На карте мира конца XVIII - начала XIX в. правильно показаны очертания Европы, Азии, Африки; за исключением северных окраин, верно изображена Америка; без больших ошибок очерчена Австралия. Нанесены на карту главнейшие архипелаги и крупнейшие острова Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

Но внутри материков значительная часть поверхности обозначена на карте «белыми пятнами». Неизвестными для картографов были обширные и безлюдные полярные области, почти три четверти Африки, около трети Азии, почти вся Австралия, значительные области Америки. Все эти территории получили достоверное отображение на карте лишь на протяжении XIX столетия и в начале нашего века.

Крупнейшим географическим достижением XIX столетия было открытие последнего, шестого материка Земли - Антарктиды. Честь этого открытия, совершенного в 1820 г., принадлежит русской кругосветной экспедиции на шлюпах «Мирный» и «Восток» под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.

При создании современной карты обобщались картографические знания и географические сведения различных народов и разных эпох. Так, для европейских географов XIX в., изучавших Центральную Азию, большую ценность имели старинные китайские карты и описания, а при исследовании внутренних областей Африки они пользовались старинными арабскими источниками.

В XIX в. начался новый этап в развитии географии. Она стала не только описывать земли и моря, но и сравнивать явления природы, искать их причины, открывать закономерности различных природных явлений и процессов. На протяжении XIX и XX столетий были сделаны крупные географические открытия, достигнуты немалые успехи в изучении нижних слоев атмосферы, гидросферы, верхних слоев земной коры и биосферы.

Во второй половине XIX в. русские плавания с Балтики на Дальний Восток почти прекратились в связи с началом Крымской войны, а затем - продажей царским правительством Аляски США.

Среди иностранных кругосветных экспедиций первой половины XIX в. Своими географическими открытиями прославилась французская экспедиция на судне «Астролябия» в 1825 - 1829 гг. под Командованием Жюля Себастьяна Дюмон-Дюрвиля; Во время этого путешествия были положены на, карту северные берега островов Новая Зеландия и Новая Гвинея.

Особенно важное значение в истории науки имело кругосветное плавание английского корабля «Бигль» в 1831 -1836 гг. под командованием Роберта Фиц-Роя. Экспедиция выполнила обширные гидрографические работы и, в частности, впервые подробно и точно описала большую часть Тихоокеанского побережья Южной Америки. На «Бигле» совершил путешествие знаменитый натуралист Чарлз Дарвин. Наблюдая и сравнивая природу различных областей Земли, Дарвин позже создал теорию развития жизни, обессмертившую его имя. Учение Дарвина нанесло сокрушительный удар по религиозным представлениям о сотворении мира и неизменности видов растений и животных (см. т. 4 ДЭ).

Во второй половине XIX в. начинается новый этап в изучении океана. В это время стали организовывать специальные океанографические экспедиции. Усовершенствовались техника и способы наблюдений физических, химических, биологических и других особенностей Мирового океана.

Океанографические исследования широкого плана выполнила английская кругосветная экспедиция 1872 -1876 гг. на специально оборудованном судне - парусно-паровом корвете «Челленджер». Всю работу вела ученая комиссия из шести специалистов во главе с начальником экспедиции шотландским зоологом Уайвиллом Томсоном. Корвет прошел около 70 тыс. морских миль. Во время плавания на 362 глубоководных станциях (местах, где корабль останавливался для исследований) измеряли глубину, брали пробы грунта и образцы воды с разных глубин, измеряли температуру воды на разных горизонтах, вылавливали животных и растения, наблюдали за поверхностными и глубинными течениями. В продолжение всего путешествия каждый час отмечали состояние погоды. Собранные экспедицией материалы оказались так велики, что для их изучения в Эдинбурге пришлось создавать специальный институт. В обработке материалов участвовали многие английские и иностранные ученые во главе с участником плавания Джоном Мерреем - редактором трудов

экспедиции. Отчет о результатах исследований на «Челленджере» составил 50 томов. Завершить издание удалось только через 20 лет после окончания экспедиции.

Исследования «Челленджера» дали много нового и впервые позволили выявить общие закономерности природных явлений Мирового океана. Например, было установлено, что географическое распределение морских грунтов зависит от глубины океана и удаленности от берега, что температура воды в открытом океане везде, кроме полярных районов, от поверхности до самого дна непрерывно понижается. Впервые была составлена карта глубин трех океанов (Атлантического, Индийского, Тихого) и собрана первая коллекция глубоководных животных.

За плаванием «Челленджера» последовали другие экспедиции. Обобщение и сопоставление собранных материалов приводило к выдающимся географическим открытиям. Особенно ими прославился замечательный русский флотоводец и ученый-моревед Степан Осипович Макаров.

Когда Макарову было 18 лет, он опубликовал первую научную работу об изобретенном им способе определения девиации 1 в море. В это время Макаров плавал на кораблях Балтийского флота. Одно из таких учебных плаваний в 1869 г. на броненосной лодке «Русалка» едва не закончилось гибелью судна. «Русалка» наскочила на подводный камень и получила пробоину. Судно было далеко от гавани и затонуло бы, но находчивый командир направил его на мель. После этого случая Макаров заинтересовался историей кораблекрушений и узнал, что от подводных пробоин погибло множество кораблей. Вскоре он нашел простой способ заделки пробоин с помощью особого парусинового пластыря, названного его именем. «Пластырь Макарова» стали применять на всех флотах мира.

1 Девиация - отклонение магнитной стрелки судовых компасов от направления магнитного меридиана под влиянием металлических частей корабля.

