Воспитание детей - это сложный процесс, который нуждается в постоянном наблюдении и коррекции со стороны взрослых. Существует несколько диагностик, позволяющих на основе тестирования сделать вывод об отношениях с близкими людьми и уровне развития тех или иных качеств ребёнка. Наиболее эффективными являются проективные методики, которые предлагают испытуемому оценить своё место в той или иной предложенной ситуации. К одному из таких приёмов относится тест Рене Жиля для младших школьников.

Суть методики Рене Жиля и предназначение

В конце 50-х годов ХХ века французский психолог Рене Жиль, озабоченный вопросами воспитания подрастающего поколения в условиях политической и экономической нестабильности во Франции в тот период, занимался поиском методики исследования уровня развития личностных качеств ребёнка. В результате наблюдения за значимыми сторонами жизни дошкольников и учащихся начальных классов учёный пришёл к выводу, что существует 7 особенностей, характеризующих конкретно-личностные взаимоотношения ребёнка, и 6 переменных, определяющих чувства самого малыша. Эти показатели и стали основополагающими при составлении теста, который получил название «Методика Рене Жиля».

Проектная визуально-вербальная методика Рене Жиля представляет собой 42 вопроса, 25 из которых - картинки с изображёнными на них детьми или взрослыми и заданием, поясняющим рисунок. Остальные 17 пунктов носят исключительно текстовый характер.

Такие простые картинки предлагаются ребёнку во время тестирования

Целью теста является определение:

  • социальной приспособленности младшего школьника к существующим условиям жизни;
  • особенностей отношений ребёнка с другими людьми;
  • восприятия связей, образованных внутри семьи;
  • поведенческих моделей и чувств малыша.

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Дети с угнетёнными чувствами - это, как правило, дети с угнетённым интеллектом, обеднённой мыслью. Там, где нет свободного проявления чувств, немыслим духовный порыв, переживание идеи».

Таким образом, приём Рене Жиля даёт возможность выявить зоны конфликта в отношениях ребёнка с социумом и самим собой, и тем самым повлиять на дальнейшее развитие подрастающей личности и скорректировать его.

Проведение тестирования среди младших школьников

Методика Рене Жиля предполагает, что, выполняя задания теста, ребёнок ставит себя на определённое место на картинке или выбирает один из предложенных ему вариантов поведения. В процессе беседы взрослый задаёт наводящие вопросы, позволяющие узнать информацию:

  • о составе семьи;
  • о значимых людях в окружении малыша (например, в задании №1 ребёнок может дорисовать персонажей, при этом важно выяснить, кто они и в каком порядке были добавлены);
  • о роли каждого человека в жизни младшего школьника.

Если ребёнок слишком зажат, то на тестировании может присутствовать близкий ему человек

Инструкция по выполнению теста для ребёнка:

  1. Посмотри на картинки.
  2. Внимательно прочитай (или прослушай) вопрос.
  3. Подумай пару минут и ответь, выбрав подходящее для себя место среди нарисованных людей. Или, определив для себя один из предложенных вариантов, отметь наиболее подходящий.

Диагностика проводится индивидуально с младшими школьниками до 12 лет (если у ребёнка задержка психического развития или выраженный инфантилизм, то и в более старшем возрасте) и сопровождается пояснениями испытуемого.

Файл: Стимульный материал для диагностики

Интерпретация и оценка результатов

В этом поможет следующая таблица:

Название шкалы Номера вопросов Количество заданий
Отношения с мамой 1–4, 8–15, 17–19, 27, 38, 40–42 20
Отношения с папой 1–5, 8–15, 17–19, 37, 40–42 20
Отношения с родителями как единым целым 1, 3, 4, 6–8, 13–14, 17, 40–42 12
Отношения с бабушками и дедушками 2, 4, 5, 7–13, 17–19, 30, 40, 41 16
Связь с братьями и сёстрами 2, 4–6, 8–13, 15–19, 30, 40, 42 18
Отношения с друзьями 4, 5, 8–13, 17–19, 30, 34, 40 14
Отношения с учителями 5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28–30, 32, 40 12
Любознательность 5, 26, 28, 29, 31, 32 6
Желание общаться с широким кругом сверстников 4, 8, 17, 20, 22–24, 40 8
Стремление лидировать 20–24, 39 6
Конфликтность (агрессивность) 22–25, 33–35, 37, 38 9
Отклик на возможный негатив со стороны окружающих 25, 33–38 7
Желание уединиться 7–10, 14–19, 21, 22, 24, 30, 40–42 18

