Бомбардировщик Дб-3Ф и его экипаж. Именно на таком летели герои репортажа в начале войны.

Рано утром командир бомбардировщика дальнего действия капитан Рудевич получил приказание приготовить машину к полету, но без обычного груза бомб.

Тотчас же вокруг самолета началась напряженная работа. Маленький, коренастый стрелок радист Балалыкин деловито проверял оружие. Несмотря на свою молодость, он участвовал уже во второй войне,- впервые свои пулемёты старшина Балалыкин испробовал на финских самолётах.

Почему же не подвешивают бомбы?- удивленно спросил он.

На это почему-то нет приказания,-ответил Рудевич.

Пришел штурман капитан Дарелло. Оп занялся изучением погоды. Все обещало благоприятные условия для полета: облачность была хорошая, можно сколько угодно летать над вражеской территорией.

Я - подполковник Иванов. В мое распоряжение поступает ваш экипаж, -сказал он и, отведя людей в сторонку, изложил им задачу: самолёт должен летать над полем сражения как можно дольше, чтобы сверху получить общее представление о действиях на фронте наших войск и

о положении в тылу врага.

«Значит, в разведку», - разочарованно подумал Балалыкин и, как бы угадывая его мысли, подполковник предупредил:

При встречах с противником в воздухе боя не принимать. Все сделать для того, чтобы как можно больше видеть, что делается на земле.

Когда подполковник подробно проинструктировал экипаж, людям стало ясно, что полёт их - более ответственный, чем обычный боевой. И лица у всех стали строже, суровей, когда подполковник отверг предложение лететь с одним стрелком радистом. Вызвали младшего сержанта Башука.

Подполковник скептически оглядел молодого стрелка радиста - было видно, что Башук летит на выполнение боевого задания впервые.

Второй стрелок нам нужен для того, чтобы охранять машину с хвоста. Имейте в виду, что наш самолет одиночный, мы летим без сопровождения истребителей.

Выполним задачу, товарищ подполковник, - вдруг сказал Башук, и вышло это у него так искренне, горячо, что подполковник подумал: «Нет, паренек с огоньком».

В 7 часов утра самолет капитана Рудевича поднялся с аэродрома. Подполковник Иванов сидел в штурманской кабине, рядом с капитаном Дарелло. Он видел штурмана впервые, но уже за тот короткий срок, пока Дарелло наносил на карту маршрут, Иванов проникся невольным доверием к этому неказистому на вид человеку. Он делал все обстоятельно, вдумчиво, с глубоким знанием дела.

Работа же штурману предстояла большая: самолёт должен был хорошо маскироваться, лететь зачастую в облаках - слепым полётом, скрываясь от преследования вражеских истребителей, снова снижаться, чтобы разведывать поле боя.

Уже в первый час полета самолет попал под обстрел фашистской крупнокалиберной зенитки. Под самолётом поплыли чёрные дымки разрывов. Батарея, положив низкую очередь, стала бить выше, но Рудевич быстро поднялся еще выше и ушел из зоны обстрела. Штурман вёл самолет бережно, искусно ускользая от вражеских выстрелов.

Но вот появилась шестёрка «Мессершмиттов », по звену - справа и слева. Они начали преследовать наш самолёт. Капитан Рудевич, твердо выполняя приказ «не вступать в бой», нырнул в облака, и «Мессершмитты» остались с носом.

Советский разведчик уже несколько часов был в воздухе над фронтом. Грандиозная картина сражения открылась сверху. Подполковник Иванов видел огромные глубокие воронки, - следы наших авиабомб, перевернутые, исковерканные танки врага, трупы фашистов, густо покрывавшие поле, пылавшие леса и мосты у разбитых переправ противника. Чувство восхищения прекрасной работой наших лётчиков, громивших врага, испытывал подполковник, усердно записывая наблюдения.

На четвёртом часу полёта машина попала в грозовую тучу. Кругом непроглядные облака, дождь - ливень. Усилия капитана Рудевича заставить самолет набрать высоту не увенчались успехом - самолёт прижимало к земле, под ним уже мелькали вершины деревьев. Нужно садиться... Но внизу - враг. Садиться нельзя...

Приложите все усилия, чтобы набрать высоту, - приказал подполковник капитану Дарелло.

Началась напряженная борьба за каждый метр высоты. Моторы слабели, самолет не слушался рулей, но капитан Рудевич обладал

крепкой волей, и машина, сопротивляясь, медленно пошла вверх. Кое-как набрав высоту в 200 метров, слепым полётом пришли на свой аэродром, пролетев над фронтом и тылом врага около тысячи километров в течение четырёх часов.

На другой день погода «испортилась»: облака исчезли, небо было чистое. В одиночку лететь было опасно, поэтому самолет капитана Рудевича поднялся в воздух в сопровождении истребителей. Пролетая над позициями врага, истребители увидели на земле два звена «Мессершмнттов». Наши ястребки камнем ринулись вниз и с бреющего полета зажгли два вражеских истребителя. Остальные стали подниматься. Завязался воздушный бой.

Подполковник Иванов увидел двух фашистских истребителей, которые шли в атаку на наш самолёт с двух сторон. Это были маленькие, белые, с обрубленными крыльями машины, напоминающие белую моль. Летевший слева с близкой дистанции обстрелял наш самолёт из пушки. Осколки впились в ногу подполковника Иванова, но он не почувствовал боли, - все внимание его было поглощено картиной воздушного боя.

Наш тяжёлый бомбардировщик мужественно отбивался от наседавших на него вражеских истребителей. Силы были неравные, все преимущества на стороне врага. Наши сопровождающие ястребки были отвлечены в сторону другими фашистскими самолётами.

Бомбардировщик вступил в единоборство.

Стрелок-радист Балалыкин издалека следил за белой фашистской молью, летевшей в атаку на самолёт слева. И когда враг выпустил очередь из своей пушки, Балалыкин с той же дистанции в упор расстрелял врага. «Белая моль» вспыхнула и горящим факелом стала падать на землю. Всё это произошло так быстро, что вражеский лётчик не успел выпрыгнуть с парашютом.

Стрелок-радист Башук следил за врагом. Он заметил вражеский истребитель, заходивший с хвоста. Вот когда пригодился Башук, этот необстрелянный парень! Фашист подлетел на близкое расстояние, раздался сильный треск пушечной стрельбы, но в тот же миг Башук поймал его на мушку, и вторая «белая моль» окуталась пламенем.

Остальные враги, летевшие в атаку на наш самолёт, видя печальную участь двух своих лётчиков, отвернули в сторону, не приняв боя.

Кровь лила из пробитой ноги подполковника Иванова. Он кое-как забинтовал ногу полотенцем, которое случайно оказалось в полевой сумке, но кровь продолжала сочиться.

Я сейчас вас получше устрою, - заботливо сказал штурман Дарелло.

Он подтянул раненую ногу подполковника к потолку, чтобы уменьшить потерю крови. Так и летел подполковник Иванов, задрав одну ногу к потолку штурманской кабины. Было не очень удобно, но подполковник, забыв ранение, растроганно думал о штурмане капитане Дарелло.

На своем аэродроме приземлились с сильно поврежденным шасси. Сели благополучно. Из самолёта выскочил старшина Балалыкин. Осколками у него были изранены лицо, левый бок и бедро. Но ничего не чувствуя, он крикнул в радостном возбуждении:

Вот это всыпали! Вот так бы всегда бить эту сволочь!

Лицо Башука тоже было в крови, но и он счастливо улыбался, помогая товарищам вынести из машины раненого подполковника.

И от меня не ушёл! Видели, как я его угостил?! Видели?!

Да, видели, дорогой товарищ Башук! Вся страна видела ваш подвиг. Теперь в вашем экипаже нет не обстрелянных - только герои!