Макаров разработал также конструкцию водоотливных систем и других аварийных устройств на кораблях и тем самым стал основоположником учения о непотопляемости судна, т. е. его способности оставаться на воде, имея пробоины. Это учение позднее развил знаменитый кораблестроитель академик А. И. Крылов. Вскоре Макаров прославился как герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Видя ее неизбежность, он добился перевода на Черное море еще до начала военных действий. По Парижскому мирному договору, заключенному после Крымской войны, Россия не имела права строить военные корабли на этом море до 1871 г. и поэтому создать здесь свой флот еще не успела. Иностранные военные специалисты предсказывали полную свободу действий турецкого флота на Черном море. Однако благодаря Макарову этого не случилось. Он предложил использовать быстроходные торговые суда как плавучие базы для беспалубных минных катеров. Пассажирский пароход «Великий князь Константин» Макаров превратил в грозное боевое судно. Катера спускали на воду и на них шли в минную атаку на неприятельские корабли. Макаров применил и новое боевое оружие - торпеду, т. е. самодвижущуюся мину. Степан Осипович уничтожил и повредил немало кораблей противника, в том числе и броненосных; его лихие рейды сковали действия турецкого флота и немало способствовали победе России в войне. Минные катера, примененные Макаровым, стали родоначальниками нового класса кораблей - миноносцев.

После войны Степана Осиповича назначили командиром парохода «Тамань», находившегося в распоряжении русского посла в Турции. Судно стояло в Константинополе. Свободное время Макаров решил использовать для исследования течений в Босфоре. От турецких рыбаков он услышал, что в этом проливе есть глубинное течение из Мраморного моря в Черное, оно идет навстречу поверхностному течению из Черного моря. О глубинном течении не упоминалось ни в одной из лоций, его не показывали ни на одной карте. Макаров на шлюпке-четверке выходил на середину пролива, и матросы спускали на тросе наполненный водой бочонок (анкерок) с привязанным к нему тяжелым грузом. Это «прямо показало мне,- рассказывал он,- что внизу существует обратное течение и довольно сильное, потому что анкерок в пять ведер воды был достаточен, чтобы заставить четверку двигаться против течения».

Убедившись в существовании двух течений, Макаров решил их тщательно изучить. В то время еще не умели измерять скорость глубинных течений. Степан Осипович изобрел для этого прибор, получивший вскоре широкое распространение.

Макаров провел тысячу измерений скорости течений в различных местах Босфора от поверхности до дна и сделал четыре тысячи определений температуры воды и ее удельного веса. Все это позволило ему установить, что глубинное течение вызывается разной плотностью вод Черного и Мраморного морей. В Черном море благодаря обильному стоку рек вода менее соленая, чем в Мраморном, а поэтому и менее плотная. В проливе на глубине давление со стороны Мраморного моря оказывается большим, чем со стороны Черного, что и порождает нижнее течение. О своих исследованиях Макаров рассказал в книге «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», которая в 1887 г. была отмечена премией Академии наук.

В 1886-1889 гг. Макаров совершил кругосветное плавание на корвете «Витязь». Плавание «Витязя» навсегда вошло в историю океанографии. В этом заслуга Макарова и увлеченных им на путь служения науке офицеров и матросов. Сверх положенной повседневной военной службы экипаж корвета участвовал в океанографических исследованиях. Уже первые наблюдения, сделанные на «Витязе» вскоре после выхода из Кронштадта, привели к интересному открытию. Было установлено характерное для Балтийского моря в летний период расслоение воды на три слоя: теплый поверхностный с температурой свыше 10°, промежуточный на глубине 70- 100 м с температурой не больше 1,5° и придонный с температурой около 4°.

В Атлантическом и Тихом океанах моряки «Витязя» успешно вели многосторонние наблюдения и, в частности, превзошли экспедицию на «Челленджере» в точности определения температур и удельного веса глубинной воды.

На Дальнем Востоке «Витязь» пробыл свыше года, совершив несколько рейсов в северной части Тихого океана, во время которых исследовались районы, еще не посещенные ни одним океанографическим судном. На Балтику «Витязь» вернулся через Индийский океан, Красное и Средиземное моря. Все плавание заняло 993 дня.

По окончании плавания Макаров тщательно обработал огромный материал наблюдений на «Витязе». Кроме того, он изучил и проанализировал судовые журналы всех кругосветных плаваний не только русских, но и иностранных судов. Степан Осипович составил карты теплых и холодных течений и специальные таблицы распределения температуры и плотности воды на разных глубинах. Он сделал обобщения, раскрывающие закономерности природных процессов Мирового океана в целом. Так, он впервые пришел к выводу, что поверхностные течения во всех морях северного полушария имеют, как правило, круговое вращение и направлены против часовой стрелки; в южном же полушарии течения движутся по часовой стрелке. Макаров верно указал, что причина этого - отклоняющая сила вращения Земли вокруг оси («закон Кориолиса», согласно которому все тела при движении отклоняются в северном полушарии вправо, в южном - влево).

Результаты исследований Макарова составили капитальный труд «Витязь» и Тихий океан». Эта работа была удостоена премии Академии наук и большой золотой медали Русского географического общества.

В 1895-1896 гг. Макаров, командуя уже эскадрой, вновь плавал на Дальнем Востоке и, как прежде, проводил научные наблюдения. Здесь он пришел к выводу о необходимости быстрейшего освоения Северного морского пути. Этот путь, говорил Степан Осипович, «вызовет к жизни дремлющий теперь Север Сибири» и свяжет центр страны с Дальним Востоком как кратчайшая, а одновременно и безопасная, далекая от иностранных владений морская дорога. Вернувшись в Петербург, Макаров обратился к правительству с проектом постройки мощного ледокола для исследования Арктики, но тупые царские чиновники всячески ему противодействовали. Тогда ученый выступил в Географическом обществе с докладом, в котором убедительно доказал, «что ни одна страна не заинтересована в ледоколах столько, сколько Россия». Виднейшие ученые, в том числе П. П. Семенов-Тян-Шанский и Д. И. Менделеев, решительно поддержали проект Макарова, и в октябре 1898 г. первый в мире мощный ледокол «Ермак», построенный по чертежам Макарова в Ньюкасле (Англия), был спущен на воду.

