Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок учета ртутных термометров и документальное оформление их списания учреждению следует определить в рамках формирования учетной политики.
Операции по списанию ртутных термометров отражаются в корреспонденции со счетом 0 401 20 272 "Расходование материальных запасов" или 0 109 00 272 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части расходования материальных запасов".

Обоснование вывода:
В рассматриваемой ситуации должностными лицами учреждения принято решение об учете ртутных термометров в качестве материальных запасов на счете 105 31. Согласно п. 118 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н), на соответствующих аналитических счетах счета 105 00 "Материальные запасы", содержащих аналитические коды вида синтетического счета, учитываются следующие объекты материалов:
- 1 "Медикаменты и перевязочные средства" - медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т.д.
- 6 "Прочие материальные запасы", в том числе и материалы специального назначения, иные материальные запасы.
При этом конкретных указаний на вид объектов учета, к которому могут быть отнесены ртутные термометры, N 157н не содержит. Поэтому для принятия решения о порядке учета рассматриваемых материалов необходимо дать оценку возможности их отнесения к "медикаментам" ("лекарственным средствам"), "перевязочным средствам", исходя из определений и перечней, приведенных в нормативно-правовых документах, регулирующих данную отрасль.
В частности, могут быть применены положения следующих документов:
- Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";
- п. 1 "Инструкции...", утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747.
Соотнесение ртутных термометров с определениями и перечнями, содержащимися в обозначенных документах, указывает на то, что данные объекты не могут быть отнесены к медикаментам и перевязочным средствам. Поэтому в случае принятия решения об учете ртутных термометров в качестве материальных запасов их целесообразно учитывать в качестве материалов специального назначения на счете 105 06.
В то же время в целях сопоставимости информации, отражаемой в учете и отчетности различных субъектов учета, решение об отнесении конкретных видов материальных запасов к тому или иному виду объектов учета желательно принимать на уровне органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Если же соответствующие разъяснения (рекомендации) уполномоченных органов отсутствуют и по каким-либо причинам их невозможно получить, вопрос может быть урегулирован положениями учетной политики учреждения. При этом решение должностных лиц о порядке учета тех или иных материалов должно быть основано на их профессиональном суждении.
Вместе с тем при принятии к учету нефинансовых активов, приобретенных в рамках средств программы обязательного медицинского страхования, необходимо учитывать, предусмотрены ли затраты на приобретение конкретных объектов учета соответствующим тарифным соглашением. В рассматриваемой ситуации структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Омской области на 2018 год указана в Приложении 23 к Тарифному соглашению в системе обязательного медицинского страхования Омской области на 2018 год от 22.12.2017.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утвержденной Минфина России от 01.07.2013 N 65н, операции, отражающие уменьшение финансового результата, связанное со списанием материальных запасов (израсходованных на нужды учреждения, естественной убыли, а также пришедших в негодность в результате их использования), отражаются с применением "Расходование материальных запасов" КОСГУ.
Соответственно, списание ртутных термометров, пришедших в негодность в результате их использования, отражается по дебету счета 0 401 20 272 "Расходование материальных запасов" в корреспонденции с кредитом счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" (абз. 2 п. 37 Инструкции, утвержденной Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее - N 174н).
При этом если расходы, связанные с использованием материальных запасов в деятельности учреждения, формируют себестоимость готовой продукции (работ, услуг), то их списание отражается бухгалтерской записью по дебету счета 0 109 00 272 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части расходования материальных запасов " в корреспонденции с кредитом счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" ( Инструкции N 174н).
В соответствии с Инструкции N 157н выбытие материальных запасов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом, если иное не установлено й N 157н. Перечень форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых организациями государственного сектора, и Методические указания по их применению утверждены Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Указания N 52н).
Действующими нормативными актами по ведению бухгалтерского учета в учреждениях госсектора установлены лишь общие условия учета поступления, движения и списания материальных ценностей. Поэтому детально такие условия закрепляются в учетной политике учреждения. При определении в учетной политике порядка списания различных материальных запасов госучреждению желательно исходить прежде всего из того, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы. При этом следует понимать, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между:
- потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами;
- имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.
Учет предметов на балансе в течение всего времени эксплуатации позволит учреждению избежать претензий со стороны контролирующих органов. В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.
Ртутные термометры, как правило, используются в течение длительного периода и могут быть отнесены к непотребляетмым материальным запасам. Сохранность таких активов целесообразно обеспечить путем их учета в разрезе ответственных лиц на протяжении всего времени использования в учреждении. Например, они могут выдаваться сотрудникам по Ведомостям (ф. 0504210) без списания с балансового учета.
Для оформления решения о списании ртутных термометров с балансового учета применяется Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230), далее - Акт (ф. 0504230). В частности, может осуществляться списание:
- пришедших в негодность, неисправных термометров;
- выбывших помимо воли учреждения (вследствие недостач, хищений; уничтожения при терактах; потерь при стихийных и иных бедствиях, опасных природных явлениях, катастрофах; иных действий).
Акт о списании (ф. 0504230) составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и утверждается руководителем учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В статье мы рассказываем о критериях отнесения НФА к категории МЗ и правилах бухгалтерского учета их поступления, списания, внутреннего перемещения, инвентаризации. Мы приводим типовые проводки, отражающие движение материальных запасов, с учетом последних изменений в бюджетном учете.