От редакции: судьба экипажа

Июль-август 1941 года. Лётчики 2-го авиаполка дальней разведки Главного командования Красной Армии (будущий 47-й Гв. АПДР). Возможно, что здесь изображён кто-то из наших героев.

Командир

Гвардии майор Анатолий Сергеевич Рудевич, командир эскадрильи 2-го авиаполка дальней разведки, а затем лётчик 8-го гвардейского авиаполка дальнего действия, погиб в авиакатастрофе 24 марта 1943 года.

Штурман

Майор Родион Иванович Дарело прошёл всю войну. В 1941 году летал бомбить Берлин в экипаже знаменитого лётчика Михаила Васильевича Водопьянова. До 1943 года - штурман эскадрильи 746-го авиаполка дальнего действия, затем - начальник штаба 105-го вспомогательного авиаполка. Вышел в отставку в звании подполковника.

Родион Иванович Дарело награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды и многочисленными медалями.

Родион Иванович Дарело

Стрелки-радисты

Воздушный стрелок-радист 47-го гвардейского авиаполка дальних разведчиков Главного командования Красной Армии гвардии старшина Марк Моисеевич Мошук погиб в воздушном бою 14 марта 1943 года. После боевого вылета на фоторазведку обороны немцев под Старой Руссой разведчик Ту-2 был атакован шестью истребителями Fw-190 и был сбит.

За мужество и профессионализм, проявленные в боевых вылетах, Марк Моисеевич Мошук награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

В 2015 году место падения этого Ту-2 было обнаружено поисковиками новгородской экспедиции «Долина» (). В результате поисковых работ были найдены останки трёх членов экипажа. Они были переданы командованию 47-го авиполка и были похоронены в месте его постоянной дислокации - городе Починок Смоленской области.

1942 год. Лётный состав группы капитана Столярова. Именно в его экипаже воевал М. М. Машук и скорее всего он есть на фотографии. А возможно и Егор Балалыкин.

Гвардии лейтенант Егор Семёнович Балалыкин прошёл путь от простого стрелка до начальника связи авиаэскадрильи 47-го гвардейского Борисовского Краснознаменного ордена Суворова отдельного разведывательного авиаполка Главного командования. Во время боевых вылетов сбил 2 немецких самолёта. Командованием отмечался как высококлассный специалист своего дела.

За отвагу и мужество Егор Семёнович Балалыкин награждён двумя орденами Красного Знамени (один - за Финскую войну), орденом Отечественной войны II степени и медалью «За оборону Москвы».

Разведчик Пе-2Р 2-го АПДР ГК РККА (будущий 47-й Гвардейский АПДР). Лето-осень 1942-го года.

Разведчик МиГ-25РБ 47-го ГРАП. Наши дни.

Использованы материалы сайтов podvignaroda.ru, obd-memorial.ru, ptah57.livejournal.com и журнала «Авиация и космонавтика» (2008 год, №11).

ПРИКАЗ О ПОДГОТОВКЕ ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ В 1940 ГОДУ

1. С 1.4.40 увеличить школы: Батайскую, Балашовскую, Чугуевскую, Таганрогскую, каждую на одну учебную эскадрилью.

2. К 1.5.40 г. сформировать 10 военно-авиационных школ пилотов в районах:

Архангельск - на 1 эскадрилью бомбардировщиков, Кировабад - на 2 эскадрильи бомбардировщиков, Слоним - на 1 эскадрилью бомбардировщиков, Стрый - на 1 эскадрилью истребителей, Львов - на 1 эскадрилью истребителей, Тбилиси - на 1 эскадрилью истребителей, Серпухов - на 1 эскадрилью истребителей.

3. Как временное мероприятие на базе 15 корпусных отрядов и разведывательных эскадрилий к 15.4.40 г. сформировать школы военных пилотов, по одной учебной эскадрилье в каждой, в следующих гарнизонах:

БОВО: Борисов, Уречье, Пуховичи,

КОВО: Коростень, Гостомель, Остер, Овруч, Купеч, Бердичев,

ХВО: Волчанок,

СКВО: Нахичевань,

ПриВО: Багай-Баранский, Тоцкое,

МВО: Сасово,

УрВО: Свердловск.

4. В ЗабВО, 1 ОКА и 20КА создать к 1.3.40 г. по одной школе, на одну учебную эскадрилью в каждой.

5. Увеличить с 1.5.40 г. количество переменного состава в окружных школах младших авиаспециалистов на 4000 человек для подготовки воздушных стрелков-радистов и воздушных стрелков.

6. При Балашовской, Омской, Ворошиловградской, Энгельсской, Олсуфьевской школах ВВС с 1.5.40 г. организовать подготовку стрелков-радистов по 250 человек в каждой школе.

7. В 1940 году подготовить при резервных авиаполках ВВС 5250 стрелков-радистов.

8. При всех летных школах ВВС создать запасные роты из окончивших аэроклубы ОАХ с общим числом на 3600 человек.

9. Летную работу во всех новых школах начать не позднее 1.5.40 г.

10. Перевести все школы ВВС на ускоренную подготовку со следующими сроками обучения:

Школы летчиков - 12 месяцев. Школы летнабов и авиатехников - 12 месяцев. Школы авиамехаников - 8 месяцев. Школа стрелков-радистов - 5 месяцев.

11. Перевести на двухгодичный срок обучения: а) Сталинградское военное авиационное училище с подготовкой летчиков бомбардировочной авиации; б) Борисоглебскую военную авиационную школу с подготовкой летчиков-истребителей.

12. Начальнику Главного управления, начальнику ВВС, начальнику ГУ АС, начальнику технического снабжения, начальнику снабжения Красной Армии и начальнику финансового отдела при НКО соответственно обеспечить формируемые летные школы личным составом, материальной частью, денежными средствами и всеми видами довольствия.

13. Военным советам БОВО, КОВО, ХВО, СКВО, ПриВО, МВО, СибВО, ЗакВО, УрВО, ЗабВО, 1 и 2 ОКА обеспечить развертывание новых школ и учебных эскадрилий и своевременное выполнение установленного плана подготовки летно-технического состава ВВС в существующих и во вновь формируемых школах.

Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза К. Ворошилов


Ф. 4, оп. 11, д. 86, л. 198 - 199. Подлинник.