Анализ ответов проводится внутри каждой категории. Чем чаще ребёнок делает акцент на том человеке (людях), отношения с которым исследуются в конкретной группе заданий, тем большее значение он имеет в жизни школьника. Например, если малыш постоянно в категории вопросов о маме ставит её рядом с собой, это означает, что он находится в тесных отношениях с этим родителем. По такому же принципу оцениваются и особенности поведенческой линии личности: чем чаще малыш выбирает ту или иную модель решения ситуации, тем ярче проявляются характерные черты.

Психологи рекомендуют вместе с диагностикой Рене Жиля проводить тест «Рисунок семьи», в котором расположение на картинке родственников испытуемого, близость/удалённость от фигуры самого ребёнка и другие нюансы позволят подтвердить или опровергнуть выводы об отношениях школьника с родными.

Методика тестирования Рене Жиля позволяет определить степени близости ребёнка с окружающими его людьми и сделать вывод о поведенческой манере малыша. По результатам диагностики можно подкорректировать оценочную шкалу подрастающей личности и помочь школьнику построить гармоничные отношения с близкими.

Проективная методика Жиля Рене была разработана для того, чтобы специалист мог легко выяснить, какие межчеловеческие отношения окружают того или иного ребенка. Этот тест поможет выяснить, насколько социально приспособлен ребенок, а также установит его взаимоотношения с окружающими его каждый день людьми.

Проективная методика Рене Жиля основана на своеобразном опросе, который для полноты картины дополнен еще и визуальными материалами. Ребенок смотрит на картинку и проектирует себя вместо нарисованного человечка. Тест включает в себя 42 вопроса, из них 25 – это опросный визуальный материал. На картинках представлены детки и взрослые, которые находятся в разных ситуациях. К каждому рисунку есть пояснение и вопрос. В методике также есть еще 17 текстовых вопросов. Подразумевается, что на них ответ ребенка будет честным.

Обычно цель такого тестирования – это выяснить, как ведет себя ребенок в различных жизненных ситуациях каждый день. Данные ситуации случаются с испытуемым малышом ежедневно, поэтому выяснить, какие межличностные отношения складываются у ребенка с окружающими при помощи методики Рене Жиля не составит большого труда.

Ребенку предлагается посмотреть на картинки и послушать рассказ или почитать его, в зависимости от возраста. Также малышу будут показывать картинки и ребенок должен указать, где на картинке он. Также ему нужно будет указать и некоторых других героев картинки.

Методика Рене Жиля проста для детей, ее отличает образность и легкость. Ребенку будет очень легко проходить этот тест, а проводящий его специалист получит реальные результаты. Тест может проводиться для дошкольников.

Что исследуется

Тест по методике Рене Жиля направлена на то, чтобы установить, какие межличностные отношения окружают ребенка. Но материал теста делиться на две группы явлений, которые исследуются.

Первая исследуемая группа – это разбор ситуаций, которые показывают, какие межличностные отношения складываются у ребенка с людьми, которые окружают его в тех или иных ситуациях. Это ситуации, которые показывают, какие отношения у ребенка с:

1. Матерью,
2. Отцом,
3. Родителями как четой супругов,
4. Братом и сестрой,
5. Бабушкой и дедушкой,
6. Друзьями,
7. Учителями.

Вторая группа материалов, которые содержит тест, позволит по результатам дать характеристику самого ребенка. Можно будет выяснить:

  1. Любознателен ли он.
  2. Какова степень его общительности.
  3. Его лидерские способности.
  4. Желание быть частью компании или склонность к тому, чтобы побыть одному.
  5. Уровень конфликтности и агрессии.