К материальным запасам бюджетные организации в первую очередь относят имущество, которое служит меньше 12 месяцев. При этом стоимость этого имущества значения не имеет.

Счет 105 Материальные запасы в бюджетном учреждении

Материальные запасы бюджетного учреждения – это существенная часть нефинансовых активов организации. К ним относятся:

  • предметы, срок использования которых не превышает 12 месяцев;
  • готовая продукция;
  • товары, предназначенные для продажи.

Некоторые МЦ, перечисленные в п. 99 Инструкции 157н, следует относить к категории материальных запасов независимо от срока использования. К таким МЗ относятся оборудование, требующее монтажа, тара, постельное белье и принадлежности, одежда и обувь, в том числе специальные и форменные, молодняк животных и прочие.

Для учета МЗ в бюджетных учреждениях основными нормативными актами являются:

  1. Федеральный стандарт «Концептуальные основы бухучета и отчетности организаций госсектора» .

Согласно п.98, п.99 и п.117 Инструкции 157н, материальные запасы в учреждениях госсектора экономики учитываются на счете 105 00 и в соответствии с аналитическим кодом вида объекта учета (позиция 23 в 26-значном номере счета) подразделяются на следующие виды:

  • 105 01 – медикаменты и перевязочные средства;
  • 105 02 – продукты питания;
  • 105 03 – ГСМ;
  • 105 04 – строительные материалы;
  • 105 05 – мягкий инвентарь;
  • 105 06 – прочие МЗ;
  • 105 07 – товары;
  • 105 08 – готовая продукция;
  • 105 09 – наценка на товары.

В п. 118 перечислены конкретные наименования МЗ, относящихся к каждому из перечисленных видов.

Код группы объекта учета (позиция 22 в номере счета) может принимать следующие значения:

  • 2 – для особо ценного имущества;
  • 3 – для прочего движимого имущества.

В казенном учреждении особо ценного имущества нет. В бюджетных и автономных организациях перечень материальных запасов, относящихся к категории особо ценных, определяется на основании ПП РФ № 538 от 26.07.2010 года. Распоряжаться такими МЗ можно только по согласованию с учредителем. В Инструкции 174н и 183н для учета, например, мягкого инвентаря предусмотрены счета 105 25 и 105 35, а в Инструкции 162н – только 105 35.

Смотрите типовые проводки по учету и списанию материальных запасов:

Обратите внимание, с 01.01.2019 года детализированы статьи КОСГУ 340 440 (24-26 позиция балансового счета), которые отражают движение МЗ. На основании приказа Минфина 209н применяются следующие подстатьи:

Наименование

Увеличение стоимости

Уменьшение стоимости

Препараты лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях

Продукты питания

Строительные материалы

Мягкий инвентарь

Прочие МЗ

МЗ, предназначенные для капитальных вложений

Прочие МЗ однократного применения

При отсутствии первичных документов производится оценка по справедливой стоимости (гл. V стандарта «Концептуальные основы»). В этом случае основанием для отражения полученных МЗ в бухучете является приходный ордер на приемку материальных ценностей, ф. 0504207 (приказ Минфина 52н). В таблице приведены проводки, которые выполняются при принятии к учету.

Если МЗ предназначены для капитальных вложений, применяются КОСГУ:

  • 196 – для организаций, за исключением госсектора;
  • 197 – для физлиц.