С учетом опыта боевых действий, накопленного в Испании, Китае, на Халхин-Голе, у озера Хасан необходимо было производить повышение качества обучения авиационных специалистов, в короткие сроки увеличить число летного и инженерно-технического состава Военно-воздушных сил (ВВС). В связи с этим в СССР стала активно расширяться сеть военно-учебных заведений по подготовке кадров. Приказом Сибирского военного округа (СибВО) № 061 от 17.05.40 г. на базе 52-й авиационной бригады образуется «Омская военная авиационная школа пилотов» (ОВАШП) в составе 2-х эскадрилий и дополнительным штатом школы стрелков-радистов.
Командиру, 52 бригады полковнику Кондратюку было приказано принять переменный состав курсантов, прибывающих для формирования авиационной школы в количестве 320-ти человек, для подготовки военных пилотов и 250-ти человек для обучения на стрелков-радистов. Из состава указанной бригады были назначены: начальник курсов по учебной подготовке - капитан Муратович, комиссар курсов - старший батальонный комиссар Святковский, командиры учебных рот - старший лейтенант Золотаренок и лейтенант Федоров. 12 Апреля 1940 года в расположение гарнизона прибыл первый начальник Омской ВАШП - полковник Е.С. Пристром.
Общее количество личного состава было определено следующее:
1. начальствующего состава - 280 человек;
2. младшего начальствующего состава - 157 человек;
3. рядового состава - 166 человек;
4. курсантов - 830 человек.
Итого: 1433 человека.
Основой для формирования являлись:
а) по переменному составу: аэроклубы Омской, Тюменской областей, Красноярска, Канска и Черногорска;
б) по укомплектованию школы стрелков-радистов: части 53-го стрелкового корпуса;
в) по постоянному составу: 1-я Чкаловская, Сталинградская, Новосибирская, Вольская, Иркутская и Ленинградская школы.
Начальником авиашколы был назначен полковник Пристром Евгений Степанович, военным комиссаром - бригадный комиссар Кобякин Иван, начальником штаба - полковник Лонский Александр Павлович, помощником начальника школы по технической эксплуатации - военинженер 2-го ранга Добровольский Георгий Петрович.
От 52-й авиационной бригады школе остались трехэтажное кирпичное здание, четыре жилых дома командного состава, казарма, две столовые, несколько ангаров и мастерские; кроме того железнодорожная ветка, подведенная к аэродрому. Авиационный парк школы состоял из 47 бипланов-разведчиков Р-5, 32 бомбардировщиков СБ и 47 У-2. Большинство самолетов требовали капитального ремонта, поэтому командованием ВВС было принято решение об организации передвижных авиационных ремонтных мастерских.
Учебный курс школы состоял из двух эскадрилий летчиков, одной запасной роты, группы стрелков-радистов. Каждая эскадрилья включала по два отряда: первый - на бомбардировщиках СБ, второй − на разведчиках Р-5. После освоения Р-5 курсанты переводились в первый отряд для учебы на СБ. Запасная рота обеспечивала учебные эскадрильи пополнением, прошедшим общевойсковую подготовку. Командирами эскадрилий были назначены капитан Власенко и капитан Норченко.
Курсантские отряды летчиков были скомплектованы из выпускников аэроклубов Омска, Красноярска, Барнаула, Бийска и Тюмени.
В конце 1940 года состоялся первый выпуск стрелков-радистов, которые были направлены в Ленинградский военный округ. Через несколько месяцев были выпущены две группы пилотов. До начала Великой Отечественной войны школа сделала еще два выпуска военных летчиков на самолетах СБ.

В первые дни Великой Отечественной войны началась оперативная эвакуация военных авиационных школ из Европейской части СССР в глубокий советский тыл. Школы, передислоцированные на территорию Сибири, входили в состав уже действующих авиационных школ и училищ. Так, в частности, в Омскую военную авиационную школу пилотов (ВАШП) вошли:
- Борисовская военная авиационная школа пилотов (ВАШП), организована в Борисове Минской области 24 августа 1940 г. В первые дни Великой Отечественной войны оперативно была эвакуирована в глубокий советский тыл в Омск (Прибыла 8 июля 1941 г.) и впоследствии там переформирована.
- Коростеньская ВАШП, была передислоцирована в августе 1941 года.
Она была создана в апреле 1940 года на базе 41-й отдельной авиационной эскадрильи, находившейся в г. Коростень Житомирской области. Школа осуществляла подготовку пилотов на самолетах марки - СБ.
Начальником школы был майор Ф. С. Самойлов.
- Роганьская ВАШП, была передислоцирована в сентябре 1941 года.
Была создана в апреле 1940 года в г. Волганске на базе 3-го отдельного авиационного отряда Волганской окружной авиационной школы пилотов. В октябре 1940 года она была перебазирована в Харьков и получила наименование Харьковской школы. В конце октября 1940 года школа была передислоцирована в г. Рогань и переименована в Роганьскую военную авиационную школу пилотов. В период с 12 июня по 30 августа 1941 г. школа находилась в г. Красноград Харьковской области. Оттуда была направлена в Омск. Начальником школы был майор А. Н. Малиновский.
- Таганрогская ВАШП им. В. П. Чкалова, одна из крупнейших школ Красной Армии. Таганрогская школа пилотов была сформирована в 1937 г. и получила свое наименование на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 февраля 1939 года и приказа НКО 34 от 13 февраля 1939 года.
В октябре 1941 г прямо из прифронтовой полосы, полностью сохранив личный состав и технику в составе 4 эскадрилий эвакуировалась в Омск, прибыла в ноябре 1941 года. Местом постоянной дислокации стал поселок Марьяновка Омской области.
Начальником школы был полковник И. Г. Куреленко.

Вспоминает Пшенко Владимир Арсентьевич:
(воспоминания полностью: http://elib.org.ua/warcraft/special/remember.ru/pilots/pshenko/pshenko_r.htm)
"2 июня 1941 года я был зачислен курсантом в Борисовскую авиационную школу пилотов. Через 20 дней началась Великая Отечественная война. Мы были в лагере, пошли отдыхать на речку, воскресенье. В 8 часов утра прилетел По-2, стал кружиться над аэродромом, стреляет красными ракетами. Потом сирена загудела. Побежали бегом. Батальонный комиссар училища, две шпалы. Стоит, плачет. Говорит: "Началась война". Рассказал все, что произошло в это утро. Мы, конечно, еще ничему не научились, но были курсанты, которые летали на СБ и Р-5, разные группы были. Тут же нас стали учить, как стрелять из пулемета, ручного и станкового, на случай если будут нападать на аэродром. Учеба - смех один: "Заряжай, разряжай. Все понял? Молодец! Кто следующий?" А потом нас послали возить бомбы со склада. Да, наши инструктора стали выполнять боевые задачи. Вот для них и стали возить бомбы. Подвешивали их на самолеты Р-5 и СБ. Склады на окраине города Борисов. Приехали туда первый раз ночью на машине. Всего 5 машин, на каждой по 15 человек курсантов, потому что бомбы тяжелые. Начали грузить. И вдруг налет. САБы (Светящиеся авиабомбы) загорелись. Зенитки стреляют. А мы бомбы нагружаем на автомашины. Сотка нам показалась перышком, так мы их быстро грузили. И вот мы возили почти сутки без перерыва. А потом надо же и поесть. Привезли: "Давайте еще один рейс и в столовую, а то ребята, вы так с голоду упадете". На седьмой день команда: "Вечером построиться. Сейчас ужинаем. Ничего не брать. Ваши вещи привезут. С собой взять только противогаз". Лагерь был в Крупке, небольшом районном центре. Мы пошли пешком через Могилев, почти 300 км до Брянска. И пришли на аэродром Алсуфьево. Шли три дня. Идем ночью. Днем лежим. Потому что нельзя было показываться на открытом месте. Самолеты летали низко, и обстреливали. Идем же колонной. Ночью тяжело идти.
Нам сказали, что в Сибирь перебазируемся. Инструктора, на оставшихся не сгоревших самолетах Р-5 и СБ улетели. А те самолеты, которые остались мы подожгли. Остались - 4 неисправных самолета СБ и два самолета Р-5. Сожгли эти самолеты, чтобы ничего не оставалось. Было и страшно, и не знали, что будет дальше. Когда пришли на аэродром Алсуфьево, сели ужинать. Немец налетел. Сирена. Видим, что бомбы близко от нас рвутся. Паника. Мы все из столовой бежать. Подошел поезд-товарняк. Эвакуировали скот в Подмосковье. Подогнали нам: "Садитесь в эти вагоны" - Вагоны грязные. - "Ломайте ветки, и берите траву в копнах". В основном ломали березы, устилали пол. И тут же гудок, поезд отошел километра на 2 от аэродрома и остановился. Потом уже спокойненько поехали. Спрашиваем у своего командира Сенкевича, очень хороший был командир: "Куда нас повезут?" - Он говорит: "В Сибирь". Подъехали к Москве. Трое суток были на окраине Москвы, на окружной дороге. Правда, тут нас кормили заказами какой-то воинской части. Ходили завтракать, обедать и ужинать. Пока не получили распоряжение. Поезд повез нас дальше, и привезли нас в Омск. В Омскую авиационную школу пилотов. Стали летать на Р-5. Закончил в декабре месяце. И сразу перевели в Новосибирск в Бежскую (Бердскую?) авиационную школу пилотов летать на СБ. Весь 1942 год мы занимались сельским хозяйством. Полетов никаких. Горючего нет. Питание слабенькое. Все, что могли, мы отдали, даже свои шинели, хорошие из синего сукна и сапоги сдали. Дали нам обмотки. А это все отправили на фронт. Всю весну сажали, летом убирали, косили. 1942-й год закончился. В конце 1942-го года пришли инструктора. Пять инструкторов на каждого по 2 курсанта. Будем летать. Начали полеты. В течение 3 месяцев на СБ я закончил всю программу. 8 марта 1943 года я получаю звание младший лейтенант. Присвоили приказом командующего СибВО. Стал офицером…"

За счет прибывших школ по приказу командующего ВВС СибВО от 14.08.41 г школа перешла на штат семи эскадрильного состава. Возникли проблемы с размещением личного состава и техники прибывающих подразделений, налаживании учебного процесса. Были задействованы все имеющиеся возможности: часть курсантов разместили в готовых уже летних лагерях, часть изыскивала и оборудовала новые площадки, строили землянки и переводили подразделения в лагеря. Одним из первых был построен лагерь в Калачево, который начинал строиться 14 мая 1941 г.