Летом 1899 г. «Ермак» под командованием Макарова совершил первое арктическое плавание. Он проник к северу ох Шпицбергена и выполнил исследования в Ледовитом океане.

Новую славу принесло «Ермаку» спасение броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», наскочившего во время снежной бури на камни у острова Готланд. Во время этой операции было впервые применено великое изобретение А. С. Попова - радио.

В 1904 г. началась русско-японская война. Вице-адмирал Макаров был назначен командующим Тихоокеанским флотом, действия которого из-за нерешительности бездарных предшественников Макарова ограничились пассивной обороной Порт-Артура. Стремясь внести перелом в ход военных действий, Макаров приступает к активным операциям, лично руководя боевыми походами соединений кораблей. 31 марта 1904 г. броненосец «Петропавловск», на котором Степан Осипович возвращался после отражения очередной атаки японских кораблей на Порт-Артур, подорвался на мине. Затонувший в течение нескольких минут броненосец стал могилой этого замечательного человека.

Исследования Макарова в Босфоре положили начало изучению Черного моря. В этом море в 1890-1891 гг. работала экспедиция под руководством профессора Морской академии Иосифа Бернардовича Шпиндлера. Экспедиция установила, что в Черном море до глубины 200 м вода имеет меньшую соленость, чем в нижележащих слоях, а на глубине свыше 200 м нет кислорода и образуется сероводород. В центральной части моря исследователи обнаружили глубины до 2000 м.

В 1897 г. экспедиция Шпиндлера исследовала каспийский залив Кара-Богаз-Гол и нашла в нем мирабилит - ценное химическое сырье.

В 1898 г. начала работу Мурманская научно-промысловая экспедиция. Она изучала возможности развития рыбных промыслов в Баренцевом море. Эту экспедицию, работавшую на научно-промысловом судне «Андрей Первозванный», возглавлял профессор, впоследствии почетный академик Николай Михайлович Книпович. Он был вице-президентом созданного в 1898 г. Международного совета по изучению морей для морских промыслов и выработки мер охраны естественных богатств моря от хищнического истребления.

Мурманская экспедиция работала до 1906 г. Она провела подробное океанографическое исследование Баренцева моря и, в частности, составила первую карту течений этого моря.

Первая мировая война 1914 г. приостановила исследования наших морей. Они возобновились уже при Советской власти, когда приняли планомерный характер и невиданный ранее размах.



Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет


По дисциплине: Культурология

Русские путешественники XIX века


Выполнила Евстифеева Анна

студентка группы 1бмо2

Проверила Шоркова С.А.


Москва - 2013



Введение

Глава 1. Путешественники первой половины XIX века

1 И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский

2 Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

3 А.А. Баранов

Глава 2. Путешественники второй половины XIX века

1 Г.И. Невельской и Е.В. Путятин

2 Н.М. Пржевальский

3 Н.Н. Миклухо-Маклай

Заключение

Список используемой литературы


Введение


XIX век стал временем крупнейших географических открытий, совершённых русскими исследователями. Продолжая традиции своих предшественников - землепроходцев и путешественников XVII-XVIII вв., они обогатили представления россиян об окружающем мире, способствовали освоению новых территорий, вошедших в состав империи. Россия впервые осуществила давнюю мечту: ее корабли вошли в Мировой океан.


Глава 1. Путешественники первой половины XIX века


.1 И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский


В 1803 г. по указанию Александра I на кораблях «Надежда» и «Нева» была предпринята экспедиция для исследования северной части Тихого океана. Это была первая русская кругосветная экспедиция, продолжавшаяся 3 года. Ее возглавил Иван Федорович Крузенштерн - крупнейший мореплаватель и ученый-географ XIX в.

В ходе плавания было впервые нанесено на карту более тысячи километров берегов острова Сахалин. Много интересных наблюдений оставили участники путешествия не только о Дальнем Востоке, но и о других районах, через которые они проплывали. Командир «Невы» Юрий Федорович Лисянский открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. Много данных было собрано участниками экспедиции об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов.

Итоги наблюдений были изложены в докладе Академии наук. Они оказались настолько весомы, что И.Ф. Крузенштерн был удостоен звания академика. Его материалы были положены в основу изданного в начале 20-х гг. «Атласа Южных морей». В 1845 г. адмирал Крузенштерн стал одним из членов-учредителей Российского географического общества. Он воспитал целую плеяду русских мореплавателей и исследователей.


1.2 Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

Одним из учеников и последователей Крузенштерна стал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Он был участником первой русской кругосветной экспедиции.

В 1819-1821 гг. Беллинсгаузену было поручено возглавить новую кругосветную экспедицию на шлюпах (одномачтовых кораблях) «Восток» (которым он командовал) и «Мирный» (командир Михаил Петрович Лазарев). План экспедиции составил Крузенштерн. Главной ее целью было обозначено «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытие возможной близости Антарктического полюса».

января 1820 г. экспедиция подошла к берегам неведомой в то время Антарктиды, которую Беллинсгаузен назвал «льдинным материком». После стоянки в Австралии русские корабли двинулись в тропическую часть Тихого океана, где ими была открыта группа островов, названная островами Россиян.