Оприходование материальных запасов, полученных от организаций госсектора, оформляется извещением ф.0504805 (приказ Минфина 52н). В бухучете на основании этого документа делаются проводки, приведенные в таблице.

Примечание

Безвозмездное неденежное поступление от головного учреждения или обособленного подразделения в рамках внутриведомственных расчетов

Безвозмездное неденежное поступление текущего характера от госучреждений и органов власти

Безвозмездное неденежное поступление капитального характера от госучреждений и органов власти

В процессе деятельности бюджетного учреждения могут образовываться МЗ, для оприходования которых используются следующие проводки.

Примечание

Для МЗ, изготовленных в учреждении

Для МЗ, полученных в результате разукомплектации и ликвидации списанных ОС. Если основное средство числилось на хранении, одновременно следует уменьшить на эту сумму забалансовый счет 02

Для МЗ, полученных:

  • после проведения ремонтных работ, списания НФА (ветошь, металлолом, макулатура, запасные части, дрова и т.д.);
  • в результате выявления неучтенных излишков в ходе инвентаризации;
  • в результате принятия на баланс спецоборудования после выполнения работ (если предусмотрено договором);
  • в результате принятия на баланс полученного в качестве приплода молодняка животных.

Для МЗ, поступивших в натуральной форме от виновного лица в счет возмещения ущерба.

Оприходование МЗ в этих случаях выполняется на основании соответствующих актов, формы которых есть в приказе Минфина или разрабатываются учреждением самостоятельно.

Иногда на балансе числятся матзапасы, которые для учреждения уже не представляют ценности или использовать по назначению не получится. Что с ними делать: оставить на балансе, перевести на забалансовый счет или вообще списать с учета? Минфин разъяснений по данному поводу не выпускал. Но мы разобрались в этом вопросе и предлагаем вам

Учет списания материалов в бюджетном учреждении

В бюджетном учреждении МЗ могут списываться по фактической стоимости одного предмета (учетной единицы) или по средней стоимости. Оба способа правомерны, порядок списания материальных запасов в бюджетных учреждениях должен быть установлен в Учетной политике и соблюдаться последовательно в течение календарного года. Для разных групп МЗ могут быть приняты разные способы списания.

Чтобы определить среднюю цену на дату списания, нужно сложить количество запасов определенного вида на начало месяца и их приход в текущем периоде. Аналогично складывается стоимость остатков на начало месяца со стоимостью поступивших МЗ. Полученная сумма делится на количество и получается средняя цена за единицу. Списание по фактической стоимости одного предмета возможно, если в учете каждая поставка по отличающейся цене отражена отдельно. Для некоторых групп МЗ такой учет и списание обязательны, например, для сильнодействующих медикаментов.

Основаниями для отражения в бухучете выбытия МЗ могут быть следующие документы, унифицированные формы которых утверждены в приказе 52н, скачайте их:

  • меню-требование на выдачу продуктов питания – ф.0504202 ;
  • акт о списании материальных запасов – ф.0504230 ;
  • акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря – ф.0504143 ;
  • ведомость на выдачу материальных ценностей на нужды учреждения – ф.0504210 ;
  • ведомость на выдачу кормов и фуража – ф.0504203 .

Списание ГСМ в бюджетных учреждениях может производиться на основании путевых листов, утвержденных Постановлением Госкомстата РФ № 78 от 28.11.1997 года, или разработанных самостоятельно и зафиксированных в Учетной политике.

Проводки, которые применяются для отражения списания со счета 105 материальных запасов в бюджетном учреждении, показаны в таблице.

При выдаче спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты сотрудникам учреждения, МЗ списываются на счета 0 401 20 или 0 109 00, а затем приходуются на забалансовый счет 27, по которому на каждого получателя ведется индивидуальная карточка. По окончании срока носки, при увольнении работника выполняется списание МЗ с забалансового счета.

Чтобы упорядочить работу по учету и списанию материальных запасов в учреждении, разработайте положение:

Внутреннее перемещение материальных запасов в бюджетных учреждениях

Внутреннее перемещение МЗ – операция, которая выполняется в бюджетных учреждениях в различных ситуациях:

  • при выдаче материалов со склада в подразделения в подотчет материально-ответственных лиц;
  • при смене МОЛ в связи с уходом в отпуск, на больничный или увольнением;
  • при передаче МЗ по распоряжению руководителя из одного подразделения в другое;
  • в иных случаях.