Из дневника Ведерникова Ивана Корнеевича:
Дневник полностью: (http://planetavvs.ru/sokol-rossii/isptateli/vedernikov-ivan-korneevitch.html)
" В 1940 г. в школу № 2 г. Рубежного на Украине, приехали представители из Лисичанского аэроклуба и пригласили в него нас десятиклассников. В этот аэроклуб из школы поступило человек шесть. Туда ходил пригородный поезд, это примерно километров 25-30. Занятия начались в январе месяце, сначала изучали теорию, самолет, а в конце мая начали летать. Летали на учебном самолете По-2 , он назывался тогда У-2. Был июнь 1941 года. О том, что началась война, узнали, когда возвращались на пригородном поезде с аэродрома домой. Зашли в вагон и увидели, что проводник убирает керосиновые светильники из вагонов. Удивились - зачем? Он отвечает: «Есть приказ о затемнении, война началась».
Сразу же через аэроклуб подали заявление в военкомат. Их зачислили в Роганьскую летную школу, которая находилась недалеко от Днепропетровска. (Расстояние между поселком городского типа Рогань Харьковской области и городом Днепропетровск Днепропетровской области: напрямую - 190 км; расстояние автодорогами - 233 км.) Туда приехали в июле месяце, а в сентябре уже эвакуировались со школой в Омск. Начались долгие, томительные из-за горячего стремления скорей начать воевать, месяцы учебы, растянувшиеся аж до 1944 года.
Почему так затянулось обучение? Он объясняет: «Я мог окончить школу в октябре 1941 года. А получилось так. Перед тем как летать уже на самолете СБ - скоростном бомбардировщике - ударил мороз, масло замерзло и мы не могли начать летать. Пока научились, как его разогревать, пришел приказ - все самолеты, пригодные для боевых действий, отправить на фронт. Всё. У нас даже забрали шинели на фронт, а нам выдали куртки. А мы продолжали заниматься теорией, через день ходили в караул, строили землянки. И учились, учились…».
1941 год
"22 сентября 1941 года. 7 дней уж прошло, как мы приехали в город Омск и находимся в лагере. Живем в палатках.
Город Омск очень большой, но я видел только его окраины. 19 сентября был на реке Иртыш - я помыл свою гимнастерку и пр. Река сама - вроде Волги, только с абсолютно голыми берегами. Вода мутноватая. Судоходная.
Полетов до этих пор нет, за отсутствием бензина. Нам ужасно хочется летать.
Живем в лагере Черемушки южнее от Омска на 13 км.
26 сентября. Я вылетел самостоятельно на самолете Р-5.
25 октября я окончил программу летной практики на самолете Р-5. За отличное окончание получил благодарность от командира отряда. Живем в палатках. Нам выдали еще по палатке и в палатках мы построили печки. Если печку топить, то в палатке тепло. Заниматься теорией очень холодно. На лекциях мы делаем перерыв, чтобы постукать ногами, попрыгать-погреться.
2 ноября Погода стоит очень хорошая вот уже дней 10; тихо, солнце, тепло. Ожидаем переезда на зимние квартиры.
8 ноября. Живем по-прежнему в лагере.
Сегодня я распрощался с Р-5 - сдал зачет по полетной практике (весьма неважно). Имею налету.
9 ноября. Мы, наконец, ушли из лагеря в Кировск. Переправлялись через Иртыш на поезде, что сделать группой нелегко, потому что поезда очень перегружены.
Сразу по прибытию нас, окончивших программу на Р-5, перевели на наземную подготовку на СБ. До этих пор мы не летаем, потому что мы не сдавали зачет по матчасти СБ. Ожидаем с нетерпением полетов, несмотря на холод.
17 ноября. Нахожусь в Омске - Кировске на зимних квартирах.
29 ноября. Жизнь моя сейчас слишком бесплодная и однообразная. Живем в тесном помещении, занимаемся теорией. Подъем в 6.30, потом завтрак, в 8.30 занятия и до 9 часов вечера с двухчасовым перерывом. Всего занимаемся 11 часов, но много лекций мы сидим без преподавателей, ввиду того, что многие из них уехали на фронт. Короче говоря: мы много сачкуем. Лень развивается. Сегодня, например, у нашей группы летный день, но я сачкую.
10 декабря. Жизнь прежняя. Много сачкуем. К нам в эскадрилью прислан командовать майор. Буквально все хочет перевернуть. Хочет наладить дисциплину, которая у нашей эскадрильи, да и в остальных, очень разболтана. Причина разболтанности - это мало внимания со стороны командования на нас и не очень хорошее материальное обеспечение. Все идет на фронт, все идут на фронт. Я тоже хотел идти на самолете У-2 добровольцем, но таких, как я, не берут.
22 декабря. Живу по-прежнему. Занимаемся теорией. Полетов и не предвидится, все время проводим в казарме или же в корпусе УЛО.
1942 год
1 января. Сегодня мы встречаем Новый 1942 год. День сегодня не рабочий. Целый день болтаемся без дела по казарме.
9 января. С 8-го января у нашей 71 группы по расписанию полеты, но их нету. Сачкуем. Живем от завтрака к обеду, а от обеда к ужину.
19 января. 2-й отряд 6-й авиаэскадрильи, т.е. мы, переведены в запасной батальон. Жить перешли из здания в землянки. В землянке очень тесно. Летать будем не скоро, а летать так хочется! С сегодняшнего дня начинаем заниматься теорией и ходить в караул.
10 и 14 января. Последний вечер в общежитии 6-й авиаэскадрильи. Прощальный.
Хотя еще никто приказа о переформировке не зачитывал нам, но мы уже знали, что нас переселяют в землянки в запасной батальон. Но кому хочется покинуть эскадрилью! Кому хочется отдаляться от полетов, а, следовательно, и от фронта! И, наконец, кому хочется из светлого помещения переходить в землянки!
26 января. Живем в землянках. Очень, очень тесно спать. Курить нету, но мы миримся со всем. Нам бы только полеты!
Занимаемся теорией по 6 часов в день. 3 часа самоподготовки, 2 часа культмассовая работа, 2 часа строевой подготовки.
28 февраля. Живем в землянках, продолжаем курс теоретической летной подготовки. Занимаемся по программе почти полной годичной школы.
11 марта. Жизнь прежняя. В воскресенье был на субботнике. Работали на кожевенном заводе; убирали кожи, привезенные из Аргентины. 8 марта у нас забрали шинели на фронт, а нам выдали легенькие фуфаечки. Погода очень холодная. Мороз градусов 18 и сильный ветер.
5 апреля. Днем под действием солнца снег растает, а ночью опять замерзает. Живем в землянках. Сдаем зачеты по мотору М-103, самолету СБ, топографии. Из дому письма получаю.
С 1-го апреля у нас новый распорядок дня. В основном занимаемся почти 4 часа в день, а остальное время идет на строевую, самоподготовку и пр.
2 мая. Наконец-то пришел долгожданный день: мы перешли в эскадрилью №4. Живем в здании УЛО. Занимаемся уже с утра по 6 часов.
26 мая. Живем по-прежнему в зимних квартирах. Сегодня погода хорошая, но на днях было очень холодно и даже выпал снег в ночь с 21 на 22 мая. Половина нашего отряда иногда летает, одна группа уехала готовить лагеря, а мы, знаменитая 71 кл.о. занимаемся теорией.
15 июня. Живем в лагерях с 31-го мая. Лагерь Густафьево расположен восточнее Омска километрах в тридцати, Аэродром очень большой, окружен березовыми балками (колками?), в одной из которых помещается наш лагерь. Южнее от лагеря проходит железная дорога, а вокруг небольшие села. Лагерь мы хорошо почистили и комаров теперь гораздо меньше. Устроились очень хорошо. Имеем хорошо оборудованную спортплощадку, ленинскую комнату, открытый театр, умывальник, душ, хорошую столовую, ветряную водокачку. В общем, все хорошо, плохо только, что нет полетов на Р-5 - нет горючего. Мы занимаемся теорией. Классы на открытом воздухе и частенько во время занятий разводим костры, спасаясь от комаров. В караул ходим через 5 дней на шестой. Питание, как и было, в натяжку, не худаем, но и не наедаемся. Самочувствие неважное. Хочется поскорее окончить нашу школу, да уехать с этой школы. Некоторым моим товарищам не удалось стать летчиками. 300 человек со школы забрали в артиллерийское училище. От них получаю письма. Я уже окончательно потерял надежду на то, что когда-нибудь попаду на фронт летчиком.
2 сентября. Живем в лагере Каланчовка (Калачевка?) в 5 эскадрилье. Сюда мы были переведены 26 августа. 4 авиоэскадрилья расформирована и как таковая не существует. Славно мы пожили в лагере Густафьево. Последнее время жизни там мы частично занимались теорией, а по воскресеньям работали в колхозах.
Сейчас меня окружает обстановка куда хуже. Живем в землянках, везде грязно, столовая в землянке и там очень грязно и с потолка на столы сыплется песок. В караул ходим через день, работаем по постройке дорог и оборудованию лагеря. Здесь будем жить и зимой. Полетов не предвидится, теорией не занимаемся.
Настроение мое неважное. Конца пребыванию в школе не видно, а жизнь то не очень хорошая.
20 сентября. Живем там же в лагере Калачево. Работаем по оборудованию лагеря, через день ходим в наряд. Настроение неважное…"