За 751 день плавания русские моряки прошли около 50 тыс. км. Были сделаны важнейшие географические открытия, привезены ценные коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового для человечества континента.


1.3 А.А. Баранов


Александра Андреевича Баранова трудно отнести к первооткрывателям или путешественникам в строгом смысле этих слов. Но это был человек, внесший неоценимый вклад в освоение нашими соотечественниками Русской Америки. Будучи каргопольским купцом, он торговал в Восточной Сибири, а с 1790 г. - в Северо-Западной Америке.

В поисках новых районов охоты Баранов подробно изучил остров Кадьяк и другие территории, вел поиск полезных ископаемых, основывал новые русские поселения и снабжал их всем необходимым, налаживал обмен с местными жителями. Именно ему удалось впервые по-настоящему закрепить за Россией обширные территории на Тихоокеанском побережье Северной Америки.

Деятельность Баранова была чрезвычайно сложна и опасна. Постоянные набеги индейцев стоили русским поселенцам не только немалых средств, но и жизней. Только в 1802 г. при попытке создать поселение на острове Ситка было убито более 200 переселенцев.

Усилия Баранова были настолько успешными, что в 1799 г. он стал правителем Российско-Американской компании, а в 1803 г. был назначен правителем Российских колоний в Америке. Этот высокий и опасный пост он занимал почти до самой смерти.

В 1804 г. Баранов на острове Ситка основал крепость Новоархангельск, а затем - форт Росс. В 1815 г. он предпринял экспедицию на Гавайские острова с целью их присоединения к России. Однако удачи она не принесла. Будучи уже пожилым и больным человеком, Александр Андреевич трижды просил отставки. Однако отпускать со службы такого человека не спешили.

географический русский кругосветный экспедиция


Глава 2. Путешественники второй половины XIX века


.1 Г.И. Невельский и Е.В. Путятин


Крупнейшим исследователем российского Дальнего Востока середины XIX в. стал Геннадий Иванович Невельский.

В двух экспедициях (1848-1849 и 1850-1855) ему удалось, обойдя Сахалин с севера, открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура. Здесь в 1850 г. он основал Николаевский пост (Николаевск-на-Амуре). Путешествия Невельского имели важное значение: впервые было доказано, что Сахалин вовсе не соединен с материком, а является островом и Татарский пролив - именно пролив, а не залив, как это считалось.

Евфимий Васильевич Путятин в 1822-1825 гг. совершил кругосветное путешествие и оставил потомкам описание увиденного. В 1852-1855 гг. во время руководимой им экспедиции на фрегате «Паллада» были открыты острова Римского-Корсакова. Путятин стал первым из русских, кому удалось побывать в закрытой от европейцев Японии и даже подписать там договор (1855).

Результатом экспедиций Невельского и Путятина, кроме сугубо научных, стало закрепление за Россией Приморской области на Дальнем Востоке.

Важнейшим среди таких учреждений стало открытое в 1845 г. Русское географическое общество. Оно превратилось в центр географических знаний в России.


2.2 Н.М. Пржевальский


О странствиях Пржевальский мечтал с ранних лет и упорно готовился к ним. Но грянула Крымская война - он пошёл рядовым в армию. А потом годы учёбы в Академии Генерального штаба. Однако карьера военного отнюдь не привлекала его. Пребывание в Академии ознаменовалось для Пржевальского лишь составлением Военно-статистического обозрения Приамурского края.

Тем не менее, эта работа позволила ему стать членом географического общества.

В начале 1867 года Пржевальский представил в Общество план крупной и рискованной экспедиции в Центральную Азию. Однако дерзость молодого офицера показалась чрезмерной, и дело ограничилось командировкой его в Уссурийский край с позволением проводить какие угодно учёные изыскания. Но и это решение Пржевальский встретил с восторгом.

В этом первом своём путешествии Пржевальский составил наиболее полное описание Уссурийского края и приобрёл ценный экспедиционный опыт. Теперь в него поверили: для путешествия в Монголию и страну Тангутов - Северный Тибет, о чём он мечтал, препятствий не оказалось.

За четыре года экспедиции(1870-1873 гг.) удалось внести существенные поправки в географическую карту.

В 1876 году он вновь берёт курс на Тибет. Первым из европейцев Пржевальский достигает таинственного озера Лобнор, открывает неизвестный ранее хребет Алтындаг и определяет точную границу Тибетского нагорья, установив, что оно начинается на 300 км севернее, чем считалось ранее. Но проникнуть вглубь этой почти не известной европейцам страны ему на сей раз не удалось.

И всё же спустя три года русский землепроходец достиг заветного нагорья. Абсолютная неисследованность этого района и привлекала Пржевальского, направившего сюда в начале 1880-х гг. свою экспедицию. Это было самое плодотворное его путешествие, увенчавшееся многими открытиями. Правда, истока Хуанхэ Пржевальскому обнаружить так и не удалось (он был найден лишь совсем недавно), однако русской экспедицией был детально исследован водораздел между Жёлтой рекой - Хуанхэ и крупнейшей в Китае и Евразии Голубой рекой - Янцзы. На карту были нанесены неизвестные ранее хребты. Пржевальский дал им названия: хребет Колумба, хребет Московский, хребет Русский. Одну из вершин последнего он назвал Кремль. Впоследствии в этой горной системе появился хребет, увековечивший имя самого Пржевальского.

В ходе всех своих экспедиций Пржевальский, будучи профессиональным географом, сделал открытия, которые могли бы принести славу любому зоологу или ботанику. Он описал дикую лошадь(лошадь Пржевальского), дикого верблюда и Тибетского медведя, несколько новых видов птиц, рыб и пресмыкающихся, сотни видов растений.