Оформляется внутреннее перемещение требованием-накладной ф.0504204, которая подписывается передающей и принимающей стороной. В проводке, выполненной бухгалтером на основании этого документа, по дебету и кредиту будут одинаковые счета 0 105 хх 34х, однако в аналитике изменятся такие показатели, как «МОЛ» и, возможно, «подразделение».

Внутреннее перемещение отражается в бухучете следующей проводкой:

Передача материальных запасов между учреждениями

Помимо безвозмездного получения, порядок которого рассмотрен выше, бюджетные учреждения могут передавать МЗ головной организации, учредителю, обособленным подразделениям, различным государственным и коммерческим организациям. При внутриведомственных передачах используется извещение ф.0504805, в других случаях – акты о приеме-передаче НФА, накладная на отпуск материалов на сторону. Операции по передаче МЗ оформляются проводками, приведенными в таблице.

Инвентаризация материальных запасов в бюджетных учреждениях

Инвентаризация материальных запасов в бюджетных учреждениях является важнейшим элементом учета, так как при ее проведении определяется фактическое наличие МЗ и сравнивается с данными бухгалтерии. Назначенная приказом руководителя постоянно действующая комиссия во время проверки оценивает состояние объектов учета, условия их хранения и использования. В соответствии с 402-ФЗ обязательная инвентаризация МЗ производится перед составлением годовой отчетности. В Учетной политике могут быть предусмотрены дополнительные проверки для всех запасов или отдельных групп. На основании Постановления Правительства РФ № 731 от 28.09.2000 года ежегодно по состоянию на 1 января нужно проводить инвентаризацию драгоценных металлов, камней и изделий из них.

Оприходованы излишки

Списана недостача в пределах норм естественной убыли

Списана недостача сверх норм естественной убыли

Отражена недостача

Сумм, образовавшаяся на счете 0 209 должна быть добровольно внесена виновным лицом или взыскана в судебном порядке.

Учет материалов в бюджетных учреждениях (БУ) отличается от учета в коммерческих организациях. В этой статье вы найдете информацию об особенностях отражения транзакций с материалами в БУ.

Материальные запасы в бюджетных учреждениях — что это и как формируется счет 105

Бухгалтерский учет материальных запасов в БУ регулируется приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н. Однако также все государственные организации следуют главному НПА, которым является приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Указанные законодательные акты утверждают частный и общий планы счетов и инструкции, разъясняющие их использование. Вся изложенная в статье информация и описываемый порядок списания материальных запасов в бюджетных учреждениях базируются на положениях этих НПА.

В состав материальных запасов входят предметы, которые используются не более года, готовая продукция, товары, а также другие специфические активы, перечисленные в п. 99 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н). Для их учета предусмотрен синтетический счет 010500000 «Материальные запасы». Сам номер счета 105, где отражаются материальные запасы в бюджетном учреждении, состоит из 26 разрядов, но только разряды 18-26 используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида материальных запасов и сути их движения в номере счета меняется код в разрядах 22-26.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов для бюджетных учреждений и в п. 2.1 Инструкции к этому плану счетов (приказ № 174н).

Номер разряда счета

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

Пример, счет 110532340 «Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»

1 — за счет средств бюджета

105 — материальные запасы

3 — иное движимое имущество

2 — продукты питания

340 — увеличение стоимости

Нюансы отражения операций с готовой продукцией и товарами в данной статье не рассматриваются.

Учет поступления материалов

Материалы приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит:

  • стоимость, уплачиваемая поставщику;
  • суммы за сопутствующие услуги;
  • таможенные пошлины;
  • другие расходы, связанные с покупкой материалов.

Для отражения поступлений выделены отдельные аналитические счета «Материальные запасы», в разрядах 24-26 которых используется код 340 для каждого вида материалов: 010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340 (см. приказ № 174н).

БУ может закупать материалы самостоятельно или через головное учреждение (при недостаточности полномочий). Основные проводки по поступлению материалов смотрите в таблице ниже, другие транзакции можно найти в п. 34 Инструкции к плану счетов (приказ № 174н).