В то же время никто не отменял основной задачи училища - подготовки пилотов. Все шло своим чередом. Несмотря на трудности, занятия не прекращались ни на день. Уже в сентябре были подготовлены и отправлены на фронт 310 пилотов, в октябре - 252. Выпуски проходили каждый месяц. За 1941 год она подготовила и послала на фронт 1162 пилота.
Омская школа быстро стала мощным комбинатом по обучению курсантов и переподготовки летчиков фронтовых частей на новый самолет ПЕ-2. Курсантов сначала обучали на самолетах СБ и Р5, С конца 1942 г. перешли на обучение пилотированию на самолетах ПЕ-2.

Инструкция по технике пилотирования самолета ПЕ-2, ОВАШП, 1942 г. (Из семейного архива Скибо А.В.)


Героическая страница истории Омского военного училища связана сотрудничеством с конструкторским бюро А.Н. Туполева и омским авиационным заводом № 166. На личный состав Омского училища была возложена задача - переучивать лётчиков, прибывающих с фронта, на новый самолёт Ту-2, создаваемый в городе Омске. Первые полки ТУ-2 формировались на территории школы, личный состав жил в школьных казармах, самолеты стояли на школьной линейке, на аэродроме была создана летно-испытательная станция авиазавода и КБ.

А.Н. Туполев и ТУ-2 1943 г. г.Омск

Лучшие пилоты-инструкторы стали испытателями самолётов А.Н. Туполева. Среди них А.Д. Перелет, который стал основным испытателем туполевских самолетов. За высокое летное мастерство ему было присвоено звание Героя Советского Союза, мемориальная доска в память о нём укреплена на здании колледжа.
Для обучения в годы войны были задействованы 12 полевых аэродромов, многие из которых были построены в спешном порядке. Одними из первых вошли в работу полевые лагеря в Калачевке и Герасимовке.
Весной 1942 г. был организован еще один филиал школы - гарнизон в Ново-Любино (Любино). Его основой стал личный состав Коростеньской школы пилотов.
ОВАШП в 1943 г состояла из одной эскадрильи ПЕ-2, двух эскадрилий СБ, двух смешанных эскадрилий, одной эскадрильи Р-5. Два запасных батальона обеспечивали потребности в курсантском пополнении и несении караульной службы.
Самолетный парк училища состоял из 93-х ПЕ-2, 83-х СБ и 54-х Р-5.
С 1941-го по 1945 год школа подготовила 2338 пилотов для бомбардировочной авиации, примерно столько же боевых летчиков было переучено пилотированию на новых типах самолетов. Курсанты летали на самолетах СБ, ПЕ-2, РСБ, ТУ-2, а всего за годы войны подготовлено более 2500 летчиков на самолеты СБ, ПЕ-2 и ТУ-2. После войны школа была переименована в Омское авиационное училище летчиков в составе трех учебных полков. После сокращения развернутых в войну полевых баз училище приобрело более компактный вид: остались гарнизоны в Кировском округе Омска, райцентрах Марьяновка, Любино. На смену ПЕ-2 пришли более современные самолеты - сначала Як-18, а потом Ил-28.
В начале 50-х в жизни училища наступили перемены. Произошел переход на новый штат численностью 4394 человек. Были сформированы три новых учебных авиаполка.
- 717 полк на учебных самолетах с базой на аэродроме Омск - центральный (командир полка полковник Защеренский).
- 719 учебный полк на боевых машинах в г. Купино Новосибирской области (командир - майор Бельцов).
- 724 учебный полк боевого применения в расположении с. Марьяновка (командир полка полковник Андреев).
Для технического обеспечения работы этих полков были созданы 873, 874, 875 батальоны технического обслуживания.
В ходе реформы вооруженных сил в 1960 году училище было расформировано. 100 самолетов Ил-28 были разрезаны на металлолом, а 59 переданы в другие соединения. Учебное заведение было преобразовано в Омское авиационное училище спецслужб гражданского воздушного флота и стало заниматься подготовкой техников по радио-оборудованию и электроприборам. В 1969 году в нем вновь появилась летная специальность. Здесь стали готовить пилотов на самолет Ан-2, а затем на вертолеты Ми-8. В 1991 году училище переименовали в Омский летно-технический колледж имени Анатолия Ляпидевского. Сегодня это единственное учебное заведение в стране, которое готовит пилотов вертолетов для гражданской авиации. Все мы рано или поздно возвращаемся к истокам, к своему детству, переосмысливаем прошлое. Так случилось и со мной.
Не так давно мой старый друг показал мне по скайпу наши юношеские фотографии из Канска, где мы с ним жили долгое время. С этого момента я заболел Канском и, прежде всего, военным городком №1, где прошли мои детство и юность.
Собирая информацию о 22-й ВАШ ВСР, которая базировалась в городке с 1947 года, я увидел много противоречий и нестыковок. Захотелось всё увязать и представить реальную картину, а может быть, просто вспомнить прошлое - детство, юность. Поэтому повествование будет в какой-то степени субъективным.
Это воспоминания о родителях, о друзьях, о жизни того времени, о давно ушедших детстве и юности.
Одним словом ностальгия.
1 февраля 2014 года.