И вновь он собирался в путь. Тибет опять манил его к себе. На этот раз Пржевальский твёрдо решил побывать в Лхасе.

Но все планы рухнули. Он умирал в своей палатке, едва начав путешествие. Перед смертью он попросил спутников похоронить его непременно на берегу Иссык-Куля, в походной экспедиционной форме....

ноября 1888 г. Николая Михайловича Пржевальского не стало. Последняя просьба его была выполнена.


2.3 Н.Н. Миклухо-Маклай


Каждая культура, каждое племя или народ, каждая человеческая личность имеет право на самостоятельность. Взаимодействуя, общаясь, они должны исходить из обоюдного уважения, не стремясь силой насаждать свои порядки, свой образ жизни и не навязывая свои мысли.

Эти принципы были близки и понятны Николаю Николаевичу Миклухо-Маклаю, который воспитывался в интеллигентной российской семье во время расцвета русской культуры, прежде всего литературы, пронизанной идеями свободы, гуманизма, добра и поисков правды. Изучив биологию и медицину в Германии, совершив несколько научных экспедиций (он был ассистентом известного биолога и эколога Э. Геккеля), он вернулся в Россию и затем решил отправиться на Новую Гвинею. К.М. Бэр рекомендовал ему наблюдать людей «без предвзятого мнения относительно количества и распространения человеческих племен и рас»

Почему он выбрал Новую Гвинею? Остров этот был известен европейцам давно. Еще в XVI веке португальские и испанские мореплаватели проходили у его берегов - северного и северо-восточного. Но тогда полагали, что это - окраина Неведомой Южной Земли. На некоторых картах Новую Гвинею соединяли с Огненной Землей. В начале XVII века испанский капитан Луис Торрес, пройдя проливом, отделяющим его от Австралии (Торресовым проливом), доказал, что Новая Гвинея - крупный остров. А через полтора столетия этот же путь проделал Джеймс Кук, поначалу считавший, что именно он был здесь первым (пока не были опубликованы секретные испанские документы о плавании Торреса)

До середины XIX в. Новая Гвинея оставалась в стороне от экономических интересов европейских индустриальных держав. Возможно, повлияло то, что на ней не было найдено месторождений драгоценных металлов. Не исключено также, что причиной тому - слухи о тамошних дикарях-людоедах. К тому же буйная тропическая растительность препятствовала освоению этих территорий. Более или менее основательное изучение Новой Гвинеи началось в 1871-1872 годах: итальянские ученые Луиджи Альбертис и Одоардо Беккари исследовали северо-западную часть острова.

Миклухо-Маклаю приходилось торопиться, чтобы застать хотя бы некоторые племена папуасов в их естественном состоянии. Поэтому он избрал практически неизученный юго-восточный берег Новой Гвинеи, высадился там в сентябре 1871 года и более года жил среди «дикарей», общаясь с ними, завоевав их уважение и доверие.

Первое пребывание на берегу Маклая.

сентября 1871 года «Витязь» встал на якорную стоянку примерно в 140 м от берега. Вскоре появились папуасы; Миклухо-Маклай, отказавшись от охраны, с Ульсоном и Боем высадился на берегу и посетил деревню, всё население которой сбежало в джунгли. Наиболее смелым оказался папуас по имени Туй (в произношении, зафиксированном Д.Д. Тумаркиным в 1977 году, - Тойя). Именно Туй станет главным посредником Миклухо-Маклая с обитателями прибрежных деревень.

Назимов предупредил, что сможет простоять не более недели, поэтому Миклухо-Маклай при помощи Туя приискал мысок Гарагаси, где была сооружена хижина для учёного (размером 7×14 футов), а в шалаше, принадлежащем Тую, устроили поварню. По настоянию командира «Витязя», площадка 70×70 м была заминирована; сведения, применялись ли Миклухо-Маклаем мины, противоречат друг другу и непроверяемы. Из продуктов у Николая Николаевича было два пуда риса, чилийские бобы, сушёное мясо и банка пищевого жира. Назимов заставил Миклухо-Маклая взять дневное довольствие команды - то есть дневной запас продуктов на 300 человек, но Николай Николаевич отказался брать запас безвозмездно. 27 сентября «Витязь» покинул залив.

Первый месяц на Новой Гвинее прошёл довольно напряжённо. Миклухо-Маклай пришёл к выводу, что его визиты чрезмерно беспокоят островитян и ограничился только контактами с туземцами, навещавшими его на мысе Гарагаси. Поскольку он плохо знал язык и обычаи, то первое время ограничивался метеорологическими и зооботаническими исследованиями. Уже 11 октября его свалил первый приступ лихорадки, и повторные приступы продолжались во всё время пребывания учёного в Заливе Астролябии. Постоянно болели слуги, особенно плохо было Бою, у которого Миклухо-Маклай диагностировал «опухоль лимфатических желёз в паху». Проведённая операция не помогла, 13 декабря мальчик умер. Миклухо-Маклай при этом вспомнил данное профессору Гегенбауру обещание добыть препарат гортани чернокожего человека с языком и всей мускулатурой, который он и приготовил, несмотря на опасность положения.