Проводка

Описание проводки

Кт 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов», 020834660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов»

Покупка материалов

Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340)

Кт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

Передача материалов от вышестоящего учреждения

Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340)

Кт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010624340, 010634340)

Самостоятельное производство материалов, покупка по ряду договоров (стоимость материалов, транспортные затраты, консультационные услуги и т. д.)

Как списать материальные запасы в бюджетном учреждении: порядок списания

Списание стоимости материальных запасов может происходить 2 способами:

  • по фактической стоимости отдельного предмета;
  • средней фактической стоимости.

Выбранный способ для соответствующего актива или группы активов должен применяться последовательно в течение всего отчетного года. Опишем на примере, как списать материальные запасы в бюджетном учреждении.

Пример

На складе школы находится 5 метров рулонного ватмана по цене 150 руб. за метр, 7 метров ватмана по цене 177 руб. за метр. Дополнительно в начале месяца было закуплено еще 10 метров ватмана по цене 168 руб. за метр. За месяц использовано 15 метров ватмана. Определим среднюю фактическую стоимость 1 использованного метра ватмана и общую сумму затрат.

Средняя фактическая стоимость 1 метра равна:

(5 × 150 + 7 × 177 + 10 × 168) / (5 + 7 + 10) = 166,8 руб.

Общая сумма затрат на использованный ватман равна:

166,8 × 15 = 2 502 руб.

Для отражения транзакций выбытия также используются отдельные счета аналитического учета счета «Материальные запасы», заканчивающиеся на 440 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих материалов.

Проводка

Описание проводки

Дт 040120272 «Расходование материальных запасов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960272, 010970272, 010980272, 010990272)

Использование материалов в текущей деятельности или при производстве

Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»

Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440)

Продажа материалов (кроме готовой продукции и товаров), а также списание из-за непригодности, при недостаче

Дт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440)

Передача материалов от головного учреждения подведомственному

О том, как ведется учет материалов в коммерческих организациях, читайте в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов» .

Итоги

Ведение бухгалтерского учета в БУ строго регламентировано нормативными актами. Каждое движение материалов должно быть оформлено первичными документами и отражено в учете бухгалтерскими проводками, использующими свои особые (бюджетные) счета бухучета.

В соответствии с Инструкцией № 157н бухгалтерский учет материальных запасов в бюджетном учреждении ведется на активном балансовом счете 0 105 00 ООО «Материальные запасы» в разрезе групп и видов объектов учета, отраженных в табл. 4.3.

Синтетические счета по учету материальных запасов

Таблица 4.3

Вид объекта учета

Материальные запасы по группам учета

Особо ценное движимое имущество учреждения

Иное движимое имущество учреждения

Предметы

Медикаменты и перевязочные средства

Продукты питания

Г орюче-смазочные материалы

Строительные

материалы

Мягкий инвентарь

Прочие материальные запасы

Готовая продукция

Наценка на товары

Материальные запасы, не принадлежащие бюджетному учреждению, но находящиеся в его пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в размере стоимости, предусмотренной в договоре. Их стоимость отражается на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно при формировании учетной политики и должна обеспечить формирование полной и достоверной информации о материальных запасах, а также надлежащий контроль над их наличием и движением. В зависимости от характера материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа (п. 11 Инструкции № 157н).

Пунктом 119 Инструкции № 157н установлен порядок аналитического учета материальных запасов. Аналитический учет ведется в регистрах бухгалтерского учета по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения.

Аналитический учет готовой продукции, товаров, переданных на реализацию, ведется обособленно. Аналитический учет товаров, переданных на реализацию, ведется в разрезе материально ответственных лиц, мест реализации в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

Необходимо отметить, что фактическая стоимость приобретенных (изготовленных) материальных запасов формируется на следующих счетах:

при приобретении материальных запасов - на счетах 0 105 00 000 «Материальные запасы» и 0 106 00 ООО «Вложения в нефинансовые активы». Достаточно часто материальные запасы принимаются к учету непосредственно на счет 0 105 00 ООО «Материальные запасы» по стоимости, указанной в документах контрагентов. Счет 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (для материальных запасов: 0 106 24 000, 0 106 34 000, 0 106 44 000) используется при отражении произведенных вложений в сумме затрат, формирующих фактическую стоимость материальных запасов;

при изготовлении учреждением материальных запасов, необходимых для обеспечения деятельности учреждения и не предназначенных для продажи {реализации ) - 0 106 00 ООО «Вложения в нефинансовые активы»;

при изготовлении учреждением материальных запасов, предназначенных для продажи {готовая продукция) - на счете 0 109 00 ООО «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

На увеличение стоимости приобретаемых материальных запасов относятся все расходы, непосредственно связанные с их приобретением.

