когда вы слушаете громкую музыку и одновременно перемещаетесь в городе, вы не замечаете, как теряете концентрацию и внимание, а вместе с этим попадаете под колеса машин.
В настоящее время многие люди просто не выпускают телефоны из рук, они постоянно находятся в социальных сетях и общаются в том виртуальном мире с знакомыми и незнакомыми нам людьми, делятся с ними проблемами и конечно же хвастаются. Злоумышленникам не составит труда выяснить, где человек проживает, и проникнуть в квартиру в его отсутствие.

Компьютерные игры, так же запускают процесс «зомбирования». Все эти факторы вызывает огромную зависимость, а впоследствии, раздражимость и агрессию. Агрессия не пропадает сама собой, чаше она порождает преступления. В мире зафиксировано уже несколько десятков случаев совершения убийств Интернет-зависимыми людьми на так называемой бытовой почве.

Кроме психической зависимости появляются функциональные нарушения и заболевания, связанные с длительной работой за компьютером. Это компьютерный зрительный синдром: снижение зрения, ощущение сухости и песка в глазах, а в далеко зашедших случаях – развитие катаракты. Перенапряжение мышц кисти и предплечья при водит к появлению «травмы повторяющихся нагрузок»: появляются заболевания сухожилий и суставов, приводящие к инвалидности и требующие хирургического лечения. Прогрессирует нарушение осанки.

Открытый классный час на тему «Компьютер и Интернет – благо или зло? (Профилактика компьютерной и интернет-зависимости) был подготовлен и проведен студентами 2 курса отделения Сестринское дело ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 5». Место проведения – актовый зал колледжа. Были приглашены все студенты колледжа.

Тема открытого классного часа перекликается темами основных профессиональных модулей по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Цель открытого классного часа – формирование у обучающихся знаний относительно опасностей, связанных с компьютерной и Интернет-зависимостью, и формирование навыков по профилактике этой зависимости и по профилактике функциональных нарушений, связанных с работой за компьютером.

После участия в открытом классном часе на данную тему обучающиеся будут знать:

  • факторы риска развития заболеваний, связанных с длительной работой за компьютером, их причины и клинические проявления, возможные осложнения;
  • научатся правильно организовывать рабочее место при работе за компьютером;
  • разучат комплекс простых упражнений для периодической гимнастики при работе за компьютером;
  • ознакомятся с режимом работы за компьютером в разные возрастные периоды;
  • узнают о вредоносных сайтах в Интернете и о последствиях излишней откровенности в социальных сетях;
  • познакомятся с клиническими проявлениями Интернет-зависимости.

Обучающиеся будут уметь:

  • Правильно организовывать свою работу за компьютером и в Интернете
  • Правильно организовывать рабочее место для работы за компьютером
  • Выполнять комплекс профилактических упражнений для профилактики влияния компьютера на органы зрения, опорно-двигательный аппарат
  • Проводить профилактику компьютерной зависимости среди своих пациентов

Методический материал для открытого классного часа включает подробный сценарий со списком действующих лиц и оснащения, тексты всех сообщений: видеодокладов и устных сообщений, сопровождающихся слайдами презентации «Влияние компьютера на организм человека», конкурсные задания для команд «За компьютеры» и «Против компьютеров», комплекс упражнений для профилактики негативного влияния длительной работы на компьютере и многое другое.

Проведение данного классного часа способствует формированию у студентов междисциплинарных связей:

Анатомии и физиологии

Здорового человека и его окружения

Гигиены и экологии человека

Психологии

Основ сестринского дела

На проведение открытого классного часа в актовом зале отводится 1,5–2 академических часа.

Сценарий открытого классного часа (Приложение 1. Сценарий ) предусматривает проведение инсценировки-конкурса. Небольшой спектакль продемонстрирует студентам способы общения между молодыми людьми в XIX–XX веках. Из студентов других групп, находящихся в зрительном зале, формируются две команды по 5-6 человек «За компьютеры» и «Против компьютеров». Каждой из команд было предложено сделать несколько простых заданий: нарисовать эмблему команды, перечислить максимальное количество положительных и отрицательных сторон компьютера и интернета, отгадать логотипы, написать письмо бабушке и т.п. В то время, когда команды выполняют задания, продолжается инсценировка, либо студенты получают информацию о влиянии компьютеров и Интернета на организм человека.

Транслируются видеоролики или зачитываются устные короткие (1-2 минуты) сообщения с демонстрацией слайдов презентации научных медицинских данных о воздействии компьютера и Интернета (Презентация).

После того, как прозвучала информация о компьютерном зрительном синдроме, синдроме запястного канала, на сцену выходит студентка и демонстрирует простые физические упражнения для снятия усталости глаз, мышц кисти и предплечья, спины. Студенты в зале встают и разучивают эти упражнения. Затем слушатели знакомятся с гигиеническими правилами работы за компьютером и в Интернете, правилами оборудования рабочего места, допустимой продолжительностью работы в различные возрастные периоды.

В конце мероприятия проводится подведение итогов соревнования двух команд. Конечно же, победила дружба. Без компьютеров и Интернета а настоящем мире не обойтись, но пользоваться ими нужно разумно, не нанося вред своему здоровью и не в ущерб реальному общению с другими людьми. Так что же такое компьютер и Интернет – благо или зло? Как и вообще в медицине ответ на этот вопрос кроется в правильно выбранной дозе. Мы должны помнить, что компьютер и Интернет – это всего лишь средство получения, преобразования и хранения нужной нам информации, средство общения в близкими нам людьми.