К январю 1872 года авторитет Миклухо-Маклая среди местного населения вырос, и 11 января он впервые получил приглашение в деревню Бонгу. Произошёл обмен подарками, но жён и детей новогвинейцы от учёного по-прежнему прятали. В феврале 1872 года Николаю Николаевичу удалось излечить Туя от тяжёлого ранения (на него упало дерево, рана на голове загноилась), после чего учёный был принят в деревне, Туй представил ему жену и детей; мнение о европейце как о злом духе было значительно поколеблено. Символическое включение этнографа в местный социум состоялось 2 марта на ночной церемонии, в которой участвовали мужчины трёх родственных деревень - Гумбу, Горенду и Бонгу. Художественное описание церемонии оставил сам Миклухо-Маклай в дневнике. После этого учёный мог спокойно совершать дальние экскурсии по побережью и даже в горы. Наибольшую трудность создавал языковой барьер: к концу своего первого пребывания на Новой Гвинее учёный владел примерно 350 словами местного языка бонгу, а в окрестностях бытовали не менее 15 языков.

Исследованные территории, берега залива Астролябия и часть побережья к востоку от него до мыса Хуон, Миклухо-Маклай назвал своим именем - «Берег Миклухо-Маклая», определив его географические границы следующим образом: от мыса Кроазиль на западе до мыса Короля Вильяма на востоке, от берега моря на северо-востоке до высочайшего хребта гор Мана Боро-Боро на юго-западе.


Заключение


Мировая географическая наука в те годы во многом опиралась на достижения русских исследователей. К концу XIX в. завершилась эпоха географических открытий. И только ледяные просторы Арктики и Антарктики все еще хранили многие свои тайны. Героическая эпопея последних географических открытий, активное участие в которых приняли русские исследователи, падает на начало XX века.


Список используемой литературы


1.Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.

2.Зезина М.Р. Кошман Л.В. Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 1990


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Географические открытия русских путешественников
XVIII-XIX вв.

Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и обращает свой взор на восток, туда, где на тысячи километров все дико и привольно, где дикие племена и целые народы живут среди природы и где спрятаны под землей великие силы. Кто разбудит эти силы? Кому приготовлены несметные богатства? Для кого эти просторы, эта земля, это небо и эти воды, которым нет конца и края? Зачем, куда отправлялись Шелихов, Резанов, Кусков, Баранов и, вместе с ними, тысячи безвестных первопроходцев? Чем жили эти люди, ради чего их подвиг? Что же гонит человека с насиженного места? Что мнится ему за горизонтом, там, где водянистые облака обволакивают черные скалы и где стынущий океан так величественно пустынен?

1757 г.
Мореход Башмаков побывал на Крысьих островах.

1758 - 1759 гг.
Проект (неосуществленный) иркутского купца Бечевина плавания из Охотска к Камчатке и вокруг Чукотского Носа к р. Лене.

1759 г.
М. В. Ломоносов произнес речь «Рассуждение о большой точности морского пути» .

1759 - 1762 гг.
Яренский посадский Степан Глотов побывал на островах Умнаке и Уналашке и положил их на карту.

1760 г.
Главным командиром Анадырского края назначен подполковник Ф. Х. Плениснер.

1760 - 1764 гг.
Селенгинский купец Андриан Толстых обследовал острова, получившие впоследствии его имя.

1761 г.
Судно купца Бечевина достигло полуострова Аляски и зимовало в Исанакском проливе.

1762 - 1763 гг.
Степан Глотов впервые после Беринга посетил о. Кадьяк .

1762 г.
Первое (неудачное) плавание И. Синдта к берегам Северной Америки.

1763 г.
М. В. Ломоносов представил Екатерине II «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», в Шведскую Академию наук представил «Мысли о происхождении ледяных гор в северных морях». Первый поход сержанта Андреева из Нижнеколымска на Медвежьи острова.

1764 - 1767 гг.
Экспедиция И. Синдта из Охотска в Берингов пролив. В навигацию 1766 г. на галиоте «Св. Екатерина» ей удалось близко подойти к американскому берегу в районе Берингова пролива. Открыт о. Матвея (1766).

1764 - 1765 гг.
Путешествие Н. Дауркина по Чукотскому полуострову. Побывал на о. Св. Лаврентия и посетил Колючинскую губу.

Начало 60-х годов XVIII в.
Олончанин Савва Лошкин впервые обошел вокруг Новой Земли за две навигации.

1765 - 1766 гг.
Плавание первой высокоширотной экспедиции по отысканию Северо-восточного морского прохода oт Шпицбергена к Берингову проливу под командованием В. Я. Чичагова.

1764 - 1771 гг.
Секретная русская экспедиция для описи и положения на карты американских территорий России и гряды Алеутских островов под начальством Левашева и Креницына.

1766 г.
Великоустюжский купец Василий Шилов поднес Екатерине II составленную им карту Алеутских островов до о. Амки (Андрияновские острова). Яков Чиракин прошел проливом Маточкин Шар с запада на восток вплоть до Карского моря и составил план пролива.

1768 г.
Сальный промысел и сельдяной торг изъяты у компании Шувалова и переданы в собственность архангельского купечества.

1773 - 1779 г.
Штурман Потап Зайков плавал к Алеутским островам и дал первую близкую к действительности их карту.

1778 - 1779 гг.
Экспедиция Ост-Индской компании во главе с Д. Куком, побывала у берегов Русской Америки (Аляски), прошла через Берингов пролив к северу и посетила Камчатку.

1803 - 1853 гг.
Судами русского парусного флота совершено шестьдесят кругосветных плаваний .

1804 г.
На о. Ситха основан Новоархангельск - резиденция главного правителя российских владений в Северной Америке.

1821 г.
Экспедиция Российско-Американской компании на бриге «Головин» под начальством Хромченко описала северо-западные берега Аляски. Русское правительство запретило плавание в Тихом океане иностранных судов севернее 51" с.ш.

1838 г.
Экспедиция Российско-Американской компании на бриге «Полифем» под начальством Кашеварова произвела опись северного побережья Аляски от мыса Лисберн до мыса Барроу.