Введение

В начале первой мировой войны в Русской армии катастрофически не хватало младшего офицерского состава. С осени 1914 по осень 1916 годов в России в экстренном порядке создавались школы прапорщиков. Обычно прапорщики назначались командирами взводов и на соответствующие им должности. За время войны была открыта 41 школа прапорщиков. К концу 1917-го года основу офицерского корпуса русской армии составляли выпускники школ прапорщиков.
Одна из таких школ в 1916 году была создана в военном городке г. Канска, строительство которого началось ещё в 90-х годах девятнадцатого века.

Примечание: В 1649 году в русской армии, по указу царя Алексея Михайловича, прапорщиками стали называть знаменосцев (от старославянского прапор – знамя)
В 1712 году Пётр I ввёл воинское звание прапорщика как первый чин офицерского состава в пехоте и кавалерии.

Что было с городком после революции, официальных данных нет.
Судя по надписям, сохранившимся на стенах складских и хозяйственных помещений, в городке в 20-30 годы ХХ века располагались различные воинские подразделения.
В 1934 году в военном городке размещалась 118-я школа младших авиационных специалистов (ШМАС), которая в 1940 г. реорганизована в военно-авиационную школу (ВАШ) стрелков-бомбардиров (расформирована в августе 1942 года).
В 1940 году в военном городке, кроме 118-й ШМАС, дислоцировалось Канское военно-пехотное училище, которое сформировано в 1940 году в соответствии с директивой Наркома обороны СССР №103014 от 31 декабря 1939 года.
Формирование училища в период с 31 января 1939 г. по 7 февраля 1940 г. было возложено на командира
102-й стрелковой дивизии полковника Куталёва.
Формирование проводилось за счет личного состава 102-й и 57-й стрелковых дивизий, ранее принимавших участие в боях на Халхин-голе. На второй курс был переведен батальон курсантов Омского военного училища имени М.В. Фрунзе.
Численность курсантов на 1 января 1941 года составляла 1618 человек.
В 1940-41 годах училище возглавлял полковник Смирнов М. Н.
5 января 1941 года в соответствии с приказом НКО от 19 октября 1940 г. училище передислоцировано в Кемерово и переименовано в Кемеровское военно-пехотное училище.
В 1942 году в военный городок передислоцирована Дальневосточная школа военных переводчиков (ШВП).
23 сентября 1943 года в военный городок передислоцировано Омское военно-пехотное училище, созданное 16 июля 1941 года.
7 января 1944 года Канскому военно-пехотному училищу было вручено Революционное красное знамя.
С окончанием войны и уменьшением потребности вооружённых сил в офицерских кадрах, 22 июля 1946 года училище расформировано.

1.1 История 22-й школы младших авиационных специалистов

В соответствии с планом мероприятий по Военно-Воздушным Силам Киевского военного округа, в 1935 году при скоростной бомбардировочной бригаде начала формироваться Школа воздушных стрелков-радистов, которая к марту 1936 года была окончательно укомплектована. Место первоначальной дислокации - г. Белая Церковь Киевской области.
Организационными вопросами создания школы занимались начальник школы майор Куропятников, комиссар школы старший политрук Кулик и начальник учебной части капитан Башлыков. К марту 1936 года школа была окончательно укомплектована.
С 1937 по 1940 годы начальником школы был воентехник I ранга Томилин.

Старший техник-лейтенант Сергеев Иван Васильевич служил в школе преподавателем

Белая Церковь 1939 г.

В ноябре 1939 годы школа стала именоваться «Белоцерковской окружной школой младших авиационных специалистов».
С марта 1941 года она переводится на штат, по которому постоянный состав школы состоял из 106 человек. Из них: офицеров - 53, сержантов и рядовых - 53 и переменного состава - 500 человек.
В 1941 году, в связи с началом войны с Германией, школа была передислоцирована в г. Уральск.

С 1941 года по февраль 1946 года начальником школы был капитан, в дальнейшем майор
Сергеев Иван Васильевич

Несколько показательных фотографий из жизни школы 1935-1946 г.г.

На учениях комсостава авиакорпуса.

Работа радиостанции с самолетами на старте. Белая Церковь 1935 г.

Принятие присяги. Уральск 1943 г.

Старший техник-лейтенант Мерзляков с курсантами. Изучение материальной части. Уральск 1943 г.

Построение личного состава. Рапорт. Уральск 1943 г.

Капитан Сергеев И.В. с водителем у служебного «Виллиса». Уральск 1944 г.

Физподготовка. На переднем плане к-н Сергеев И.В. Третий слева во втором ряду - лейтенант Борсук Иван Иванович, будущий начальник цикла ВСП Уральск 1945 г.

Капитан Сергеев И.В. (в центре) с сослуживцами. Давлеканово 1945 г.

Начальник школы капитан Сергеев И.В. Давлеканово. 1946 г.

В последующие годы майор Иван Васильевич Сергеев служил командиром БАТО (батальон аэродромно-технического обеспечения) авиационных дивизий в Киржаче и Монино.

С февраля 1942 года школа стала именоваться: 22-я Краснознамённая школа воздушных стрелков-радистов ВВС Красной Армии. Кроме воздушных стрелков радистов предусматривалась подготовка наземных радиотелеграфистов.
С февраля 1943 года школа переводится на штат, по которому в ней готовится только один профиль – воздушных стрелков радистов (ВСР) в количестве 350 человек, с прохождением летной практики в училище.
Большую работу по подготовке авиационных специалистов выполнила школа в годы Великой Отечественной войны. За годы войны в школе подготовлено 4159 воздушных стрелков-радистов, 698 воздушных радистов, 250 механиков по авиавооружению, 692 наземных радиотелеграфиста.
За мужество и героизм, проявленные в боях, нескольким выпускникам школы присвоено звание Героя Советского Союза.

Из жизни школы того времени

Согласно Книге приказов, начальником штаба школы был старший техник-лейтенант Титаренко.
В школе изучали азбуку Морзе, основы воздушных стрельб, материальную часть.
...Задачи на июль:

.............................................................................

3. Принимать и передавать 75-80 знаков, изучить пушку ШВАК и бомбардировочное вооружение современных самолетов.
4. Хорошо уметь распознавать и устранять задержки при стрельбе из пулеметов УБТ, ШКАС, а также ШВАК.
5. Отлично изучить типы ведения огня из подвижных установок пулеметных точек в воздушном бою…
…7. 1-е и 2-е упражнение на турнике, 1-е упражнение на брусьях

Примечание: УБТ - универсальный пулемёт Березина
ШКАС - Шпитального - Комарицкого Авиационный Скорострельный - первый советский скорострельный авиационный пулемёт
Пушка ШВАК - Шпитального-Владимирова Авиационная Крупнокалиберная - первая советская авиационная автоматическая пушка калибра 20 мм.
Учившиеся в школе в более поздние времена могут сравнить требования военного времени с современными

Приказ по 22-й школе воздушных стрелков-радистов
15 декабря 1944 г. № 365 г. Уральск
……………………………………………………………………………………...

§ 3. Во исполнение шифротелеграммы начальника штаба ВВС ЮжУрВО от 9.12.44. № 1792/ш,
нижепоименованный сержантский и рядовой состав воздушных стрелков-радистов, как окончивших школу, из списков школы и всех видов положенного довольствия исключить с 15 декабря 1944 года и направить в распоряжение командира части полковника Долгополова в г. Петровск (25 человек).

За начальника 22-й ШВСР ст. л-т Титаренко
За начштаба школы капитан Гримбовский

Примечание: капитан Гримбовский И.И. переехал вместе со школой в г. Канск и прослужил в части до демобилизации.

