Осада Дамаска во время Второго крестового похода в 1148 году. Миниатюра из «Хроники Эрнуля». XV век The British Library

С конца XI века в Западной Европе начинаются Крестовые походы. Тысячи людей собираются в Иерусалим сражаться против неверных и освобождать христианские святыни. Как в этом поучаствовать? Как сделать все правильно? С чего начать?

1. Дождаться папской буллы

Крестовый поход — не спонтанное мероприятие. Решение о нем принимается на церковном соборе, а инициатива созыва похода принадлежит римскому папе, который является духовным руководителем экспедиции (хотя светские государи и играют важную роль в ее военной организации).

Проповедует Крестовый поход (или поручает проповедовать его своим прелатам Прелат — общее название для высших должностей (кардиналов, архиепископов, епископов, аббатов и пр.) в структуре Римско-католической церкви. ) именно папа, он же определяет дату общего «перехода за море». Так что нужно дождаться момента, когда папа объявит о походе в своей булле.

2. Принять обет

Те, кто решился присоединиться к отправляющейся в Святую землю армии, должны принять «заморский обет», предоставляющий «воинам Христовым» целый ряд преимуществ, называемых привилегией Креста. Благодаря своему статусу крестоносец и его семья, а также их имущество находятся под защитой церковного суда. Участнику похода прощаются все грехи, к тому же он полу-чает отсрочку в выплате долгов и процентов и прочие льготы.

После того как обет принят, крестоносец нашивает на одежду знак креста — из шелка, золотой нити или какой-то другой материи. Этот знак нужно носить до отправки в Крестовый поход.

3. Получить разрешение и заручиться небесной поддержкой

Перед тем как отправиться в Святую землю, нужно со всеми помириться и искупить грехи. Решение отправиться в Крестовый поход должно быть одобрено: вассалу следует спросить разрешения у своего сюзерена, кресть-янинy или горожанинy — у своего сеньора, клирику — у вышестоящего церковного иерарха; необходимо и согласие семьи, с которой крестоносец разлучается как минимум на три года.

В пути участника Крестового похода подстерегают трудности и опасности: есть вероятность, что он погибнет в битве, от несчастного случая, умрет от болезни или просто от истощения. Преодолевая эти нелегкие испытания, крестоносец может надеяться только на Бога и святых. Поэтому лучше с самого начала заручиться литургической поддержкой: просить монахов и клириков служить молебны и молиться за участника похода, а в случае гибели похоронить его на церковном кладбище и отслужить заупокойную мессу. Участие в кресто-носной экспедиции — весьма рискованный шаг, и спиритуальная подготовка к нему крайне необходима.

4. Найти деньги

Крестовый поход — мероприятие не только рискованное, но и дорогостоящее. Разрешение уйти в Крестовый поход дается прежде всего тем, кто способен носить оружие, поэтому будущему крестоносцу следует запастись необходи-мым вооружением — и на это уйдет изрядная сумма.

Как финансировать поход? Один из вариантов — продать свое недвижимое или движимое имущество: земли или замки, поля или виноградники и пр. Можно отдать имущество в залог, лучше всего — церковным учреждениям. Чтобы финансировать крестоносцев, аббаты и епископы даже продают церковные сокровища и реликвии.

Помочь собраться в поход могут также ростовщики, ссудив денег. Есть и возможность воспользоваться поборами в пользу Святой земли (например, «Саладиновой десятиной» «Саладинова десятина» — сбор в пользу крестоносцев, организованный королями Франции и Англии в XII веке. Все — и клирики, и миряне — должны были под страхом отлучения от церкви уплатить десятину, то есть десятую часть своего движимого имущества и всех своих годовых доходов, на борьбу с Саладином — правителем Египта и Сирии, сумевшим отвоевать у христиан Иерусалим. ), которые государи и прелаты взимают с христиан, не участвующих в крестоносной экспедиции.

5. Определиться с маршрутом

Как только финансирование крестоносной экспедиции завершилось, необхо-димо подумать о логистике. Если вы собираетесь идти в Святую землю посуху, есть два варианта: либо так называемая военная дорога — вдоль Дуная, минуя Венгрию и далее через Балканы к Константинополю, либо Эгнатиева дорога — от адриатического города Диррахия Диррахий — нынешний город Дуррес в Албании. через Фессалоники и Охрид опять-таки к византийской столице. Там с помощью византийского флота крестоносцы могут переправиться через Босфор — и затем продолжить путь через Малую Азию, Сирию и Палестину, где их подстерегают новые трудности.