Ключи

Этот тест поможет понять, какие у малыша отношения с родными и друзьями. Тест подходит для детей от 4 до 7 лет. Ключи на тест Жиля позволяют сделать какое-то заключение по методике. Именно по ключам производиться обработка результатов методики и выдается ответ по личности ребенка.

Стимульные материалы

Адаптированный стимульный материал позволяет провести тестирование ребенка 4-6 лет для получения результата с правильным показателем того, какие у малыша складываются отношения с окружающими и каков он сам.

Материалы хорошо тем, что тест будет проводиться с картинками и ребенку будет легко выбрать вариант ответа, глядя на визуальные материалы.

Тест на основе методики Жиля состоит из 42 вопросов, которые помогут пролить свет на отношения малыша с окружающими его каждый день людьми, а также поможет дать характеристику того, каков же сам ребенок как личность.

Итак, вопросы, на которые нужно ответить:

1. Перед вами стол, за ним сидят разные люди. Отметь, где сядешь ты.

2. Снова отметь свое место.

3. Посмотри на картинку, проанализируй вариант рассадки людей и отметь, где твое место.

4. На рисунке стол пуст. Нарисуй за ним несколько человек, в том числе и себя. Подпиши, кто где сидит, исходя из того, какие у этих людей родственные отношения. Пример – по кругу сидят папа, мама, брат, сестра и твой друг.

5. Очень знакомый тебе человек сидит во главе стола. Кто это? И где бы за этот стол сел ты сам.

6. Всей семьей вы уехали за город к хозяевам, у который большой дом. Каждому из вас выделили по комнате. Посмотри на пример и реши, где ты занял комнату ты.


7. Ты уже долго гостишь у своих знакомых в большом доме. Какую комнату вы бы выбрал, посмотри на пример.


8. Вы снова гостите у хозяев за городом в большом доме. Как бы располагались комнаты людей, которые поехали с тобой и твоя комната. Заполни предложенный пример

9. Было решено сделать подарок одному человеку. Кто бы это мог быть? Ты хочешь, чтобы ему дарили подарок? Может быть тебе все равно. Вариант напиши.
10. У тебя есть два билета на отдых. Ты можешь поехать с кем-то одним. Кто это будет. Напиши ниже свой вариант.
11. Ты потерял дорогую вещь. Кому ты скажешь об этом в первую очередь. Напиши вариант ниже.
12. У тебя разболелся зуб. Нужно идти к доктору, который его вырвет. Ты пойдешь сам? Или с кем-то? Кто этот будет?
13. Ты сдал экзамен. Кто будет первый, с кем ты поделишься новостью?
14. Посмотри на пример-рисунок. Ты на прогулке на природе. Поставь крестик над человечком, с которым ассоциируешь себя.

15. Еще одна загородная прогулка. Где ты?

16. Снова гуляем за городом. Где ты?

17. Нарисуй несколько человек и себя, подпиши, где кто.

18. Тебе и некоторым другим людям сделали подарки. Кому подарили самый лучший подарок? Кто бы мог быть на месте этого человека? А может тебе все равно?
19. Ты уезжаешь надолго и далеко от всех родных. По кому бы ты скучал сильнее всего?
20. Твои товарищи гуляют. Где ты находишься во время прогулки. Посмотри на рисунок- пример и пометь себя крестиком.

21. С кем ты больше всего любишь играть:
– с младшими,
– со старшими,
– с одногодками.
22. Это игровая площадка. Где тут ты?

23. Это твои товарищи, они все ругаются, но причина тебе неизвестна. Где тут ты?

24. Это твои товарищи, они ссорятся из-за правил игры. Где будешь ты?

25. Тебя твой товарищ нарочно толкнул в снег. Твои действия:
– расплачешься,
– расскажешь все учителю,
– ударишь своего товарища,
– сделаешь ему устное замечание,
– промолчишь.
26. Хорошо известный тебе человек готовит что-то тем, которые сидят на судьях. Ты среди этих людей. Где тут ты?

27. Ты помогаешь мама:
– много,
– мало,
– редко.
28. Люди стоят вокруг стола и один из них что-то поясняет. Ты среди этих слушающих людей. Где ты?

29. Ты с товарищами на прогулке. Одна женщина что-то всем вам поясняет. Где тут ты?

