СССР Род войск Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Командовал

Первой отдельной экспериментальной батареей реактивной артиллерии

Сражения/войны
  • Смоленское сражение (1941)
Награды и премии

Ива́н Андре́евич Флёров (24 апреля - 7 октября ) - Герой Российской Федерации (), командир первой в РККА отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии , капитан.

С первых дней Великой Отечественной войны принимал участие в боях. Командовал на Западном фронте отдельной экспериментальной батареей реактивной артиллерии из установок БМ-13 («Катюша»). Впервые установки БМ-13 были опробованы в боевых условиях в 10 часов утра 14 июля 1941 года при обстреле вражеских войск и техники в городе Рудня , поддержав обороняющиеся части Красной Армии . 16 июля они показали высокую эффективность при уничтожении неэвакуированных советских эшелонов на железнодорожном узле города Орша . 7 октября 1941 года капитан Флёров, находясь в окружении и будучи тяжело раненым, взорвал себя вместе с головной пусковой установкой.

Биография

Ранние годы

В рядах РККА

После окончания боевых действий вернулся к учёбе в академии. Жил в городе Балашихе Московской области.

В годы Великой Отечественной войны

В первые дни войны капитан Флёров по предложению начальника академии генерал-майора Говорова был назначен командиром первой в Красной Армии особой батареи реактивного действия. 3 июля батарея, вооружённая семью экспериментальными боевыми машинами НИИ-3 БМ-13 (позднее получившими название «Катюша») и одной 152-мм гаубицей, использовавшейся в качестве пристрелочной, была отправлена на Западный фронт.

Кроме того, в составе батареи было 1 легковая, 44 грузовые машины для перевозки 768 реактивных снарядов М-13, 100 снарядов для гаубицы, шанцевого инструмента, трех заправок ГСМ, семи суточных норм продовольствия и другого имущества. Личный состав батареи составлял 198 человек (вышло из окружения к своим 46 человек).

В ночь на 3 (4) июля 1941 года из Москвы по Можайскому шоссе, батарея капитана Флёрова И. А. выехала на фронт по маршруту: Москва-Ярцево-Смоленск-Орша. Через два дня (6 июля) батарея прибыла на место и вошла в состав частей фронтового подчинения Западного фронта . 13 июля находилась на фронте Орша В период с 13 до 20 июля вошла в состав 20-й армии Западного фронта 7 августа вновь выведена в состав частей фронтового подчинения Западного фронта и в этот же день направлена в 24-ю армию Резервного фронта по просьбе командующего Резервным Фронтом Жукова и на основании приказа Главкома Западного направления Тимошенко. В период 7-15 августа 2 экспериментальные установки вышли из строя и были направлены на ремонт в Москву. К 21 августа все оставшиеся 5 экспериментальных установок также были неисправны и к 1 сентября были заменены на 4 новые, серийные.

"В 15 часов 14 июля 1941 года капитан Флеров дал команду открыть огонь. Семь пусковых установок БМ-13 нанесли удар по скоплению живой силы и танков фашистов в районе Орши. За семь-восемь секунд батарея выпустила 112 ре­активных снарядов. Железнодорожный узел был стерт с лица земли. В 16 часов 45 минут был произведен второй залп - по переправе через реку Оршицу. " - Вторым залпом батарея пыталась разрушить понтонный мост через реку Днепр, не взорванный нашими саперами, Временный мост находился между разрушенными дорожным мостом в Орше и железнодорожным мостом 4 км южнее Орши. Мост уцелел.

Другая версия гласит, что батарея капитана Флерова в 10 часов утра 14 июля 1941 года накрыла сначала огнём скопление немецких войск на Базарной площади города Рудня . До упомянутого залпа по железнодорожной станции Орша оставалось еще 5 часов и около 140 километров пути до новой позиции. Однако в Орше тогда стояли свои красноармейские части и свои эшелоны. Ведь до 16 июля 1941 года ни один немецкий солдат еще не вступил в город. (См. издание Института военной истории МО СССР и Центрального архива МО СССР «Освобождение городов», М., Воениздат, 1985 г., стр. 179) И ни одного немецкого эшелона не было на станции Орша ни 14, ни 15, ни 16 июля. Немцам после захвата каждой станции требовалось прежде всего переделать железнодорожные пути под более узкий европейский стандарт. Да, не 14, а 16 июля 1941 года, через два дня после боевого крещения в Рудне, батарея капитана Флерова действительно стерла с лица земли железнодорожную станцию Орша, но вместе с советскими эшелонами, чьи грузы, прежде всего цистерны с горючим, не должны были достаться врагу. Такова версия, более подробно изложенная историком Второй мировой войны - свидетелем первых залпов «Катюш» в 10 часов утра 14 июля 1941 года по Рудне - Андреем Сапроновым //в газете «Россия» № 23 от 21-27 июня 2001 года и в «Парламентской газете» № 80 от 5 мая 2005 года //.