В любом случае предстоит совершить огромный путь — более тысячи километров по Балканам и еще столько же по территории Азии. В долгий путь участники похода запасаются продовольствием — овсом, ячменем, мукой, а также солониной и вином. Чтобы было где переночевать и укрыться от дождя, следует взять с собой шатровую палатку. Разумеется, нужны упряжные и вьючные животные — лошади, мулы и быки. Рекомендуется также снарядить двухколесные или четырехколесные повозки (биги или квадриги). Перед походом рыцарь облачается в кольчугу, доспехи, шлем и берет с собой щит, меч и копье. Вооружение пехотинца состоит из копья и круглого щита, а всю поклажу он везет на себе. Наконец, самые бедные и смиренные участники похода отправляются налегке, взяв с собой только шапку и посох паломника. Крестоносцев сопровождают священники, которые идут в Святую землю не для того, чтобы сражаться, но чтобы молиться и проповедовать — меч им заменяет псалтырь.

Можно выбрать и путь по морю. Тогда маршрут начинается в одном из назначенных заранее итальянских или южнофранцузских портов — в Мессине, Бари, Марселе, Генуе и др. Здесь будущие воины Святой земли присоединяются к флоту государей, отправляющихся в Крестовый поход. Их переправу через море может финансировать сам папа, иногда перевозку крестоносцев осуществляют тамплиеры и госпитальеры. Можно заключить контракт с судовладельцами напрямую и за приличную сумму арендовать место на корабле, причем не только для себя, но и для своей лошади. В путь по морю паломникам следует также запастись провизией, которая, как правило, состоит из сухих плодов, пряностей, соленой рыбы и мускатного вина.

Когда приготовления закончены, все должны собраться в назначенный срок в определенном месте и ждать сигнала к отправлению и прибытия папского легата Папский легат — личный представитель папы римского. , который сопровождает крестоносцев в пути.

Если вы не успели присоединиться к армии крестоносцев, не огорчайтесь: остается еще одна возможность. Наряду с общим переходом два раза в год осуществляются регулярные «переходы за море», в Святую землю, паломников, которые в одиночку или группами выполняют обет крестоносца. Известен весенний переход, на Пасху, и летний переход.

6. Быть готовым идти до конца

Возможные варианты участия в крестоносной экспедиции разнообразны — как многообразна и сама реальность Крестового похода. Но назад дороги нет: принявший «заморский обет» обязан быть верным армии крестоносцев. Не выполнить обет — смертный грех, который влечет за собой суровое наказание: отлучение от церкви.

Источники

  • Добиаш-Рождественская О. А. Западноевропейские паломничества в Средние века.
  • Лучицкая С. И. Крестовые походы.

    Словарь средневековой культуры. М., 2007.

  • Лучицкая С. И. Путешествие в Святую землю в XII–XIII веках: очерк истории повседневной жизни.

    Homo Viator. Путешествие как историко-культурный феномен. М., 2010.

  • Brundage J. Medieval Canon Law and the Crusader.

    Madison, London, 1969.

  • Morrisson C. Les croisades.
  • Richard J. Le transport Outre-mer des croisés et des pèlerins (XII–XV siècles) .

    Maritime Aspects of Migration. Köln, Wien, 1989.

Крестовые походы Европы и нынешняя интервенционистская политика Запада очень похожи, пишет на страницах Frankfurter Allgemeine депутат от немецкой партии зелёных Юрген Триттин. Ведь, как и тогда, сегодня речь идёт о власти, а не миссионерстве. Разница лишь в том, что вместо веры нынешний Запад прикрывается защитой «либерального порядка».

Политика Европы и США на Ближнем Востоке больше полувека проходила «под знаком жёсткого следования своим интересам», продолжает издание.

Запад поддерживал диктаторов и преступников, действуя по принципу: «Он - сукин сын, но он - наш сукин сын».

Долгое время так называемыми партнёрами и «полезными идиотами» Европы и Америки были лидер Ливийской Джамахирии Муаммар Каддафи и президент Ирака Саддам Хусейн.

Они угнетали свой народ, «растаптывали ногами права человека», но так называемые «поборники либерального порядка» доброжелательно похлопывали их по плечу, а потом лишили их своего расположения в силу стратегических интересов. Европа придерживалась «оппортунистской политики продвижения своих собственных интересов» и в Сирии.

В этом регионе люди воспринимают Европу и Америку не как сообщество ценностей, а как колониальные державы, творящие беспредел.

«Мы возмущаемся из-за бочковых бомб Асада, использования ядовитого газа - но саудовским убийцам детей в Йемене американцы поставляют оружие на сотни миллиардов долларов», - подчёркивает Триттин.

Прежде чем утверждать, что он защищает либеральный порядок, Запад должен сам начать серьёзно относиться к своим ценностям. Пока этого не произойдёт, аналогия с крестовыми походами остаётся правильной. Поэтому европейские интервенции и впредь будут обречены на провал, убеждён политик.

К тому же Европа теперь не может положиться на США в разрешении вопросов своей безопасности. Раньше Америку и ЕС связывали общие идеалы, интересы и институты. Но нынешний глава Белого дома с помощью «стенобитного шара» всё это разрушает. «Он - могильщик западной политики», пишет Триттин.