30. Во время прогулки все решили посидеть на травке. Где ты сидишь?

31. Все эти люди смотрят захватывающее выступление. Где тут ты?

32. Учитель показывает таблицы ученикам. Где ты?

33. Один из товарищей насмехается над тобой. Твои действия:
– заплачешь,
– пожмешь плечами,
– посмеешься над ним,

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Ты:
– заплачешь,
– пожмешь плечами,
– посмеешься над ним,
– обзовешь его и попробуешь ударить.
35. Твой товарищ взял у тебя ручку без твоего разрешения. Твои действия:
– заплачешь,
– будешь жаловаться,
– закричишь
– кинешься отбирать
– постараешься ударить.
36. Ты играешь в настольную игру и дважды терпишь неудачу. Ты недоволен. Что будешь делать:
– заплачешь,
– продолжишь игру,
– промолчишь,
– разозлишься.
37. Папа не пускает тебя гулять. Твои действия:
– промолчишь,
– обидишься,
– заплачешь,
– будешь протестовать.

38. Мама не пускает тебя гулять. Что будешь делать:
– промолчишь,
– обидишься,
– заплачешь,
– будешь протестовать.
– попробуешь пойти, не смотря на запрет.
39. Учитель ушел из кабинета, но попросил тебя присмотреть за классом. Ты сможешь выполнить поручение?
40. Ты в театре со своими родными. В зале очень много мест, куда можно беспрепятственно сесть. Где будешь сидеть ты? Где будут сидеть те, с кем ты пришел?

41. В кино много мест. Твои родные уже сидят на своих местах. Покажи крестиком свое место.

42. В кино с семьей. Где ты сядешь?

Адаптированный вариант детской методики для изучения межличностных отношений Рене Жиля является хорошим примером методик, в которых структура обследуемых межличностных отношений ребенка выходит далеко за пределы чисто родительско-детских отношений в семье [Гильяшева И. Н., Игнатьева Н.Д., 1994].

Методика « Межличностные отношения ребенка » Жиля - это визуально-вербальная проективная методика, состоящая из рисунков и текстовых задач. Изображения на картинках выполнены схематично, что облегчает процесс идентификации испытуемых с персонажами. Например, изображена семья, расположившаяся вокруг стола (см. рис. 6, а), или на прогулке за городом (см. рис. 6, б), или группа играющих детей, или детей, слушающих взрослого, или ссорящихся детей.

Инструкция:

  1. вот стол, за которым сидят разные люди. Покажи или обозначь крестиком, где сядешь ты.
  2. ты на прогулке за городом. Покажи или обозначь крестиком, где находишься ты.

Ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе.

В текстовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях. Например: «С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста, младше тебя, старше тебя?» Или: «Твой товарищ нарочно толкнул тебя, да так, что ты упал. Что ты будешь делать? Заплачешь? Пожалуешься на него? Ударишь? Сделаешь ему замечание? Ничего не скажешь?»

Всего методика содержит 42 вопроса. При обследовании по данной методике от ребенка не требуется развернутого рассказа, достаточно знать его выбор: кто выбран и в какой ситуации, где и на каком расстояний от определенных лиц помещает себя ребенок, какие варианты поведения он предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях. Эта простота и легкость ответа делают методику пригодной для детей от старшего дошкольного до подросткового возраста. Особенности методики дают возможность относительно большой ее формализации. Помимо качественной оценки результатов детская проективная методика позволяет представить результаты обследования и количественно. Методика измеряет 12 параметров, которые можно условно разделить на две большие группы переменных.

Рис. 6. Примеры заданий из методики Рене Жиля

  1. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:
    • 1) отношение к матери;
    • 2) отношение к отцу;
    • 3) отношение к матери и отцу в целом как к родителям;
    • 4) отношение к братьям и сестрам;
    • 5) отношений к бабушке и дедушке;
    • 6) отношение к другу, подруге;
    • 7) отношение к учителю (воспитателю).
  2. II. Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в его межличностных отношениях:
    • 8) степень любознательности;
    • 9) степень стремления к общению с детьми в больших группах;
    • 10) степень стремления к доминированию и лидерству;
    • 11) конфликтность, агрессивность;
    • 12) социальная адекватность поведения - реакция на фрустрацию;
    • 13) степень отгороженности от других, стремление к уединению.