Затраты учреждения по оплате договоров на приобретение материальных запасов осуществляется по ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Если в рамках договора поставки предусмотрены также доставка материальных запасов поставщиком или какие-либо другие сопутствующие услуги, оплата данных расходов производится также по ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Отражение в бухгалтерском учете различных операций поступления материальных запасов можно представить в виде схемы (рис. 4.6).

Рис. 4.6.

Приобретение материальных запасов бюджетными учреждениями осуществляется на основании договоров купли-продажи или поставки, которые они заключают с поставщиками, так как все бюджетные учреждения наделены правами и обязанностями государственных заказчиков.

Все заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд бюджетных учреждений, должны размещаться в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Складской учет материальных запасов ведется в натуральном выражении (сортовой учет) в карточках учета материальных ценностей по форме 0504043. Такие карточки заводятся на каждый номенклатурный номер материальных запасов. В карточках учета материальных ценностей указываются наименование материала, единица измерения, цена, марка, сорт, размер, а также данные по приходу и расходу материальных запасов. При этом после каждой записи выводится остаток запаса. Все первичные учетные документы по движению материальных запасов ежемесячно передаются в бухгалтерию по реестру.

Фактическая стоимость материальных запасов, приобретенных за счет субсидий на выполнение государственного задания, включает и сумму НДС, предъявленную бюджетному учреждению поставщиками.

Пример 2. По товарной накладной от 28 августа текущего года в бюджетное учреждение поступили медикаменты и перевязочные средства для медка- бинета. По условиям договора перечислен аванс в размере 30% под будущую поставку медикаментов и перевязочных средств 24 августа текущего года.

Медикаменты и перевязочные средства были приобретены учреждением за счет субсидий на выполнение государственного задания. Общая стоимость поступивших медикаментов и перевязочных средств составила 8658,50 руб. (включая НДС).

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения производятся записи, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения поступления материальных запасов

Факт хозяйственной

Корреспондирующие

Перечислен аванс за медикаменты и перевязочные средства в соответствии с условиями договора поставки

Приняты на учет поступившие в учреждение медикаменты и перевязочные средства

Произведен окончательный расчет за поступившие медикаменты и перевязочные средства

Если бюджетное учреждение заключило несколько договоров, связанных с приобретением материальных запасов (отдельно на поставку, отдельно на транспортные услуги по доставке и т.п.), каждый из них оплачивается по соответствующему коду КОСГУ в соответствии с бюджетной классификацией РФ (например, транспортные услуги по доставке - подстатья 222 «Транспортные услуги»).

Все произведенные расходы аккумулируются на балансовом счете 0 106 00 ООО «Изготовление материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)», посредством чего формируется фактическая стоимость приобретаемого имущества.

Пример 3. От поставщика на основании накладной и счета-фактуры от 28 сентября текущего года в бюджетное учреждение поступили материальные запасы (махровые и вафельные полотенца) на общую сумму 49 276,57 руб.

Договором поставки предусмотрен аванс в размере 30%. Материальные запасы были приобретены учреждением за счет субсидий на выполнение государственного задания. Транспортные расходы за доставку материальных запасов составили 2560 руб. и были оплачены транспортной организации по договору 28 сентября текущего года. В бухгалтерском учете бюджетного учреждения составляются записи, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения поступления и оплаты материальных запасов

Факт хозяйственной

Корреспондирующие

Перечислен аванс за поставку материальных запасов в соответствии с условиями договора

  • 783,00

Оприходованы материальные запасы на основании накладной поставщика

  • 276,57

Произведен зачет перечисленного аванса

  • 783,00

Произведен окончательный расчет с ООО «Камере» за поставку материальных запасов

  • 493,57

Отражена стоимость транспортных услуг

Перечислены денежные средства на оплату транспортных услуг

Отражена передача мягкого инвентаря на склад по сформированной фактической стоимости 49 276,57 руб. + 2 560 руб.

  • 836,57

При приобретении материальных запасов за счет приносящей доход деятельности их стоимость определяется без учета НДС. Выделение сумм НДС и отражение их на счете 0 210 12 ООО «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» осуществляется на основании выставляемых счетов-фактур.