После окончания противостояния блоков в мире установился не однополярный, а «мультиполярный беспорядок», продолжает автор. И Европа, обладающая самым большим в мире внутренним рынком и населением в полмиллиарда, не может оставаться нейтральной.

Иначе в новом биполярном мире она станет игрушкой поднимающего голову Китая и ослабевающих США. Европа должна стать одним из полюсов в этой системе мира, не лицемерно выступая за либеральный порядок, а проводя мультилатеральную политику интересов.

Для этого нужно будет вступать в альянсе с различными партнёрами, основывая это сотрудничество на международном праве и используя свою экономическую мощь и мягкую силу.

И в меньшей степени эта политика должна быть интервенционистской, советует Триттин: «Безопасности Европы в первую очередь угрожают развал государств и войны нового типа на южных границах, а не Россия».

Против таких кризисов не поможет новое вооружение, устрашение, увеличение военных расходов. В их разрешении помогут развитие, инвестиции и сотрудничество.

Европа должна проводить мудрую политику в отношении соседних стран. Ведь крестовые походы всегда приводят к провалу, заключает политик.

| | | | | | | | | | | Крестовые походы | | | | | | | | | | | |

Крестовые походы

Крестовый поход — священная война, которая проводится с одобрения Папской области. Чаще всего участники похода стремятся захватить определенное поселение ради блага всего христианского мира. Либо это поселение — рассадник ереси, либо в нем притесняют католиков. Иногда Папа Римский лично объявляет крестовый поход, но чаще всего он поддерживает инициативу правителя какой-либо державы.
Крестовый поход вдохновляет воинов на чудеса отваги и героизма. После его объявления полководцы католических держав ведут свои войска на указанное поселение. Тот, кто завладеет им первым, заслужит великую славу во всем христианском мире!

Предложение крестового похода

Крестовый поход — событие величайшей важности, и Папу нелегко уговорить объявить о его начале. Вот что важно знать будущему крестоносцу:

  • Предложить Папе крестовый поход можно через свиток «Папа Римский» . До того, как он вам ответит, необходимо выбрать поселение, которое станет целью священной войны.
  • Чем лучше ваши отношения с Папской областью, тем охотнее Папа Римский благословит католиков на крестовый поход.
  • Чем больше еретиков в выбранном поселении, тем охотнее понтифик благословит католиков на крестовый поход.
  • Чем больше католиков среди жителей указанного поселения некатолической державы, тем охотнее понтифик благословит войска на крестовый поход.

Присоединение к крестовому походу и отказ от него

Выступление с армией в крестовый поход имеет свои плюсы и минусы. Вот что нужно об этом знать:

  • Присоединиться к походу можно в течение ограниченного времени.
  • Все католические полководцы могут присоединиться к крестовому походу, если только их держава не отлучена от Церкви.
  • Чтобы полководец смог отправиться в крестовый поход, в его армии должно быть не менее 8 боевых единиц. Выведите полководца из поселения, дважды щелкните на нем, чтобы открыть свиток «Об армии» , а затем щелкните на кнопке «Крестовый поход» в нижней части свитка.
  • Если армия участвует в крестовом походе, на ее знамени появляется вот такой значок.
  • Полководец может отказаться от крестового похода, хотя это приведет к массовому дезертирству его воинов.

Армия в крестовом походе

Когда полководец ведет войска в крестовый поход, его армия претерпевает следующие изменения:

  • Армия в крестовом походе в два раза увеличивает скорость своего передвижения.
  • Армия в крестовом походе не платит за содержание войск.
  • В ряды армии могут влиться войска, доступные только во время крестового похода. Созывая наемников, полководец может нанять уникальные отряды за символическую плату.
  • Если крестоносная армия не движется к цели похода, солдаты начинают дезертировать.
  • Если разделить армию крестоносцев, то покинувшие ее боевые единицы исчезнут через один ход — кому же приятно быть изгнанным из Христова воинства? Единственным исключением из этого правила является формирование гарнизона в захваченных поселениях.

Окончание крестового похода

Крестовый поход может завершиться разными способами:

  • Крестовый поход завершается успешно, когда одна из армий захватывает поселение, выбранное целью похода.
  • Крестовый поход оканчивается неудачно, если за установленный срок к нему не присоединился ни один полководец.
  • Если выбранное целью поселение было отлучено от Церкви, а затем вновь вернулось в ее лоно, крестовый поход оканчивается примирением.
  • Если выбранное целью похода поселение захватывают христиане, не являющиеся крестоносцами, поход оканчивается ничем.
  • Державы, принимавшие участие в крестовом походе, получают награды — в зависимости от своего вклада в благое дело. Награду могут получить даже те, кто не добился цели.

Джихад

Джихад — священная война против врагов ислама. Джихад протекает так же, как и крестовый поход, хотя объявление священной войны происходит иначе, чем у христиан. У мусульман нет единого духовного пастыря, поэтому правители исламских держав могут объявлять священную войну самостоятельно.