В мае 1945 года Гомельское военно-авиационное училище разведчиков передислоцируется из г. Давлеканово БашАССР в г. Кировоград Киевского военного округа.
Летом 1945 года в Давлеканово из Уральска перебазируется 22-я ШВСР.
Тогда же в эту школу переведён техник-лейтенант Михайлов И.Н. - мой отец. В этом городе познакомились мои родители (и не только мои), в этом городе родился автор сего повествования и другие дети городка.
С декабря 1945 года школа стала именоваться: «Военная авиационная школа воздушных стрелков-радистов (ВАШ ВСР)». Были созданы политотдел, учебно-летная часть и одна авиационная эскадрилья, состоящая из самолетов Пе-2, Ту-2, Ил-10 и Ли-2.
С 1946 года проведение летной практики курсанов организовано непосредственно в школе

Курсанты на лётной практике в школе

1 ряд: преподаватели Лидер Иосиф Михайлович (4-й справа), Загребелин (5-й справа) Давлеканово 1946 г.

Оба преподавателя перебазировались в 1947 году в Канск и служили в части до демобилизации.

С февраля по июнь 1946 года начальником школы был полковник Чумак Федор Степанович.

В июне 1946 года начальником школы назначен генерал-майор авиации
Багаев Павел Егорович

Перебазировавшись из разных частей на новое место, в Давлеканово, люди служили, обживались, знакомились, развлекались.

Несколько фотографий из жизни того времени.

Такой была жизнь будущих ветеранов части в Давлеканово в 1946 году:

Так развлекались.

Вокальный дуэт с участием Сергеевой Людмилы Яковлевны (слева)
Январь 1946 года

Хор 22-й ВАШ ВСР

Хоровое пение в части, как видите, традиция «из глубины веков»

1-й ряд слева: баянист л-т Смагин Евгений Иванович, аккордеонист - тот же неизвестный лейтенант
2-й ряд слева: 4-я Александра Лидер, 5-я Эмилия Борсук; 3-й ряд слева: 2-й л-т Михайлов И.Н.
4-й ряд слева: 2-й л-т Лидер Иосиф Михайлович; 5-й ряд слева: 3-й л-т Гарибян И.А.
Давлеканово Февраль 1947 г.

Примечание: к сожалению, многие фамилии и имена участников событий, запечатлённых на этой фотографии, как и на многих других, за давностью лет восстановить не удалось, поэтому в комментариях к фотографиям на месте не выясненных фамилий будет ставиться "Х" (неопознанный на сей момент человек). Извините.

Летом 1947 года 22-я ВАШ ВСР была передислоцирована в военный городок г. Канска.
Передислокация осуществлялась железнодорожным транспортом. Эшелоном везли оборудование, приборы, прочую матчасть и документацию.
Этим же эшелоном переезжали семьи военнослужащих школы. Дорога заняла месяц. В Канск прибыли в августе 1947 года.
В это время в военном городке размещалась Дальневосточная школа военных переводчиков.

В ноябре 1948 года 22-й ВАШ ВСР присвоено условное наименование «Войсковая часть №30185».

В 1949 году в учебно-летной части (УЛЧ) школы вместо классов введены циклы: воздушно-стрелковой подготовки (ВСП), радиосвязи (РС), радиотехнического оборудования (РТО), стрелкового и бомбардировочного вооружения (СБВ) и социально-экономических дисциплин (СЭД).
В авиаэскадрильи на 22 самолета увеличены звенья самолетов-лабораторий Ли-2 и боевых самолетов Ту-2, а также самолетов-буксировщиков конусов Ил-10, расширена её технико-эксплуатационная часть.

Примечание: самолеты-буксировщики конусов Ил-10 предназначены для буксировки мишеней при тренировочных воздушных стрельбах.

Количество курсантов составляло 830 человек.

В июне 1952 года школа состояла из:
- отдела учебно-лётной подготовки (ОУЛП вместо УЛЧ)
- трех батальонов курсантов воздушных стрелков-радистов
- учебного смешанного авиационного полка в составе двух авиационных эскадрилий самолетов-лабораторий Ли-2, одной эскадрильи боевых самолетов Ил-28 и МиГ-15
- батальона аэродромно-технического обеспечения (БАТО).

В марте 1953 года в школе образовано 4 учебных батальона курсантов.

В сентябре 1953 года командиром учебного авиационного полка назначен подполковник
Верёвкин Пётр Прокопьевич.

В августе 1954 года из штата части исключен цикл СЭД.

В 1954 году командиром части назначен гвардии подполковник, затем полковник
Тортор Николай Андреевич

В октябре 1956 года на базе учебного авиаполка образован 662-й учебный авиационный полк (в/ч №15435) при 22-й ВАШ ВСР со своим штабом и службами в составе 4 учебных авиационных эскадрилий, самолетов-лабораторий Ли-2 и двух звеньев самолетов Як-11.
В этом же году батальон аэродромно-технического обеспечения получил условное название войсковая часть №15481, со своим штабом, и службами тыла. Командиром части назначен майор, в дальнейшем подполковник Майбородов Александр Георгиевич.
Начальником штаба назначен капитан, в дальнейшем майор Темирбек Дмитрий Иванович.

В 1960 году командиром части назначен дважды Герой Советского Союза, гвардии полковник
Воробьев Иван Алексеевич

До 1961 года школа готовила воздушных стрелков радистов на Ил-28.
В соответствии с Законом Верховного Совета СССР от 15 ноября 1960 года «О новом значительном сокращении Вооруженных Сил», с 1961 года подготовка воздушных стрелков-радистов (ВСР) для транспортной авиации и командиров огневых установок (КОУ) - старших воздушных стрелков-радистов для дальней авиации возложена на 22-ю военную авиационную школу воздушных стрелков-радистов.
С 1961 года школа становится основным поставщиком младших авиационных специалистов для Советской Армии и начинает готовить ВСР и КОУ на самолёты Ту-16 и Ту-95.
С 1962 года стали готовить воздушных стрелков-радистов для военно-транспортной авиации (Ан-12 и вертолеты). Цикл Воздушно-стрелковой подготовки разделили на 2 цикла: ВСП и БПС (боевое применение систем).
Для укомплектования цикла БПС преподавателями по новым системам вооружения, из других частей прибыли несколько офицеров-специалистов.
Начальником цикла ВСП остался майор Кузнецов Юрий Андреевич.
Начальником цикла БПС назначен майор Казанцев Василий Никифорович.
В 1979 году, с началом войны в Афганистане, в части начали готовить механиков по вооружению вертолетов Ми-8 и Ми-24.

Примечание: МиГ–15 - советский истребитель, разработанный в конце 1940-х годов. Наиболее массовый реактивный боевой самолёт в истории авиации.
Ил-28 - первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик, носитель тактического ядерного оружия. В середине 1950-х был основной ударной силой фронтовой авиации СССР и стран Варшавского договора. Отличался выдающейся надежностью и неприхотливостью в эксплуатации
Ту-16 - тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт, который выпускался с 1953 по 1963 годы в различных модификациях, включая ракетоносный вариант.
Ту-95 - турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, выпускавшийся с 1955 по 1992 годы. Самый быстрый винтовой самолёт.
Ан-12 - советский военно-транспортный самолёт. Выпускался с 1957 по 1973 годы.
Ми-8 – советский многоцелевой вертолёт. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации.
Ми-24 - советский транспортно-боевой вертолёт Серийный выпуск начался в 1971 году. Активно использовался в годы афганской войны

Ли-2 оставались самолетами-лабораториями, на которых курсанты проходили летную практику по радиосвязи и стрельбе. На смену Ли-2 пришли Ан-24.

С 15 января 1964 года, в соответствии с Директивой Главного штаба ВВС от 31 октября 1963 года, школа переведена на новую организационно-штатную структуру. Курсантские подразделения стали именоваться циклами-батальонами курсантов. Введены штатные должности инструкторов - зам. командиров взводов. Командование учебными подразделениями возложено: батальонами - на начальников циклов, учебными ротами - на старших преподавателей, учебными взводами – на преподавателей. Инструкторами - заместителями командиров взводов назначались сержанты второго и третьего года службы.
Строевые офицеры – командиры батальонов, рот, взводов были уволены в запас или переведены в другие воинские части.