Эти переменные представлены на специальном регистрационном листе. Суммирование баллов по каждому параметру производится, исходя из максимального числа заданий, работающих на данный параметр (от 6 до 20).

Процедура проведения обследования по методике Рене Жиля возможна в двух основных вариантах (рис. 7).

Рис. 7. Примеры трафаретов к заданиям методики Рене Жиля

  1. для школьников, начиная с 2-3-го классов, т.е. уже хорошо читающих, что делает возможным самостоятельное выполнение методики после общей инструкции. В этом случае необходимо много расходуемых тестовых тетрадей и дополнительное время для переноса результатов на бланк регистрации результатов;
  2. для дошкольников и самых младших школьников вопросы методики необходимо читать вслух, давать необходимые вербальные разъяснения. В этом случае ответ ребенка может быть чисто вербальным или в виде указания, т.е. без расходования тестовой тетрадки к методике. Возможно заполнение экспериментатором листа регистрации результатов одновременно с ответами ребенка. Для этого используются специальные трафареты-посредники - уменьшенные схематизированные копии заданий методики, в которых каждый вариант ответа зашифрован цифрой. На эти цифры опирается диагност при шифровке и расшифровке данных.

Общие требования к процедуре опроса на примере опроса детей старшего дошкольного возраста.

  1. Опрос следует проводить без посторонних лиц, особенно родителей.
  2. Вопросы задаются в устной форме. В случае затруднения желательны разъяснения, образные примеры. Следует стараться обязательно получить ответ.
  3. Во всех случаях, когда ответ настораживает или не совсем ясен, стоит продолжить расспросы, даже если это заранее не предусмотрено. В ряде случаев полученная таким образом дополнительная информация может существенно повлиять на общую оценку ответа.
  4. До конца опроса не следует углубляться в родственные или другие отношения ребенка с называемыми им людьми, чтобы не фиксировать его внимание на некоторых из них: это лучше выяснить после. Желательно проверить полученную от ребенка информацию у родителей, поскольку дети нередко слабо ориентируются в родственных отношениях.
  5. Если вопрос включает в себя картинку, то следует положить перед ребенком рисунок, а перед собой трафарет, затем задать вопрос. Экспериментатор показывает и называет ребенку тех людей, у которых есть подписи на картинке. В протокол заносятся номер (из трафарета) указываемой ребенком фигуры, или стула, или комнаты, против которого записывается имя или роль (друг, мать и т.п.), названные ребенком, а также высказывания испытуемого. Такой способ обследования дает возможность многократного использования материала методики.
  6. Как правило, ребенок отвечает на все вопросы за 15 -30 мин, не проявляя заметных признаков утомления. Если же он начал отвлекаться, следует сделать перерыв, но закончить опрос лучше в тот же день. В исключительном случае можно закончить обследование ребенка по этой методике на следующий день.

Методика Рене Жиля служит для изучения социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. Фильм - тест Р. Жиля (Le Test-Film, Rene’ Gille) позволяет получить информацию, существенно дополняющую представление о внутреннем мире ребенка.

Тест Межличностные отношения ребенка позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

Тест Межличностные отношения ребенка является визуально-вербальным, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также 17 текстовых заданий, в среднем выполняется ребенком за 15-30 минут. Методика Рене Жиля может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет.

Фильм - тест межличностные отношения ребенка. (Методика Рене Жиля. / Проективная психодиагностика) Le Test-Film, Rene’ Gille:

Инструкция

Особенности проведения процедуры обследования. Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает:

1) для школьников, начиная с 2-3-го классов, т.е. уже хорошо читающих, что делает возможным самостоятельное выполнение методики после общей инструкции. В этом случае необходимо много расходуемых тестовых тетрадей и дополнительное время для переноса результатов на бланк регистрации результатов;

2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения - папа, мама, брат, сестра или друг, товарищ, одноклассник.

5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.

13.Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.

14.Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься.