Предъявленный поставщиками НДС может быть принят к вычету, если единовременно выполняются требования ст. 172 НК РФ:

  • приобретенные материальные запасы предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС;
  • материальные запасы приняты к учету;
  • имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика материальных запасов.

Пример 4. На основании накладной и счета-фактуры от 10 мая текущего года от ООО «Снабжение» в бюджетное учреждение поступили картриджи Canon для принтера на общую сумму 16 048 руб. (в том числе НДС - 18%). Картриджи приобретались за счет приносящей доход деятельности. В бухгалтерском учете бюджетного учреждения произведены записи, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения поступления материальных запасов для деятельности, приносящей доход

Факт хозяйственной

Корреспондирующие

Приняты на учет поступившие в бюджетное учреждение картриджи Canon (без учета НДС)

Отражен НДС со стоимости приобретенных картриджей

НДС предъявлен к вычету

Отражена оплата картриджей

Налог на добавленную стоимость, указанный в счете-фактуре за полученные материальные запасы, в бухгалтерском учете бюджетных учреждений может включаться в фактическую стоимость материальных запасов, а может и не включаться.

Схематично порядок принятия к учету сумм налога на добавленную стоимость по поступившим материальным запасам в разных ситуациях представлен на рис. 4.7.


Рис. 4.7.

В бухгалтерском учете бюджетных учреждений встречаются операции по учету недопоставок материальных запасов от поставщиков. Недопоставка возникает, если поставщик отгрузил в адрес покупателя меньшее количество материальных запасов, чем предусмотрено договором, часть материальных запасов была потеряна (испорчена) при транспортировке.

Недопоставка материальных запасов отражается на основании акта о приемке материалов (форма 0315004), в котором указываются количество и стоимость недостающих (испорченных) материальных запасов.

При оприходовании материальных запасов при наличии расхождений с данными, указанными в сопроводительных документах поставщика, материальные ценности принимается комиссией по поступлению и выбытию активов. Акт о приемке материалов по форме № М-7 (форма 0315004) является основанием для предъявления претензий поставщику или перевозчику и для отражения недопоставки в учете. Претензия поставщику (перевозчику) предъявляется только по недопоставке (недостаче, порче) материальных запасов сверх норм естественной убыли.

Поэтому при приемке материальных запасов по каждой номенклатурной единице этих активов определяется общая сумма недопоставки (недостачи, порчи), сумма недопоставки (недостачи, порчи) в пределах норм естественной убыли, сумма недопоставки (недостачи, порчи) сверх норм естественной убыли.

Пример 5. В бюджетное учреждение на основании счета-фактуры и товарно-транспортной накладной от 18 октября текущего года от ООО «Снабжение» поступили продукты питания за счет субсидий на выполнение государственного задания на общую сумму 7320 руб. Из них по данным документов поступило:

  • молоко питьевое ультрапастеризованное с витаминами (м.д.ж. 2,5%) 1 л - 80 шт. по цене 48 руб. (условно);
  • огурцы свежие - 87 кг по цене 40 руб. (условно).

Фактически поступило молока - 75 шт. (недостача 5 шт. х 48 руб. = 240 руб.), огурцов - 80 кг.

Был составлен акт о приемке материалов № 3 от 18 октября текущего года. Нормы естественной убыли:

  • 1) при перевозке молока автомобильным транспортом - нормы не предусмотрены;
  • 2) перевозке свежих огурцов - 0,6% от массы груза (в соответствии с приказом Минсельхоза России, Минтранса России от 14.01.2008 № 3/2 «Об утверждении норм естественной убыли картофеля, овощей и бахчевых культур при перевозках различными видами транспорта»).

Определяем нормы естественной убыли по огурцам свежим (табл. 1).

Определение стоимости недопоставленных продуктов питания

Таблица 1

Общая сумма недостачи сверх норм естественной убыли составила 499,20 руб. (259,20 руб. + 240 руб.). На основании акта о приемке материалов на сумму недостачи сверх норм естественной убыли 499,20 руб. выставляется претензия поставщику.

Отражаем в бухгалтерском учете недопоставку материальных запасов (табл. 2).

Таблица 2

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения поступления продуктов питания

Факт хозяйственной жизни

Корреспондирующие

Перечислена предоплата 100% в счет предстоящей поставки продуктов питания

Отражено поступление продуктов питания за вычетом недостачи: 7 320,00 руб. - 280.00 руб. - 240,00 руб.