1840 г.
Этолин на бриге Российско-Американской компании «Чичагов» предпринял плавание от Новоархангельска к Берингову проливу и в залив Св. Лаврентия.

1842 - 1844 гг.
Лейтенант Л. А. Загоскин обследовал на Аляске бассейны рр. Квихпак (Юкон) и Кускоквим и составил «пешеходную опись» значительной части Русской Америки.

1867 г.
Царское правительство продало США владения Российско-Американской компании - Аляску и Алеутские острова.

РУССКИЕ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ И ПУТЕШЕСТВЕННИКИ 19 ВЕК

Подготовил ученик 8 класса:

Баринов Алексей


19 ВЕК – ВРЕМЯ ОТКРЫТИЙ

  • 19 век стал временем крупнейших географических открытий, совершенных русскими исследователями. Продолжая традиции своих предшественников – землепроходцев и путешественников 17 – 18 веков, они обогатили представления россиян об окружающем мире, способствовали освоению новых территорий, вошедших в состав империи. Россия впервые осуществила свою давнюю месту: ее корабли вышли в Мировой океан.

ЭКСПЕДИЦИЯ КРУЗЕНШТЕРНА И ЛИСЯНСКОГО

  • В 1803 г. Была предпринята экспедиция для исследования северной части Тихого океана. Длилась она 3 года. Были исследованы остров Сахалин, один из островов Гавайского архипелага. Были собраны данные об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов.

КРУЗЕНШТЕРН ИВАН ФЁДОРОВИЧ

  • Иван Фёдорович Крузенштерн, при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн (8 ноября 1770 - 12 августа 1846) - российский мореплаватель, адмирал. Происходил из остзейских дворян. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию.

ЛИСЯНСКИЙ ЮРИЙ ФЁДОРОВИЧ

  • Юрий Фёдорович Лисянский (2 августа 1773, Нежин - 22 февраля 1837, Петербург) - российский мореплаватель и исследователь. Капитан первого ранга.

ЭКСПЕДИЦИЯ БЕЛЛИНСГАУЗЕНА И ЛАЗАРЕВ

  • Экспедиция 1819 – 1821 г. - Беллинсгаузен вместе с Лазаревым подошли к берегам Антарктиды. После стоянки в Австралии мореплаватели открыли новые острова в Тихом океане и назвали их островами Россиян.

БЕЛЛИНСГАУЗЕН ФАДДЕЙ ФАДДЕЕВИЧ

  • Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (при рождении Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен; 9 сентября 1778 - 13 января 1852, Кронштадт) - русский мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды. По происхождению - балтийский немец из остзейского дворянского рода Беллингсгаузенов.

ЛАЗАРЕВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ

  • Михаил Петрович Лазарев (3 ноября 1788 года, Владимир - 11 апреля 1851 года, Вена, похоронен в Севастополе) - русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет (1817), командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды.

ЭКСПЕДИЦИЯ БАРАНОВА

  • А.А. Баранов изучил остров Кадьяк, вел поиск полезных ископаемых, основывал новые русские поселения. Закрепил за Россией побережье Северной Америки.

БАРАНОВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ

  • Александр Андреевич Баранов (3 февраля 1746, Каргополь - 16 апреля 1819, около острова Ява) - русский государственный деятель, предприниматель, первый Главный правитель русских поселений в Северной Америке (1790-1818).

ЭКСПЕДИЦИЯ НЕВЕЛЬСКОГО И ПУТЯТИНА

  • Невельской Г. И в двух экспедициях открыл ряд новых территорий и войти в низовья Амура. Здесь основал новое поселение – Николаевский пост. Его путешествия доказали, что остров Сахалин является отдельным островом.
  • Путятин совершил кругосветное путешествие и оставил потомкам описание увиденного. Открыл острова Римского – Корсакова. Первый из русских, кому удалось побывать в закрытой Японии.

НЕВЕЛЬСКОЙ ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ

  • Геннадий Иванович Невельской (23 ноября1813, Дракино, Костромской губернии - 17 апреля 1876, Санкт-Петербург) - российский адмирал (1874 год), исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевск-на-Амуре. Доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин - остров.

ПУТЯТИН ЕВФИМИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

  • Граф Евфимий (Ефим) Васильевич Путятин (8 ноября 1803, Петербург - 16 октября 1883, Париж) - русский адмирал, государственный деятель и дипломат. В 1855 году подписал первый договор о дружбе и торговле с Японией, Почётный член Императорского Православного Палестинского Общества.

Во время путешествий, экспедиций иногда обнаруживают новые, неизвестные ранее географические объекты - горные хребты, вершины, реки, ледники, острова, заливы, проливы, морские течения, глубокие впадины или возвышенности на морском дне и т. д. Это - географические открытия.

В древние времена и средние века географические открытия совершались обычно народами наиболее экономически развитых стран. К таким странам относились Древний Египет, Финикия, позднее - Португалия, Испания, Голландия, Англия, Франция. В XVII–XIX вв. многие крупнейшие географические открытия были совершены русскими землепроходцами в Сибири и на Дальнем Востоке, мореплавателями в Тихом океане, в Арктике и Антарктике.

Особенно большого значения открытия были сделаны в XV–XVIII столетиях, когда на смену феодализму пришла новая общественная формация - капитализм. В это время были открыты Америка, морской путь вокруг Африки в Индию и Индокитай, Австралия, пролив, разделяющий Азию и Сев. Америку (Берингов), множество островов в Тихом океане, северное побережье Сибири, морские течения в Атлантическом и Тихом океанах. Это была эпоха Великих географических открытий.