15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

16. Где ты на этот раз? Покажи или обозначь крестиком.

17.Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.

20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.

21. С кем ты любишь играть? С товарищами твоего возраста, младше тебя, старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.

22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать? Пожалуешься учителю? Ударишь его? Сделаешь ему замечание? Не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

27. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.

28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

29.Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.

31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком где ты.

32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать? Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из ответов.

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь? Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из ответов.

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения? Что сделаешь? Будешь плакать? Жаловаться? Кричать? Попытаешься отобрать? Начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.

36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру), и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать? Плакать? Продолжать играть? Ничего не скажешь? Начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.

37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей, в кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

Регистрационный лист к методике Р. Жиля.

Отношение. Поведенческие характеристики

Значения в натуральных единицах

Проценты

Границы нормы

Границы нормы

В натуральных единицах

В процентах

III. Родительская чета

IV. Брат, сестра

V. Бабушка, дедушка и т.д.

VI. Друг, подруга

VII. Учитель

VIII. Любознательность

IX. Общительность в группе

X. Доминирование, лидерство

XI. Конфликтность, агрессивность

XII. Реакция на фрустрацию

XIII. Отгороженность

Ключ к Фильм - тесту межличностные отношения ребенка. (Методика Рене Жиля. / Проективная психодиагностика) Le Test-Film, Rene’ Gille:

I. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:

1) отношение к матери;

2) отношение к отцу;

3) отношение к матери и отцу в целом как к родителям;

4) отношение к братьям и сестрам;

5) отношений к бабушке и дедушке;

6) отношение к другу, подруге;

7) отношение к учителю (воспитателю).

II. Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в его межличностных отношениях:

8) степень любознательности;

9) степень стремления к общению с детьми в больших группах;

10) степень стремления к доминированию и лидерству;

11) конфликтность, агрессивность;

12) социальная адекватность поведения - реакция на фрустрацию;

13) степень отгороженности от других, стремление к уединению.

Название шкалы

№ задания

Общее количество заданий

Отношение к матери

1-4,8-15, 17-19, 27, 38, 40-42

Отношение к отцу

1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42

Отношение к матери и отцу вместе, как к родительской чете (родителям)

1, 3, 4, 6-8, 13-14, 17, 40-42

Отношение к братьям и сестрам

2, 4-6, 8-13, 15-19, 30, 40, 42

Отношение к бабушке, дедушке и другим взрослым родственникам

2, 4, 5, 7-13, 17-19, 30, 40, 41

Отношение к другу, подруге

4, 5, 8-13, 17-19, 30, 34, 40

Отношение к учителю, воспитателю

5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28-30, 32, 40

Любознательность

5, 26, 28, 29, 31, 32

Стремление к общению в больших группах детей

4, 8, 7, 20, 22-24, 40

Стремление к доминированию или лидерству в группе детей

Конфликтность, агрессивность

22-25, 33-35, 37, 38

Реакция на фрустрацию

Стремление к уединению, отгороженность

7-10, 14-19, 21, 22, 24, 30, 40-42

№ задания

№ соответствующих шкал

№ задания

№ соответствующих шкал

1, 2, 3, 4, 5, 6, 9

2, 3, 4, 5, 6, 8

1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 13

1, 2, 4, 5, 6, 7, 13

1, 2, 4, 5, 6, 13

1, 2, 4, 5, 6, 7

1, 2, 4, 5, 6, 13

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 13

1, 2, 4, 5, 6, 7, 13

1, 2, 4, 5, 6, 13

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 13

Интерпретация Фильм - теста межличностные отношения ребенка. (Методика Рене Жиля. / Проективная психодиагностика) Le Test-Film, Rene’ Gille:

Данную методику нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки. «Фильм-тест» реализует в себе следующие принципы:

  • принцип «проекции» – личностные образования, выступающие прямо или кос- венно в виде различных установок и поведенческих проявлений, проецируются в тестовую ситуацию и не вызывают у испытуемого реакций защитного характера;
  • принцип «символической линейности» – эмоциональные расстояния между людьми выражаются через линейные расстояния в символической ситуации.

Положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния. При обследовании от испытуемого не требуется развернутого рассказа, достаточно знать его выбор на картинках: кто выбран и в каких ситуациях, где и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя субъект, какие варианты поведения предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях

Примечание. Во-первых, смысл параметра «любознательность». В обыденном сознании понятие «любознательность» близко к понятиям «пытливость», «познавательная направленность», «познавательная инициативность». В тесте Жиля «любознательность» операционализируется только как «близость к рассказывающему что-то взрослому», даже как «зависимость от взрослого, ведомость взрослым», «социальная адекватность поведения».

Во-вторых, понятие «отгороженность», «стремление к уединению». Оказалось, что этот фактор положительно коррелирует с интеллектом! Таким образом, не «любознательные» - близкие к рассказывающему что-то взрослому, ведомые - дети, а как раз «уединенные» дети-одиночки на картинках теста являются более интеллектуально развитыми и в этом смысле более независимыми, направленными не столько на отношения «человек-человек», сколько на отношения «человек-предметный мир».

Обработка результатов (пример).

Примеры заданий из «Фильм-теста» Р. Жиля,
(крестиком обозначены ответы ребенка)
Примеры схематичной маркировки ответов в тестовой тетради Примеры ответов
3. Покажи или обозначь крестиком, где сядешь ты.

Шкала №1 – (+)
Шкала №2 – (0)
Шкала №3 – (0)
6. Ты со своей семьей будешь проводить каникулы у знакомых, которые имеют большой дом.
Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.


Шкала №3 – (0)
Шкала №4 – (+)
23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Покажи или обозначь крестиком, где будешь ты. Расскажи, что произошло?

Шкала №9 – (+)
Шкала №10 – (+)
Шкала №11 – (+)

Результаты, анализ, заключение (пример).

По словам родителей, Саша поступил в школу в 6,5 лет и поначалу держался очень уверенно, активно отвечал на уроках, взаимодействовал со сверстниками. Через месяц у ребенка стала падать успеваемость, участились случаи упрямства и даже явных истерик, связанных с нежеланием посещать школу. Родители перевели Сашу в частную школу, надеясь что индивидуальный подход изменит его отношение. Ситуация несколько сгладилась, но нормальной не стала. В настоящее время Саша ходит в школу нехотя, постоянно просит, чтобы родители забирали его раньше школа коммерческая, полупансионного типа: дети пребывают там с 9 до 17 часов. К тому же маму мальчика беспокоят его обострившиеся ночные страхи: ребенок часто жалуется на ночные кошмары, «постоянно просит купить ему страшных роботов и фильмы ужасов». Отношение к страхам ребенка у членов семьи разное: мама стремится успокоить, папа не замечает, а старшая сестра обзывает Сашу трусом.

Состав семьи: отец, 40 лет (занимается бизнесом), мать, 35 лет (преподаватель в музыкальном училище), сестра Катя, 11 лет, Саша, 7,9 лет.

При психологическом исследовании мальчик обнаружил высокий уровень интеллектуального развития, а также выраженную эмоциональную напряженность (см. шкалы № 11, 12 методики Р. Жиля). Агрессивные сюжеты и сюжеты страхов проявились также в дополнительных проективных методиках (например, в рисунке на свободную тему Саша изобразил кладбище).

В результатах обследования по методике Рене Жиля показатель по шкале конфликтности, агрессивности выше нормы, а среди поведенческих реакций (шкала № 12 «Реакция на фрустрацию») доминирующими оказались реакции активно-агрессивного типа. Соответственно, показатель социальной адаптированности ниже нормы. При этом наблюдается яркая тенденция к изоляции от сверстников (шкала № 13 «Отгороженность»). Слабая включенность во взаимодействие со сверстниками (заниженный показатель по шкале № 9 «Общительность») при наличии тенденции к доминированию и лидерству (завышенный показатель по шкалам № 10 «Лидерство», № 11 «Конфликтность, агрессивность») может говорить о том, что сфера взаимодействия «ребенок – ребенок» для Саши является конфликтной. В основе этого конфликта, вероятно, лежит противоречие между «я» и «мы», когда ребенок хочет, но не может войти в референтную группу сверстников, хотя в фантазиях видит себя лидером. Таким образом, у испытуемого наблюдается стремление к взаимодействию с другими детьми, желание утвердиться в их глазах, но в реальности наблюдается неумение выстраивать свое поведение соответственно нормам.