Прощальная фотография строевых офицеров с командованием части перед увольнением

В центре сидят: командир части Воробьёв И.А., начальник политотдела Авласов Б.М.,
начальник штаба Осадчий

В 1966 году командиром части назначен полковник
Ракицкий Михаил Георгиевич

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.02.1968 года «За большие заслуги, проявленные в боях по защите Родины, успехи в боевой подготовке и в связи с 50-летием СА и ВМФ» часть награждена орденом Боевого Красного Знамени.

В 1972 году в части начали готовить прапорщиков. В 1976 году для школы прапорщиков построили новый корпус.

В 1974 году командиром части назначен подполковник, затем полковник Стрельцов Владимир Петрович

В 1976 году командиром части назначен майор, затем подполковник Челышев Валентин Алексеевич

В сентябре 1978 года в части сформирован дивизион связи и РТО.

В 1979 году командиром части назначен полковник Слезка Анатолий Петрович

В 1985 году командиром части назначен полковник Рогулин Владимир Алексеевич

В соответствии с директивой Главного штаба ВВС от 28 февраля 1989 года военная авиационная Краснознаменная школа воздушных стрелков-радистов с 29 марта 1990 года переформирована в учебный Краснознаменный центр ВВС, школа прапорщиков расформирована и включена в этот же центр. В штат центра вошли части обеспечения: учебный авиаполк, ОБАТО, ОБС и РТО.
В соответствии с директивой штаба ВВС от 10 марта 1990 года учебный Краснознаменный центр ВВС, ОБАТО ОБС и РТО выведены из состава ВВС СибВО и переданы в центр боевого применения и переучивания летного состава дальней авиации (Рязань).
Сокращения коснулись и учебного авиацентра. С 1995 года остался только полк, ОБАТО, ОБС и РТО.

В 1990 году командиром части назначен полковник Мартынишин Богдан Степанович

В 1997 году войсковая часть №30185 расформирована.

К этому времени технический уровень военной авиации значительно вырос, у Российской армии не было необходимости в таком количестве авиационных специалистов, как в СССР.
За 61 год существования школы было подготовлено более 40000 младших авиационных специалистов для армии. Это немалый вклад в повышение обороноспособности Советского Союза и России.

1.2 Известные люди городка

С 1949 по 1952 год в Канской ШВП служил преподавателем иностранных языков (английский и японский), известный писатель-фантаст Аркадий Натанович Стругацкий.

С ноября 1966 года по сентябрь 1967 года в школе воздушных стрелков-радистов проходил службу курсант Александр Владимирович Руцкой, будущий генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, участник военных действий в Афганистане, российский государственный и политический деятель, вице президент Российской федерации с 1991 по 1993 годы. Личность не однозначная, но достаточно известная.

Скорее всего и другие выпускники школы добились больших успехов в жизни, но эти самые известные

БУРМИСТРОВ Владимир Иванович

Воздушный стрелок-радист

Гвардии сержант

В 1941 году окончил среднюю школу.

Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Записавшись добровольцем, отправлен на Дальний Восток, где зачислен в 9-ю Дальневосточную кавалерийскую бригаду, находившуюся на Советско-Маньчжурской границе в близи озера Ханка.

В Действующей Красной Армии с 1943 года, его кавалерийский полк перебрасывают из под Уссурийска на Орловско-Курское направление. Принимая участие в боях на Курской дуге, 27 августа 1943 года получает тяжелое ранение во время минометного обстрела. Более полугода находится на лечении в Казанском военном госпитале.

Летом 1944 года, после выздоровления, направлен на обучение в Школу воздушных стрелков-радистов в городе Уральске.

В конце 1944 года зачислен 101 АП в состав 3АЭ, боевую работу выполнял в должности воздушного стрелка-радиста, летал в экипаже командира корабля лейтенанта Тхора. Совершил 15 успешных боевых вылетов (13 ночных и 2 дневных), из них 1 ночной вылет по военно-политическому центру фашистской Германии городу Берлину, 2 дневных вылета по уничтожению оборонительных укреплений в городе Кенигсберге, а также бомбардировочные вылеты по железнодорожным узлам, портовым сооружениям и судам в портах, скоплениям живой силы и техники, переднему краю обороны противника на территории Восточной Пруссии, в том числе, в районах городов Пиллау, Данциг, Либава, Ленч, Свинемюнде, Мюнхенберг.

Службу в Вооруженных Силах закончил через полтора года после передислокации 101 АП из города Вышкува (Польша) на аэродром Смоленск Северный, в день Советской Армии 23 февраля 1948 года.

После демобилизации вернулся домой в Воронежскую область, окончил Хреновский лесной техникум (сейчас Лесной колледж им.Г.Ф.Морозова) по специальности лесовод и по распределению был направлен в Кемеровскую область. 32 года проработал в лесном хозяйстве Кузбасса, за это время посадил более трех тысяч гектар лесных культур, в том числе 240 ценной породы сибирского кедра. Но самой значимой посадкой для Владимира Ивановича все - таки была и остается кедровая аллея героев в Звездном городке, посаженная в 1977 году.

Его вклад в сохранение лесного богатства Родины отмечен многочисленными наградами: медалью «За доблестный труд», двумя медалями участника ВДНХ, знаками министерства лесного хозяйства РСФСР «За сбережение и приумножение лесных богатств РСФСР», «10 лет службы в государственной лесной охране СССР» (бронзовый знак), », «20 лет службы в государственной лесной охране СССР» (серебряный знак), », «30 лет службы в государственной лесной охране СССР» (золотой знак). В 1982 году было присвоено звание «Заслуженный лесовод РСФСР». Его имя внесено в книгу «Летопись Кузбасса», а также его именем назван участок леса в Краснинском лесничестве, долгие годы которым он руководил.

«……

Владимир Иванович Бурмистров, житель Беловского района, в 18 лет ушел на фронт добровольцем. В составе кавалерийского полка участвовал в боях на Курской дуге, был тяжело ранен. После госпиталя попал в полк авиации дальнего действия под командованием прославленной Валентины Степановны Гризодубовой. Так бывший кавалерист стал стрелком-радистом 101-го авиационного полка. Участвовал в боевых действиях под Пилау, Кенигсбергом, Берлином. После окончания войны поступил в лесной техникум. По распределению оказался в Кузбассе, отработал около 40 лет в лесном хозяйстве региона. С 1967 года до самой пенсии работал лесничим Краснинского ле-сничества Промышленновского лес-хоза, создал лесной питомник - один из лучших в Кемеровской области. Владимир Иванович вырастил 600 гектаров лесных культур, 200 из них - кедровые насаждения. За трудовые заслуги удостоен звания Заслуженный лесовод России. Его супруга Галина Еремеевна отработала около 40 лет в лесном хозяйстве, 13 сентября отметила 75-летие. Бурмистровы прожили в любви и согласии более 50 лет. Юбилярам вручены поздравительные открытки от президента России В.В.Путина и губернатора А.Г.Тулеева и целевые денежные выплаты из областного бюджета. ……»


Стрелки-радисты на одной из ставших традиционными встреч гвардейцев однополчан 101 АП ДД

проходивших 25 мая (день образования авиаполка) на ВДНХ в г.Москве,

Владимира Ивановича легко узнать, его выдает высокий рост. А так же с этой страницы сайта на фотографии в верхнем ряду 1-й с права

Никогосов Николай Григорьевич и 3-й - Алексеев Владимир Михайлович.

Активно помогал в создании школьного музея Боевой Славы 101 АП распологавшегося в школе №491 города Москвы, сейчас школа №333 имени Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда В.С. Гризодубовой. 9 мая 2010 года был среди приглашенных фронтовиков от Кемеровской области на Параде в честь 65-я Победы в Великой Отечественной войне на Красной Площади в Москве.
Скончался 11 декабря 2017 года.

За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За боевые Заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», «Медаль Жукова» и другими государственными наградами.