В целом проведение открытого классного часа на тему «Компьютер и Интернет – благо или зло? (Профилактика компьютерной и Интернет-зависимости)» способствовало формированию у студентов общих и профессиональных компетенций.

Общие компетенции

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Делиться опытом Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

Профессиональные компетенции

Источники

  1. Сухарев А.Г. с соавт. Основы гигиенического воспитания и формирование здорового образа жизни населения, РМАПО, Москва, 2011, стр.105-111
  2. https://health.mail.ru/disease/sindrom_zapyastnogo_kanala/
  3. http://www.medtran.ru/rus/articles/2007/1/tunnel-syndrom.htm
  4. http://nmedicine.net/sindrom-zapyastnogo-kanala/
  5. http://bolsustav.ru/sindrom-zapyastnogo-kanala.html
  6. https://health.mail.ru/disease/konyunktivit/
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%8A%D1%8E%D0%BD%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D1%82

Классный час по теме "Компьютерная зависимость"

Цель:

1) Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютере, интернет - зависимости;

2) Формировать положительное отношение к живому общению.

Ход классного часа.

Сегодня мы затронем насущную тему для всех подростков.

Поднимите руки, у кого есть дома компьютер?

Докажите, что компьютер друг? (ответы учащихся)

Испытываете ли вы удовольствие от работы за компьютером?

Злитесь ли вы на тех, кто отвлекает вас от компьютера?

Сегодня мы коснемся очень важной проблемы: проблемы компьютерной зависимости ребенка (подростка).

Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:

Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.

Недостаток внимания со стороны родителей.

Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.

Склонность к быстрому "впитыванию" всего нового, интересного.

Желание быть "как все" его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

Отсутствие увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.

Опасности компьютерной зависимости

1.Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения.

2.На первых порах компьютер может компенсировать дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе.

3.В процессе игр, или нахождения в интернете человек теряет контроль за временем.

4.Подросток может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм.

5.Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно "заново начать" игру.

6.Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов.

7.Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу.

8.Могут наблюдаться проблемы с осанкой, появляться головные боли.

9.Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

10.Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги.

11.Часто подросток может пренебрегать своим внешним видом и личной гигиеной. Могут возникать депрессии, при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.

Типы игр, и их опасность, начиная с самой высокой.

Специалисты отмечают, что различные виды компьютерных игр могут по-разному влиять на ребенка. Самыми опасными считаются ролевые игры с видом "из глаз" компьютерного героя. Не менее опасны игры с видом извне на "своего" компьютерного героя. Стратегические игры, "руководительские" менее опасны, но могут здорово втянуть ребенка. Далее следуют неролевые игры: аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, азартные игры.

Ситуация.

Паша был хорошим учеником. И за это родители купили ему компьютер. Теперь Паше уже 25, а он ни с девушками не общается, ни в клубы не ходит, и друзей не видит. Только сидит в очках перед своим новым другом и, не отрываясь, лихорадочно барабанит пальцами по клавиатуре.

Результат.

Такие случаи компьютерной зависимости - далеко не единичны. Молодые люди перестали знакомиться на улицах, у них есть Интернет, они не гуляют во дворе - ведь компьютерные игры намного интересней, не читают книг, потому что полезной и интересной информации в Сети, по их мнению, можно найти гораздо больше. Что говорить, компьютерная зависимость, поражающая и взрослых людей, на подростков оказывает еще большее воздействие.

Когда стоит задуматься?

Психологи разработали список тревожных симптомов:

Навязчивое желание проверить свою электронную почту;

Постоянное ожидание следующего выхода в сеть;

Пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и информационная перегрузка (то есть непреодолимая тяга поиска информации в Сети или веб-серфинг);

Нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером;

Раздражение при вынужденном отвлечении;

Неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;

Расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т. ч. игр), так и устройств компьютера;

Забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;

Пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

Злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;

Готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;

Ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;

Обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Если перечисленные пункты вам знакомы, тогда, пожалуй, настала пора подумать о глубине проблемы и о способах ее решения.

Предлагаю всем пройти тест

"Есть ли у вас зависимость от компьютера?"

1. Сидя за компьютером или в Интернете, вы теряете ощущение времени. Из-за этого часто пропускаете еду и сон. Да Нет

2. Вы скрываете от друзей и близких, сколько времени вы провели за компьютером

3. Вы постоянно вспоминаете о том, что хорошо бы посидеть за компьютером, когда вам приходится отлучаться от него.

4. Вы способны погрузиться в депрессию, если в компьютере происходит сбой

5. Ваша привязанность к компьютеру мешает вам в выполнении домашних обязанностей

6. В Интернете вы сознательно выбираете себе виртуальный образ, противоречащий вашей морали и ценностям

7. Вам больше нравятся виртуальные развлечения, нежели реальные

8. Вы уверены, что Интернет - это "другая" реальность, и вам там комфортнее, чем в реальном мире

Обработка результатов

¨ За каждый ответ "Да" поставьте себе 1 балл.

¨ За ответ "Нет" - 0 баллов

Результаты

Если больше чем на половину вопросов вы ответили утвердительно, то, возможно, у вас есть серьёзная зависимость от компьютера, которую обязательно нужно преодолеть, чтобы предотвратить тот вред, который компьютер может вам нанести.

В итоге, хочу сказать, что игры - это безусловно, важная часть современного общества и несёт в себе массу минусов и плюсов, поэтому жизненно важно "правильно" играть в игры. То есть, не перенапрягать себя, не уделять играм много времени и получать, по возможности, знания и развивать свой кругозор. К сожалению, многие неправильно воспринимают игры и просто чересчур увлекаются ими, хотя, по своей сути, игры — это всего лишь развлечение, никогда не забывайте этого.