Географические открытия всегда совершались под воздействием экономических факторов, в погоне за неизвестными землями, за новыми рынками. В эти столетия сложились мощные морские капиталистические державы, обогащавшиеся за счет захвата открываемых земель, порабощения и грабежа местного населения. Эпоху Великих географических открытий в экономическом смысле называют эпохой первоначального накопления капитала.

Фактический ход географических открытий в его главнейших этапах развивался в следующей последовательности.

В Старом Свете (Европа, Африка, Азия) многие открытия были сделаны еще в античное время египтянами, финикиянами, греками (например, во время военных походов Александра Македонского в Среднюю Азию и Индию). На основе накопившихся тогда сведений древнегреческий ученый Клавдий Птолемей во II в. составил карту мира, охватившую весь Старый Свет, правда, далеко не точную.

Значительный вклад в географические открытия на восточном побережье Африки и в Южной и Средней Азии сделали арабские путешественники и купцы VIII–XIV вв.

В поисках морских путей в Индию в XV в. португальские мореплаватели обошли Африку с юга, открыв все западное и южное побережье материка.

Предприняв плавание в поисках пути в Индию через Атлантический океан, испанская экспедиция Христофора Колумба в 1492 г. достигла Багамских, Больших и Малых Антильских островов, положив начало открытиям испанских завоевателей.

В 1519–1522 гг. испанская экспедиция Фернана Магеллана и Эль‑Кано впервые обошла Землю с востока на запад, открыла для европейцев Тихий океан (местным жителям Индо‑Китая и Южной Америки он был известен с древнейших времен).

Великие открытия в Арктике были совершены русскими и иностранными мореходами в XV–XVII вв. Англичане с 1576 по 1631 г. исследовали побережье Гренландии, открыли Баффинову Землю. Русские мореходы в XVI в. уже промышляли морского зверя у Новой Земли, в начале XVII в. прошли вдоль северного побережья Сибири, открыли полуострова Ямал, Таймыр, Чукотский. С. Дежнёв в 1648 г. прошел проливом Беринга из Северного Ледовитого океана в Тихий.

В южном полушарии в XVII в. голландцем А. Тасманом был открыт остров Тасмания, а в XVIII в. англичанином Дж. Куком - Новая Зеландия и восточное побережье Австралии. Путешествия Кука заложили основы знаний о распределении воды и суши на Земле, завершив открытие Тихого океана.

В XVIII в. и начале XIX в. экспедиции уже организовывались со специальными научными целями.

К началу XIX в. неизученными оставались лишь Арктика и Антарктика. Наиболее крупная из экспедиций в XVIII в. была снаряжена русским правительством. Это Первая (1725–1728) и Вторая (1733–1743) Камчатские экспедиции, когда были открыты северная оконечность Азии - мыс Челюскин и много других объектов на Севере. В этой экспедиции В. Беринг и А. И. Чириков открыли Северо‑Западную Америку и Алеутские острова. Множество островов в Тихом океане обнаружили кругосветные экспедиции русских, начиная от плавания в 1803–1807 гг. И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Последний материк - Антарктида в 1820 г. открыт Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым.

В XIX в. «белые пятна» исчезли с внутренних частей материков, в особенности Азии. Экспедиции П. П. Семенова‑Тян‑Шанского и особенно Я. М. Пржевальского впервые подробно исследовали почти не известные до того времени обширные районы Центральной Азии и северного Тибета.

В Африке путешествовали Д. Ливингстон и Р. Стенли.

Оставались неисследованными Арктика и Антарктика. В конце XIX в. в Арктике были открыты новые острова и архипелаги, а в Антарктиде - отдельные участки побережья. Американец Р. Пири в 1909 г. достиг Северного полюса, а норвежец Р. Амундсен в 1911 г. - Южного. В XX в. наиболее значительные территориальные открытия сделаны в Антарктиде и созданы карты надледного и подледного её рельефа.

Изучение Антарктиды с помощью самолетов в 1928–1930 гг. проводил американец Дж. Уилкинс, затем англичанин Л. Элсуорт. В 1928–1930 гг. и в последующие годы в Антарктике работала американская экспедиция под руководством Р. Бэрда.

Большие советские комплексные экспедиции приступили к изучению Антарктиды в связи с проведением в 1957–1959 гг. Международного геофизического года. Тогда же были учреждены специальная советская научная станция - «Мирный», первая внутриконтинентальная станция на высоте 2700 м - «Пионерская», затем -«Восток», «Комсомольская» и другие.

Масштабы работ экспедиций все расширялись. Изучалась структура и характер ледяного покрова, температурный режим, строение и состав атмосферы, движение воздушных масс. Но наиболее крупные открытия советские ученые сделали при обследовании береговой линии материка. На карте возникли причудливые очертания более 200 ранее неизвестных островов, заливов, мысов и горных хребтов.

В наше время невозможны значительные территориальные открытия на суше. Поиск идет в океанах. В последние годы исследования велись настолько интенсивно, да еще с применением новейшей техники, что уже многое открыто и нанесено на карты, которые изданы в виде атласа Мирового океана и отдельных океанов.

Теперь и на дне океанов осталось немного «белых пятен», открыты огромные глубоководные равнины и желоба, обширные горные системы.

Значит ли все это, что географические открытия в наше время невозможны, что уже «все открыто»? Отнюдь нет. И возможны они еще во многих областях, особенно Мирового океана, в приполярных районах, в высокогорьях. Но в наше время самый смысл понятия «географическое открытие» во многом изменился. Географическая наука теперь ставит задачей выявление взаимосвязей в природе и хозяйстве, установление географических законов и закономерностей (см. География).