Несмотря на то что Саша социально ориентирован, любознателен (шкалы № 7, 8), стремится доминировать (шкала № 10), наличие страхов снижает его уверенность в себе, делает поведение самозащитным и агрессивным, создаёт проблемы в общении со взрослыми, лишает полноценного общения со сверстниками (по словам мамы у Саши всего два друга – один в школе, другой во дворе).

В сфере семейных отношений следует отметить полный отказ мальчика от контактов с отцом на фоне предпочтения матери (показатель по шкале № 1 завышен по сравнению с нормативным). Возможно, сильная привязанность Саши к матери вызывает нежелание идти в школу, так как это вызывает разлуку с ней, а значит потерю уверенности в собственных силах.

Тесты по психологии для школьников, тесты для детей, проективные методики.

Методика Рене Жиля. (Фильм - тест межличностные отношения ребенка. / Проективная психодиагностика. / Le Test-Film, Rene’ Gille).

Шкалы: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к родителям, отношение к братьям и сестрам, отношение к близким родственникам, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, общительность, стремление к лидерству, агрессивность, реакция на фрустрацию, стремление к уединению

Назначение теста

Исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

Описание теста

Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.

Экспериментатору можно рекомендовать сопровождать, обследование беседой с ребенком, в ходе которой можно уточнить тот или иной ответы, узнать подробности осуществления ребенком его выборов, выяснить, может быть, какие-то особые, «щекотливые» моменты в его жизни, узнать о реальном составе семьи, а также поинтересоваться, кто те люди, которые нарисованы, но не обозначены на картинках (например, картинка. № 1, при этом важно записать порядок, в котором они названы). В целом можно использовать те возможности, которые дают проективные методики.

Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития - и более старшего возраста.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных:

конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми :

1. отношение к матери;
2. отношение к отцу;
3. отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);
4. отношение к братьям и сестрам;
5. отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;
6. отношение к другу (подруге);
7. отношение к учителю (воспитателю).

Переменные, характеризующие особенности самого ребенка :

8. любознательность;
9. стремление к общению в больших группах детей;
10. стремление к доминированию, лидерству в группах детей;
11. конфликтность, агрессивность;
12. реакция на фрустрацию;
13. стремление к уединению

И, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.

Тест

1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.


3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.


4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).


5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?


6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.


7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.


8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.


9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.

13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.

14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.


15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.


16. Где ты на этот раз?


17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.


18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.

20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.


21. С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста; младше тебя; старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.

22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.


23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.


24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.


25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать; пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.


27. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.

28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.


29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.


30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.


31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.


32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.


33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.

36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.

37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?


41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице, где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале № 1 - «отношение к матери»- их 20) и номера этих заданий.

Название шкалы Номера заданий
Количество заданий
Отношение к матери 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42 20
Отношение к отцу
1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 20
Отношение к матери и отцу вместе, воспринимаемыми ребенком как родительская чета («родители»)
1, 3, 4, 6-8, 13-14, 17, 40-42 12
Отношение к братьям и сестрам 2, 4-6, 8-13, 15-19, 30, 40, 42 18
Отношение к бабушке, дедушке и другим близким родственникам 2, 4, 5, 7-13, 17-19, 30, 40, 41 16
Отношение к другу, подруге 4, 5, 8-13, 17-19, 30, 34, 40 14
Отношение к учителю, воспитателю 5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28-30, 32, 40 12
Любознательность 5, 26, 28, 29, 31, 32 6
Стремление к общению в больших группах детей («общительность в группе детей»)
4, 8, 17, 20, 22-24, 40 8
Стремление к доминированию или лидерству в группе детей 20-24, 39 6
Конфликтность, агрессивность 22-25, 33-35, 37, 38 9
Реакция на фрустрацию 25, 33-38 7
Стремление к уединению, отгороженность 7-10, 14-19, 21, 22, 24, 30, 40-42
18