Отнесена сумма недостачи в пределах норм естественной убыли на увеличение фактической стоимости продуктов питания

Зачтено обязательство поставщика по поставленным продуктам питания в счет перечисленной предоплаты (за вычетом недостачи сверх норм естественной убыли)

Поступила на счет учреждения сумма задолженности в части недостающих продуктов питания

В бюджетных учреждениях регулярно осуществляются мероприятия по списанию (ликвидации, разборке, утилизации), разукомплекта- ции имущества, принадлежащего им на праве оперативного управления, а также периодически выполняются ремонтные работы. В результате в распоряжение бюджетного учреждения поступают отходы (металлолом, макулатура, ветошь и т.п.), а также комплектующие, запасные части и другие «вторичные» материалы. При этом у бюджетных учреждений право оперативного управления на подобные материальные запасы возникает с момента их поступления (и. 2 ст. 299 ГК РФ).

Бюджетные учреждения должны отражать такие приходные операции в рамках приносящей доход деятельности (КФО 2).

При этом не имеет значения, учитывались ли соответствующие нефинансовые активы по виду деятельности КФО 2 или по виду деятельности КФО 4. Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у бюджетного учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации), основных средств или иного имущества, определяется в соответствии с положениями и. 106 Инструкции № 157н исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

В аналогичном порядке определяется и фактическая стоимость материальных запасов, приходуемых по результатам ремонтных работ.

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения поступления материальных запасов от списания (ликвидации, разборке, утилизации), разукомплектации имущества представлены в табл. 4.4.

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения поступления материальных запасов от списания, разукомплектации имущества

Таблица 4.4

Факт хозяйственной

Корреспонденция счетов

Первичные до- кументы

Приняты к учету остающиеся в распоряжении бюджетного учреждения материальные запасы, полученные от ликвидации (разборке, утилизации) объектов основных средств

Акт о списании имущества (формы 0306003,0306004, 0306033,0504143).

Приняты к учету материальные запасы (материалы, комплектующие, запасные части, ветоши, дрова и т.п.), остающиеся в распоряжении бюджетного учреждения по результатам проведения демонтажных, ремонтных работ, в том числе работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов

2 105 21 340, 2 105 26 340, 2 105 31 340, 2 105 36 340

Акт о приемке материалов (форма 0315004). Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма М-35)

Пример 6. На балансе бюджетного учреждения в составе основных средств числился компьютер CPU Intel Pentium 4 2007 г. выпуска (инвентарный номер 1040060141). Компьютер был приобретен в мае 2007 г. первоначальной стоимостью 29 200 руб. (счет 010134000 «Машины и оборудование - иное движимое имущество учреждения»). В сентябре 2015 г. компьютер был списан на основании акта о списании объекта основных средств от 15.09.2005 № 11.

В результате ликвидации компьютера были оприходованы запчасти по текущей оценочной стоимости: CD-ROM стоимостью 660 руб.

В бухгалтерском учет 15 сентября 2015 г. оприходование материальных запасов отражается записью:

Д 2 105 36 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества учреждения» - К 2 401 10 172 «Доходы от операций с активами» - 660 руб.

Материальные запасы могут быть оприходованы в бюджетном учреждении по результатам проведения инвентаризации (неучтенные объекты). Инвентаризация является не только важным общехозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики бюджетного учреждения. Инвентаризация материальных запасов проводится в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России № 49 )-

В инвентаризационной описи обязательно указывается сумма выявленных при инвентаризации неучтенных материальных ценностей и обстоятельства возникновения. По результатам инвентаризации составляется акта о результатах инвентаризации (форма 0504835).

Подписанный руководителем учреждения акт о результатах инвентаризации является основанием для осуществления записей в бухгалтерском учете бюджетного учреждения:

Д 2 105 21 340 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств - особо ценного движимого имущества учреждения», 2 105 27 340 «Увеличение стоимости готовой продукции - особо ценного движимого имущества», 2 105 31 340 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств - иного движимого имущества учреждения», 2 105 38 340 «Увеличение стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения» - К 2 401 10 180 «Прочие доходы» - оприходованы неучтенные материальные запасы, выявленные при инвентаризации.

  • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.